40. Про холодец

 
Как же я ненавидела холодец в детстве. Как же я его, окаянного, боялась! В меня его впихивали силой, заставляя проглотить эту слизь, затыкая нос и держа мою голову. Я так брыкалась и плевалась, что эта мясная субстанция вылетала из меня пулей! А всё дело было в том, что с запада в деревню на восток мы приезжали изголодавшиеся и больные. Ноги мои ходили плохо, цинга буйствовала, под глазами синяки под цвет глаз. Меня пытались быстренько откормить и выпустить на волю к деревенским ребятишкам.

- Живый труп, це як же так довести дитя до обмороков! – причитала бабушка Елизавета и отпаивала меня парным молоком. Я и его ненавидела, оно мне казалось невкусным и пахло не так! Цедила его сквозь зубы до тех пор, пока бабушка не отвернётся. И тут же выливала молоко коту в банку из-под консервы.
А когда же увидела, как бабушка чистит копыта от животных, которые бродят по двору, бросает их в кастрюлю и варит, упала в обморок! И это есть?

Я даже смотреть не могла на этот серый, некрасивый студень с толстым жиром сверху, его бабушка сгребала широким ножом и складывала в банку. Я даже слушать не могла, как его хвалят, причмокивая, запивая водочкой из мизерных рюмочек, мои родители. Я не могла видеть, как дед Марко мажет хлеб горчицей и покрякивает, обливается слезами, но ест этот жуткий холодец деревянной ложкой, подхватывая на лету куски мяса, вываливающиеся из его беззубого рта, и свисающие на реденькой бородёнке. Они подпрыгивают в такт жевательным движениям, меня тошнит, и я убегаю в ужасе из-за стола, обливаясь слезами.

И вот происходит метаморфоза! Однажды я сварила холодец. Он получился жидким и невкусным. Через несколько лет сварила его ещё раз. Но он не был тем, настоящим, плотным и крепким, как варила моя бабушка. Нынче я мастер по холодцам. Никогда не добавляю желатин. И кладу больше чеснока и чёрного перца уже при разделке мяса. Солю почти в конце варки. Солю щедро, вкусно. Мой холодец невозможно резать ножом. Его надо брать ложкой. Он тает во рту, он наполняет меня удовольствием и отличным настроением. Им я наедаюсь так, как будто съела корову! Хотя, на самом деле, хватает трёх ложек! И перед глазами снова мой дед: глаза его блестят от удовольствия, бородка подскакивает вверх, и деревянная ложка замирает в поднятой руке, пока он смакует эту ядрёную смесь из мяса и застывшего бульона.
 
Мне нравится варить холодец из деревенского петуха. Это дорогое удовольствие. Но раз в год можно себе позволить этот деликатес без всяких добавок. Только натуральный петушиное мясо, подсоленный бульон, сдобренный чесноком и перцем.
Я ем эту вкусную полезную еду и вспоминаю себя, дурную дивчину, в которую впихивали эту настоящую еду, а я умирала от того, что она попадёт в моё бестолковое нутро…


Рецензии