Ужасы школьных лет

Школьные годы - трудное время. Осваиваешься в новой незнакомой обстановке, учишься общаться со сверстниками и учителями, забиваешь голову знаниями и поток информации все время нарастает, кроме того, изменяешься сам и болеешь разными детскими болезнями. Помню, какой я была застенчивой, как я терзалась и завидовала раскрепощенным детям, которые легко знакомились и не стеснялись кричать, прыгать и бегать в свое удовольствие. Во мне всегда сидел какой-то строгий родитель и сдерживал меня, я видела себя со стороны, я не позволяла себе побаловаться. Для учителей я была подарком - все время хвалили за поведение.  Но каково мне было от такой правильности, закрученной на все гайки!
В первом классе главной проблемой было не потеряться в огромных коридорах школы и посещение туалета. Это же так стыдно! Все видят, куда пошла...
Постарше казалось, что опозорюсь, если пойду на помойку выносить мусор и очень переживала, если посылали. Папа частенько приходил пьяным с работы, я боялась приглашать подруг домой - вдруг увидят, у них-то в семьях такого не было.
Сейчас понимаю, что все это - ерунда, никому дела нет до девчонки с мусорным ведром, а моим подружкам было все равно, какой у меня отец.
В пятом классе село зрение, стала очкариком... Тоска...
Помню моменты позора в школе. Один раз проспала, торопилась и, когда раздевалась, обнаружила, что пришла без юбки... Пришлось бежать домой, одевать. Опоздала и написали замечание. Ужасный был день.
Ненавидела школьную физкультуру на лыжах. Нужно было тащить с утра лыжи, палки, ботинки, теплый свитер. Целый мешок барахла в добавок к портфелю и мешку со сменкой. Однажды, с своему ужасу, пролезая через школьные двери, лыжами разбила стекло.
Ругали, конечно, папа потом ходил вставлять. Но сама себя я изводила сильнее.
В другой раз забыла физкультурную футболку, взяла только свитер.
Одела его на голое тело и отправилась в Пискаревский лесопарк с классом. Уроки физкультуры были всегда сдвоенные, часа полтора гоняли по лыжне, был довольно сильный ветер, мороз, а свитер рыхлой вязки. Я ощущала морозный ветер, но не замерзла. Зато, когда разделась, была вся в красном узоре, повторяющем вязку. Каким-то чудом не заболела.
Невыполненные задания держали весь урок в напряжении - вдруг спросят. Учебный год начинала с двоек, потом брала себя в руки и исправляла. В четверти всегда выходило 4 и 5, быть троечником позорно, их считали тупыми и серыми.
Помню, приснился кошмар: будто долго не ходила в школу и, когда пришла, поняла, что подруги столько всего изучили нового по физике, а я ничегошеньки не понимаю. Проснулась в слезах.
Впрочем, по физике и по химии я умудрялась получать четверки, но в итоге ничего не знала, летом перед экзаменами в институт, взяла учебники за все классы и разобралась сама в этих премудрых науках.
А первое выступление на школьной сцене. Мы должны были выходить строем с песней. Я пошла бодрым маршем, распевая во весь голос: "Седина в проводах от инея, ЛЭП 500 не простая линия...", оглянулась - за мной никого и я пою одна, дрожащим голоском. Ужас! Не помню, допела ли я до конца, но хохот зала помню... И песню запомнила на всю жизнь.   
В старших классах я была старостой, а Ольга комсоргом. С нас спрашивали проведение общественных дел, и я чувствовала груз ответственности за других и переживала, если что-то не получалось. Мы проводили собрания, ругали двоечников, заседали на собраниях совета дружины. Мне это так надоело тогда...
Сейчас я понимаю, что тогдашние переживания были от незнания и неизвестности. У нас были хорошие, добрые учителя, мои одноклассники были нормальными детьми, не издевались ни над кем, не обзывались, в классе преобладала дружелюбная атмосфера.
Тем не менее школьные годы - очень трудное время роста, я жалею внуков - им сейчас труднее, чем нам. 
13-02-2020 


Рецензии