Пострадали за веру

После установления советской власти по всей стране усиленно насаждался  атеизм. Тысячи православных храмов разрушали, закрывали, но и в действующие ходило все меньше народа. Хотя  официально власти за это не преследовали, но и  не приветствовали. Особенно строго спрашивали с коммунистов и комсомольцев, государственных служащих, представителей интеллигенции, не говоря уже о руководящих работниках.  Каждый знал, что несет ответственность не только за себя, но и за своих ближних и дальних родственников. Служители церквей были обязаны подавать в органы власти сведения обо всех проведенных обрядах (венчании, крещении, отпевании).  Люди старались скрыть, что посещают церковь, но рано или поздно тайное становилось явным.  Провинившимся объявляли выговоры по партийной и комсомольской линии, нередко -  увольняли с работы. И это продолжалось почти  до самой перестройки. В двадцатые-тридцатые годы применялись и более жесткие меры. 
Верующие люди были вынуждены скрывать свое истинное отношение к Православию. Прятали доставшиеся от предков иконы и другие реликвии на чердаках и в других укромных  местах, церковные праздники, даже самые значимые (Рождество и Святую Пасху)  отмечали тайно. Детям строго наказывали, чтобы никому не рассказывали о домашних торжествах. Истинные православные верующие,  несмотря ни на что,  умудрялись оставаться стойкими христианами и закладывали зерна святой веры в души своих детей и внуков.
История России знает тысячи примеров, когда в богоборческий период  люди страдали за веру, томились в застенках, шли на каторгу, а иногда и на расстрел. Особенно много пострадало священников, в том числе и кубанских. Одних сослали в ссылку на север, в Архангельскую губернию или Сибирь  на лесоповал, в лагеря и тюрьмы или сразу -  на расстрел.
Один из подобных случаев помнят старожилы Калининской. В 1932 году в престольный праздник Богоявленского храма,  чтобы сорвать церковную службу, коммунисты устроили свой праздник.  Предполагалось петь, плясать и веселиться. Знатным гармонистом в ту пору в Поповичевской был Василий Фисенко. Однако на распоряжение играть на  этом «красном» мероприятии  он ответил отказом. Не мог этот глубоко верующий человек позволить себе в святой день богохульные действия.  Этот вызов советской власти не прошел бунтарю даром. Вскоре его арестовали и расстреляли, а семью выслали в Челябинскую область. Вернуться в родную станицу семье гармониста-бунтаря удалось лишь спустя десятилетия, после того, как в числе десятков тысяч безвинных жертв наш земляк был реабилитирован. 
Еще более трагическая история произошла в Поповичевской летом 1918 года. О ней в советские времена тщательно умалчивали. Лишь в 2012 году ее обнародовал  атаман Калининского казачьего общества Леонид Литвинов. Помог ему собрать данные и ранее рассказывал о ней мне священник, настоятель Свято-Воскресенского храма поселка Советского отец Анатолий, некоторое время замещавший настоятеля Богоявленского храма отца Георгия Черных. 
Поповичевская всегда пышно отмечала престольный праздник Богоявленского храма -  Великомученика и  целителя Пантелеимона.  Но в 1918 году в этот день стояла напряженная тишина.  С апреля в станице команда красного матроса Федора Рогачёва жестоко расправлялась с  «контрой». Поповичевцы знали, что в станице Днепровской (ныне - соседнего Тимашевского района) две недели назад   расстреляли священника Марии-Магдалинского монастыря Григория Никольского. Благочестивому старцу злодеи выстрелили прямо в рот из нагана. Многие поповичевцы  его знали лично, ведь до святой обители рукой подать.
Несмотря на запрет новых хозяев станицы, в Богоявленском храме провели  праздничную службу. Священник отец Василий совершил таинство крещения младенца  Пантелеимона – родившегося накануне вечером сына казака Зиновия Яценко. Псаломщик Пётр Славянский при  крёстных - казаке Прокофии Яценко и крестьянке Дарье Слышко сделал соответствующую  запись в «метрику».
