У обочины

Солнце спряталось за кроны деревьев, а через несколько мгновений исчезло окончательно. Бескрайний лес макушками деревьев тянулся к горизонту. Сотни миллионов зеленых стражников покорно несли службу, сохраняя под своими мощными ветвями покой лесных жителей. Редкие звери покидали пределы леса. Иногда только любопытно высовывали нос из густых чащ, но напуганные резким гулом и слепящим светом фар тут же бежали, поджав хвосты, в безопасное место. Вековые деревья, издевательски обнаженные, прятали за своими спинами красоту нетронутой природы, являясь перед взором людей немощными и сухими старцами. Лес перенес многие невзгоды: пожары, ураганы, редкие заболевания, но лишь человеческими руками был высечен здесь шрам из асфальта и бетонных плит.
Единственная дорога обвивала непроходимые участки крутыми изгибами, а через лесные реки перепрыгивала железобетонными мостами. Некоторые мосты были едва заметны, а вот некоторые представлялись интересной и совсем не простой инженерной мыслью.
После заката солнца неподалеку от дороги собирались люди. Они выглядывали из-за деревьев и не спеша выходили из леса. Шли парами, держась за руки, растянувшись небольшой колонной.
Некоторые из них прятали взгляд, не проявляя никакого любопытства к окружающим. А кто-то, напротив, навязчиво интересовался состоянием здоровья, настроением и ещё кучей разных вопросов.
- Мари, - раздался беспокойный женский голос. - Мари, где же ты?
Из-за деревьев, откуда поочередно выходили люди, появилась девушка. На вид ей было около тридцати лет. Хрупкое тело покрывало легкое платье, местами разодранное и выпачканное темно-бурыми пятнами. Она шла босиком, и, казалось, совершенно не ощущая нежными ступнями грубой поверхности земли. Девушка прикрывала лицо ладонями, пытаясь спрятать слёзы. Едва сдерживаясь от припадка, она кричала:
- Мари, девочка моя, отзовись! Где ты?
Иногда останавливалась и пристально вглядывалась в проходящих мимо людей – в надежде, что на её голос отзовется Мари. Безуспешно. Люди проходили мимо, сочувственно кивая головами, и большинство из них не обращали на неё никакого внимания.
Девушка бросилась к прохожему, схватила его за руку и громко вскрикнула, подобно сумасшедшей. Мужчина грубо оттолкнул её. Забившись в истерике, она упала на землю.
- Мари, где же ты прячешься? Верните мою дочь! Я проклинаю вас. Верните её. Девочка ведь  ничего никому не сделала. Никто из вас не имеет права так поступать с нами. Вы слышите меня?
Но никто её не слышал. Вернее сказать, никто не хотел обращать на нее внимания. Люди продолжали вести меж собой тихие разговоры. Некоторые восхищались небывалой красотой окружающей природы. Кто-то разглядывал звездное небо, пытаясь угадать планету или отыскать созвездие. А кто-то, сложив руки, просто молча наблюдал, что делают другие.
Немного придя в чувство, девушка поднялась с земли и направилась к дороге. Из-за поворота показались яркие огоньки. С каждой секундой они приближались, пробиваясь сквозь густую черную ночь. Свет фар и звук двигателя рейсового автобуса спугнули большинство людей. Те  скрылись в высокой траве, прячась от бегущего по дороге яркого света. Никто не хотел быть замеченным, словно это могло оказаться самым страшным наказанием. Но некоторые не бросились в укрытие, а лениво сползли вниз, растянувшись по сырой земле.
Девушка неподвижно стояла у обочины. Ей не было страшно. Она с нетерпением ждала, когда большая черная тень пронесется мимо, оставив после себя клубы выхлопного газа – было что-то очень знакомое в этом звуке и запахе.
Яркий свет фар выхватил её фигуру среди непроглядной ночи. На несколько мгновений можно было разглядеть её красивое молодое лицо,  худые плечи и тонкое тело, едва прикрытое разодранным платьем. Девушка пыталась заглянуть в каждое окошко. В её взгляде читалось любопытство: ничего подобного она раньше не видела. Приветливая улыбка растянулась по всему лицу, когда она встретилась взглядом с человеком в окне. Но человек не проявил никакого интереса. Он смотрел куда-то сквозь девушку, хмурясь и вглядываясь в густые черные чащи.
Спустя полминуты автобус скрылся за очередным поворотом извилистой дороги, а шум двигателя жадно поглотила ночная тишина. Девушка смотрела вслед, и по её щекам текли горячие слёзы. Она не могла разобраться в чувствах, внезапно нахлынувших на неё. Молча села на окраину обочины, обхватила руками колени, положила на них голову и, громко всхлипнув, заплакала.
