Больший, а слуга

  «БОльший из вас да будет вам слуга», — сказал Иисус Христос, и добавил, — «ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Сказал и сказал: «будет» в далёкой перспективе. Это когда унизившиеся и возвысившиеся в обителях Божиих будут, или, лучше, в Царствие небесное войдут, или когда Царствие и воля Отца небесного, по молитвам нашим, и на земле будет, как на небе. «Будет» – не сейчас. Сейчас, так выходит, чтобы избежать унижения в будущем, надо бы стараться не возвышать себя, не становиться по отношению к другим «большим», а наоборот – унижать себя, чтобы, когда придёт время, «возвысится».

  И вот когда цели и задачи ясны и перспектива, кроме как унижения себя, выглядит довольно заманчивой, вдруг приходит понимание другого порядка: а что если Иисус Христос изрёк статью закона, заповедь: «больший из вас да будет вам слуга»? И «да будет» — не далёкая перспектива, а уже факт, утверждение. Больший — он потому и «больший», что способен быть слугой, способен приносить пользу и оказывать помощь другим людям. Больший же большего тот, кто способен подчинить всю свою волю, отдать всего себя другим людям, жить ради других.

  И так выходит, что возвышение себя до «большего» происходит не когда-нибудь, а тотчас, здесь и сейчас, каждый раз, когда мы прилагаем усилия по заботе о других, когда мы унижаем себя услужливостью, становимся полезными и участливыми в судьбе других людей. Не бывает так, чтобы «больший» не был слугой. Тот же, кто всю свою жизнь посвящает другим, кого, не злословя, можно назвать «слугой народа» или «большим человеком» — поистине велик.

  Словно в подтверждение смысла изречённой заповеди о большем слуге, Иисус  Христос, спустя два дня, во время вечери, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем, которым был препоясан, чтобы им быть у пасхального стола вечери с чистыми ногами, ибо тогда возлежали они у стола босоногими. «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

 Он самый больший из больших, ибо жил и отдал свою жизнь за нас.


Рецензии