Около полудня во дворе храма появились  всадники. Они стреляли  на ходу в воздух из винтовок. Потом, не снимая шапок, с папиросами в зубах, зашли в церковь, начали браниться. Силой вытащили священников  на улицу. Прихожане,  пытавшиеся образумить богохульников, получили увесистые удары прикладами.
Мученически окончили земную жизнь священники Богоявленской церкви  Василий Алексеевич Ключанский (67 лет) и Николай Васильевич Соболев (45 лет). Их расстреляли во дворе храма. Вместе с духовными отцами погибли: мещанин Терентий Рубайло (62 лет), урядник Фёдор Додура (47 лет),  крестьянин Иларион Калашников (46 лет), урядник Иван Тыцкий (49 лет), казаки Иван Белоконь (60 лет), Самуил Селезень (58 лет), Фома Тыцкий (34 лет), Артемий Шпак (60 лет),  жена казака Матрёна Торговицкая (60 лет).
В метрической книге Покровской церкви станицы Поповичевской указана дата смерти мучеников - 27 июля, дата погребения - 3 августа 1918 года. В графе, указывающей причину смерти, написано: «Убиты большевиками». Чин погребения совершили священник Покровской церкви Иван Илларионов и псаломщик Григорий Розанов.
После расстрела тела убитых священников ревкомовцы вывезли за станицу и под страхом смерти запретили к ним приближаться. Но под покровом ночи верующие вывезли тела своих пастырей в хутор Казачий (ныне поселок Советский Тимашевского района) и там тайно захоронили у подножия небольшого кургана, где в давние времена было старое кладбище, о котором в начале двадцатого века уже забыли. Но после Великой Отечественной войны там начали опять хоронить селян и у последнего приюта поповичевских священников появились "соседи".
Богоявленская церковь после трагических событий была закрыта. Возобновились богослужения в сентябре, когда в станицу вошли части Добровольческой армии генерала  Деникина.
Недалеко от дороги Тимашевск-Славянск-на-Кубани у поселка Советского находится разросшееся за последние годы кладбище. Здесь, среди могил вросли в землю старинные кованые кресты. Под ними и лежат отец Василий и отец Николай – священники Богоявленского храма станицы Поповичевской. О страшной тайне, не записанной ни в какие официальные архивные документы, знал весьма ограниченный круг лиц, которые передавали ее лишь самым близким, надежным людям. Казалось, что спустя почти столетие обо всем забыто… Вместе с атаманом Калининского казачьего общества Леонидом Литвиновым мы побывали в поселке Советском и познакомились с истинно верующим человеком, энтузиастом Иваном Ильичем Захаровым. В 2010 году он узнал о тайном захоронении, нашел неприметные, заросшие барвинком и степными травами могилы, облагородил их. Теперь когда-то глубоко вросшие в землю кованые чугунные кресты окрашены серебряной краской и стоят прямо, как бы стояли в саду или на улице благочестивые мужи, не знающие за собой греха - гордо подняв голову. Вокруг могил металлические оградки, земля выложена тротуарной плиткой, на крестах металлические таблички с именами, а рядом – подобие китайских фонариков – чтобы поставленная внутрь свеча не гасла. За могилой ухаживают, приносят сюда живые цветы дети истинно православного человека Ивана Захарова, подростки: Иоанна и Феодор.
В 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве было принято решение о прославлении всех ведомых и неведомых мучеников, погибших за веру православную в советский период. Фактически священники Богоявленского храма уже причислены к святым, но чтобы узаконить это, надо оформить специальные документы, пройти соответствующие процедуры, предоставить бумаги в Москву. 
9 августа 2013 года исполнилось 95 лет со дня мучительной смерти священников Богоявленского храма Николая Васильевича Соболева и Василия Алексеевича Ключанского. Представители Калининского станичного казачьего общества побывали на кладбище поселка Советский.  Настоятель местного храма на Крови Анатолий Дзюба и благочинный Калининского благочиния Ейской и Тимашевской епархии настоятель Старовеличковского храма Святой Троицы Константин Кливекин отслужили панихиду.
Из книги "Земля родная, земля казачья". Краснодар. 2014 год.


Рецензии