Люди, выглядывая из-за высокой травы, не спеша подползали к краю дороги. Молодой месяц серебрил их лица, а острые звезды и впрямь казались такими острыми, что невольно заставляли людей сгибать спины.
- Ну вот, опять, - тихо сказал молодой парень.
- А разве могло быть по-другому?
- Не знаю, - ответил парень. - Мы можем ей как-то помочь?
- Никто из нас не в силах помочь ей. Пусть всё идёт своим чередом, не вмешивайся.
 - Но отец, - возразил молодой парнишка, - я не могу больше смотреть, как она страдает.
- Думаешь, только тебе нелегко? Ты прекрасно знаешь, что твоих сил не хватит для помощи ей. Лучше побереги их для дальнейшего перехода.
- Сколько нам ещё здесь находиться?
- От нас теперь ничего не зависит, - сурово ответил мужчина.
Парень отвел взгляд, его голова наклонилась в тягостном раздумье. Каждый день он мечтал, как можно скорее покинуть это место. Он не чувствовал страха перед величием ночи. Не робел перед лесными хищниками, хотя с ними и не сталкивался, а только слышал их протяжный вой.
И ещё он хотел помочь молодой девушке, но совершенно не понимал, каким образом это сделать. Ведь среди двух десятков людей, которые находились теперь вместе уже на протяжении нескольких недель, никогда не было девочки по имени Мари.
- Почему никто из автобуса не заметил её? Ведь она стояла у края дороги, полностью освещенная светом фар…
- Сложно сказать, сынок. Люди в проезжающих машинах совсем не обращают на нас внимание. Их мало что интересует.
- Тогда зачем мы прячемся?
- Считай, что это простая необходимость.
- Если бы люди знали, насколько окружающий мир огромен и разнообразен!
- Некоторые из них знают об этом, но предпочитают помалкивать.
Парень вопросительно посмотрел на отца.
- Вы слышали?
Отец и сын оглянулись. Перед ними стояла женщина пожилых лет. Её лицо скрывало загадочную улыбку.
- Сегодня двое исчезли. Сергей Михайлович и мужчина в черном комбинезоне не появились после заката солнца.
- Андрей?
- Точно, Андрей! - ответила старуха, сдвинув брови. - Мы отправили несколько человек обследовать всю близлежащую местность, но никого не обнаружили. Если они не появятся к рассвету, то можно смело их вычеркивать. Счастливчики, что тут ещё сказать.
Старуха хихикнула, обнажив кривые пожелтевшие зубы.
- Виктор? А вы как думаете? Покинете эти края вместе с сыном? Или по отдельности? - морщинистое лицо исказил противный хриплый смех. Мелкие черные глаза глядели то на отца, то на сына.
- Я в очередной раз прошу не донимать нас, - строго ответил Виктор.
- Вы боитесь, что ваш сынок останется здесь, со мной. Уж я выучу его хорошим манерам!
Старуха залилась мерзким смехом и поковыляла в сторону.
- Хорошим манерам. Выучу! - прохрипела она и скрылась за высокой травой.
- Отец, что с ней? Почему она так озлоблена?
- Не знаю. Давай присядем, сынок. Посмотри, какой чудесный мир окружает нас.
Свежей воздух впитал весь аромат бескрайнего леса. Повсюду царило молчание. Как правило, в  такие минуты человек особенно чувствует свою неразрывную связь с природой. Или, скорее, к нему приходит понимание, что он и являешься частью огромного и неделимого мира, в котором нет ничего лишнего, ничего случайного.
- Простите, вы не видели мою дочь? Её зовут Мари. Она должна быть здесь, но я нигде не могу её найти. Она очень послушная девочка и без разрешения никогда не убежит далеко.
Девушка присела рядом с молодым парнишкой. Она внимательно посмотрела вначале на отца, а затем – на его сына. Потом медленно перевела взгляд в сторону, всматриваясь в глубину леса. Теплый ветер плавно покачивал верхушки деревьев. Шелест листьев тихонько разносил по сторонам гипнотическое звучание. Великолепие первобытной природы притягивало их взгляды.
- Красиво, - задумчиво сказала девушка.
- Красиво и спокойно, - промолвил отец.
- Я не представилась, меня зовут Злата. Я ищу свою дочь Мари. Ей девять лет. У неё светлые длинные волосы и большие зеленые глаза. Я целый день не могу найти её. Не понимаю, куда она могла пропасть? Раньше ничего подобного не случалось. Мари всегда находилась рядом со мной, я старалась уделять ей всё свободное время. А теперь я хожу, как обезумевшая, и никто не хочет мне помочь. Неужели вы не видели её?
- Нет, - сухо ответил отец.
