С помощью Божьей

 
Сейчас, по прошествии более, чем двух столетий, нам, живущим в техногенном ХХ1 веке, трудно представить, какая сила духа, какие физические усилия потребовались нашим предкам,  переселившимся в необжитые, бескрайние кубанские просторы. Как им удавалось: и границы от недругов охранять, и целину поднимать, поселения строить там, где совсем недавно лишь шумели ветра, вздымая волнами камыши в плавнях, да степные травы на равнинах? Из воспоминаний старожилов, книг, посвященных подвигу освателей Кубани, ясно: все неимоверные, нечеловеческие испытания запорожцы преодолевали с помощью Божьей! Выше всего почитали они веру Православную. 
Казаки-переселенцы, не успев хорошо   обустроить на новом месте  своих жилищ, испытывая крайнюю нужду в самом необходимом, в первые же годы строили по всей Черномории православные храмы. При этом люди часто отдавали на благое дело свои последние кровные копейки. Эта безоговорочная, безоглядная вера в Спасителя и помогли им выстоять в лихие годины.
Крупнейший дореволюционный историк Кубани, член-корреспондент Императорской Академии наук и почетный член Кубанского Областного Статистического Комитета Федор Андреевич Щербина оставил потомкам огромный многотомный труд: «Историю Кубанского казачьего войска» (Екатеринодар, типография Товарищества Печатного и Издательского Дела под фирмою «Печатник». 1913). В советский период эта книга была недоступна широкому читателю, а ее автор вынужден был находиться за границей в эмиграции. В 1992 году книгу переиздали в Краснодарском издательстве «Советская Кубань». Атаман Кубанского казачьего войска Владимир Прокофьевич Громов в послесловии к труду Щербины подчеркнул: «Ф. А. Щербина поднял такие проблемы в истории Кубани, которые до настоящего времени актуальны, спорны и требуют  углубленного исследования... Ф. А. Щербина создал труд, до настоящего времени не превзойденный по степени полноты, богатства событий, всестороннего показа истории Кубани, казачества».
Во втором томе «Истории Кубанского казачьего войска» Щербина пишет:  «Другим сословием, выделившимся в казачестве, было духовенство. Казачье духовенство обосновалось в самостоятельный класс под влиянием иных, однако, причин, чем панство. В основу его выделения легли чисто духовные потребности массы. Казачеству так же необходимо было духовенство, как и религия, без которой оно не могло жить... Запорожцы и их наследники, черноморцы, отличались особенною религиозностью и приверженностью к православной религии. И это понятно. В девизе Запорожья стояла борьба за веру. Черноморцы наследовали этот девиз, идя на Кубань оберегать русские границы от людей иной, не христианской,  веры. …Короче, религиозность черноморцев была закреплена казачьей историей. Но прежде, чем черноморцы принесли свет Христов в новый край, здесь существовали уже в древние времена христианство, церкви, обители  и христианское население.  Первыми вестниками христианства на Кавказе были апостолы Андрей Первозванный и Симон Зилоть или Кананит. О посещении этими проповедниками Кавказа, а Андреем и нынешней Кубанской области, есть прямые указания... Одним словом, далеко раньше, чем русские стали заселять Северный Кавказ, между здешними народами уже были посеяны семена христианства, а в русской Тмутаракани Христианство и христианские храмы были уже обычным явлением. Лучшими свидетелями прошлого местной церковной истории служат многочисленные исторические памятники древнего христианства, разбросанные по Кубанской области"
Жители Поповичевского куреня не были исключением. По одним источникам они построили церковь Богоявления Господня в 1799 году, еще на первом месте своего поселения (у урочища Сагы). Была она деревянной. Но, скорее всего, дата указана ошибочно, ведь о церкви есть более раннее упоминание. В донесении Черноморского войскового правительства войсковому атаману Котляревскому (датировано: 16 февраля 1797 года) рассказывается о ходе строительства в казачьих куренях православных храмов: «В Поповичевском – Богоявления Господня, во оной священник Стефан Твердомед. В Величковском – Святые Великомученицы Варвары, во оной священник Иван Сулима».
Перебравшись на новое место жительства, на реку Понуру, праотцы наши не могли бросить храм Божий на произвол судьбы, на поругание набегавших, время от времени, на Кубань иноверцев. Нелегко было, но церковь разобрали по бревнышку, а спустя пару лет восстановили на новом месте. И не важно, что при описании этого факта тоже используются разные версии. Так до конца и не ясно, как все же переправили разобранную святыню казаки: на баржах по реке или обозом по суше? Но может быть,  наши предки использовали смешанный способ транспортировки  ценного груза? К Понуре  все доставили лошадьми, а затем погрузили на лодки? Некоторые авторы склонны утверждать, что церковь Богоявления Господня в разобранном виде перевезли непосредственно из Запорожья. Поверить в такое трудно, ибо, уж слишком долгим, тяжелым стало бы такое предприятие, хотя, как знать… Атаман Калининского казачьего общества Леонид Литвинов в своей книге "Станица Пововичевская" пишет, что поповичевцы, спустя некоторое время после переселения на Понуру, отправляли обоз в Запорожье за церковной утварью. Но вернулся ли он обратно на Кубань, из повествования не понятно. Говорится только, что многие участники этого похода не выдержали испытания суровой зимой и погибли.  Так или  иначе,  произошло, но нам надо в ноги поклониться нашим предкам.   Помолиться с благодарностью о них, как и о тех, кто на протяжении веков благоустраивал нашу чудную церковь,  украшал аккуратные приделы храма, кто помог сохранить святыню в период ярого богоборчества, а потом вновь  вдохнуть в нее жизнь. Позже храм признали памятником русского зодчества.
 В краевом архиве есть документ о том, что в Поповическом курене в 1809 году начал действовать храм Божий: «…куренное селение украсилось церковью во имя Богоявления Господня, деревянной, с деревянной же колокольней". На строительство церкви поповичевцы потратили 8 200 рублей серебром (по тем временам огромная сумма), а собрали ее «от доброхотных приношений».
В 1855 году (в некоторых других источниках  -  в 1856 и в 1833 году) построили новое здание церкви с колокольней (на месте старой, обветшалой). Она тоже была деревянной, но на кирпичном фундаменте. Поблизости соорудили деревянную сторожку. На эти объекты собирали  деньги по раскладке с каждого станичника и  доброхотные приношения. Всего: 9 714 рублей 30 копеек серебром.
 В «Кубанском сборнике» под редакцией О. В. Матвеева. Краснодар. ООО «Книга». 2007 г. отдельной главой помещена «РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА января 1816 года Таврической губернии Екатеринославской Епархии Войска Черноморского ведомства Екатеринодарского духовного правления области Черноморского войска о священно - и церковнослужителях и их семьях (7-я ревизия)». В ней приведены данные о действовавших на тот момент храмах.
В главе «Селение Поповичевское» есть такие сведения: «При Богоявленской двухприходной церкви священник Прокопий Крамаренко (39 лет). У него сын Порфирий пяти лет (умер в 1811 г.).
Священник Иоанн Залетов из дьячков селения Рогивскаго (35 лет). Священника Иоанна Залетова жена Евдокия Игнатьева (19 лет). Его же Залетова дочь Татиана (двух лет).
Дьячок Иван Козачевский (41 год). Дьячка Ивана Козачевскаго жена Стефанида Васильева (33 года).
Пономарь Григорий Крамаренко (23 лет) произведен в местечко Гривиное диаконом в 1813 году.
Умершаго в 1803 году священника Стефана Твердомедова жена Елена Степанова (46 лет). Итого мужеска пола налицо -  три. Итого женска пола налицо -  четыре».
Старожил райцентра Виталий Павлович Попков рассказал, что в послевоенные годы (до 1959 г.) он однажды заблудился в плавнях ночью. Лил дождь, ничего не было видно. Поэтому он выехал не к Хмельницкой, а в противоположную сторону, к хутору Чекист. В сторожке, что стояла у самой реки, его радушно принял дед Сидоренко. Растопили печь, испили чайку. Завязалась непринужденная беседа. Всю долгую ночь дед рассказывал о том, чему сам был свидетелем и о том, что ему рассказывали его отец и дед. Когда речь зашла о Поповичевской церкви, то рассказчик обрисовал, как его прадед возил из леса (видимо, это нынешний Красный лес, что находится на территории Красноармейского района) бревна на лошади для строительства церкви (уже второй). В те времена казакам давали своеобразную разнарядку: сколько кому положено чего сделать для общего дела.  И никто не роптал.
По архивным данным церемония освящения нового церковного здания  состоялась в 1856 году. В 1878 году  обустроили правый придел во имя апостола Матфея. Левый – во имя великомученика Пантелеимона открыли в 1900 году. В сторожке в 1886 году открыли школу грамоты. Заведовал ею священник Г. Дьяченко, законоучителем был Н. Воробьев. В 1895 году на территории церкви построили деревянную церковноприходскую школу на 60 учащихся (позже ее обложили снаружи кирпичом).
В то время церковь имела 180 десятин земли, которую сдавали в аренду по 13 рублей за десятину. Кроме того, имелось еще 143 десятины причтовой  земли. Притч состоял  из двух священников, диакона, двух псаломщиков. В церкви были свои лавки, где прихожанам продавали свечи и другие необходимые товары.
 Еще один храм в центре станицы  начали строить в мирное время, а сдали в эксплуатацию уже в период Первой мировой войны. 
По данным страховой оценки церковного имущества, проведенной по всей России в 1910 году, вместе с иконостасом и колокольней Поповичевский храм Богоявления Господня оценили в 20 тысяч рублей. Перед Первой мировой войной в нем служили священники Федор Игнатьевич Дудкин и Василий Ключанский.
О периоде с 1920 по 1942 год архивных данных не сохранилось, и неизвестно кто был в это время священником. С середины 1920 года церкви было запрещено вести метрические книги, это делали в станичном Совете. А с начала тридцатых годов церковь вообще превратили в зернохранилище. Сведений о том, как удалось сохранить храм в период воинствующего атеизма, кто помог выстоять Православной святыне, нет. В советские времена люди боялись об этом даже заикнуться. Когда же власть страны повернулась лицом к Православию, те, кто мог приоткрыть завесу тайны, уже умерли. 
Из книги "Земля родная, земля казачья". Краснодар. 2014 год.


Рецензии