- И вы?
- И я, - с жалостью в голосе сказал паренек.
- Странно, у кого не спрошу, никто не видел мою девочку. Что же мне делать?
- Останьтесь с нами. Давайте вместе созерцать чарующую красоту мира.
- Поймите, я не могу. Мне необходимо найти дочь. Возможно, она сейчас находится в лесу совсем одна. С ней может произойти всё, что угодно. Простите, но мне нужно идти. До свидания.
- Злата, - тихонько проговорил отец. - Я верю, что однажды вы обязательно найдете её. 
Девушка благодарно улыбнулась и через несколько мгновений скрылась в высокой траве. Неподалеку оживились голоса людей. Поводом для разговоров служили хорошо знакомые вопросы. И опять слышались сухие короткие ответы, рушившие всякие надежды Златы. Но она, будто не воспринимая безразличие и даже грубость, продолжала тянуться к каждому встречному.
- Простите, вы не видели мою дочь?
- Пошла прочь! Запомни моё лицо, как следует! Если ещё раз подойдешь, я переломаю твои ноги, - мужчина замахнулся рукой, но в последний момент остановился. Злоба исказила его лицо, покрыв багряными пятнами. Однако он пришел в себя и проговорил более мягким голосом: «Какая же ты чудачка! Никак не можешь запомнить, что здесь нет твоей дочери!».
- Не выдумывайте! Мари не могла исчезнуть. Я точно помню, что она была со мной.
- Ничего ты не помнишь, - пробормотал мужчина и, махнув рукой, сел на землю.
Злата неторопливо шагала вперед. Странно. Все голоса людей казались очень знакомыми: молодой паренек с отцом; мужчина, который грубо толкнул её на землю; и другой, что обещал поломать ноги; и все, кто молчал, пряча от неё взгляд… Злата вздрогнула. Затем медленно оглянулась. Перед ней стояли почти два десятка человек. Они молча смотрели на неё.
- Скажите, кто вы? - осторожно спросила девушка.
Но люди продолжали безмолвно стоять, словно чего-то ожидая.
- Мне кажется, что я знаю вас. Мы где-то виделись?
Старуха подошла к Злате, взяла её за плечи. Взгляд старухи был пронзителен, от него бежали мурашки по всему телу. Затем старуха громко спросила:
- Никто не против, если сегодня это сделаю я?
В ответ послышалось одобрительное мычание.
- Скажи мне, девочка моя, ты ищешь свою дочь, верно?
- Да, - губы Златы охватила мелкая дрожь.
- А когда ты её видела в последний раз?
- Я видела её...
Злата запнулась и задумалась. Она поняла, что не помнит последней встречи с дочерью.
 - Я не помню, - только и удалось вымолвить девушке.
- А что ты помнишь? - надменно спросила старуха. - Ты не узнаешь нас?
- Нет.
- Посмотри внимательней и попробуй ответить, кто мы?
Девушка смотрела растерянным взглядом на суровое старушечье лицо.
- Мы жертвы автомобильной катастрофы, которая произошла несколько недель назад. Мы погибли не своей, а преждевременной смертью. И теперь нам суждено скитаться между мирами. Вывести нас из этого состояния можно с помощью коллективной солидарности. Твоей дочери не было среди нас, а, значит, она осталась в живых. Она сможет помочь тебе, если в продолжение рода назовет новорожденного твоим именем.
Злата попятилась.
- Но нам не ясно, почему ты ничего не помнишь? Каждую ночь после захода солнца кроткими тенями мы собираемся у обочины – там, где произошла авария. И каждый раз ты ищешь свою дочь.
Злата закрыла уши руками, не желая слушать старуху. Люди переглянулись и, немного пошептавшись, оставили её одну.
Злата сидела на обочине и печальными глазами смотрела вдаль. Она не хотела верить, что её жизнь перестала существовать. Девушка не задумывалась, насколько жизнь может оказаться хрупкой и уязвимой. Но кто она теперь? Привидение? Дух, который продолжает слышать и видеть, и, что самое невероятное, не перестаёт чувствовать? Её не отыскать среди живых, но и не найти среди мертвых. Она зависла между мирами –в ожидании, что однажды  вернётся к предкам и начнёт всё сначала.
- Я вспомнила, - сказала она тихонько вслух.
Небо расцветало яркими красками. Огненный рассвет блеснул над горизонтом. Лесные звери готовились к пробуждению, а люди тонкими тенями скользнули по земле. Они торопились спрятаться за мощными стволами деревьев, чтобы переждать световой день. Всякий из них надеялся, что прошедшая ночь была последней, и теперь его ждёт новый мир.
Новый, не изученный, но чрезвычайно желанный мир…


Рецензии