Экзамен жизни

               Есть люди, для которых всё прекрасно.
               И то им хорошо, и это по душе.
               Когда бы эту лёгкость духа мне!..
- писал японский поэт Исикава Такубоку. И мне не хватает лёгкости духа. Иногда сказанное кем-то слово так глубоко западает в душу, что живёшь с ним всю жизнь. Не могу забыть слова ученика, сказанные им в момент сильного душевного волнения. А ситуация была такая.
                Вызвали в школу маму этого ученика и предложили ей перевести сына в вечернюю школу, мотивируя переход тем, что там ему проще будет сдать экзамены (тогда ещё не было ЕГЭ). И это в середине выпускного класса! Учителям удалось убедить маму забрать документы.
                Я проходила мимо, когда увидела мальчика, ожидавшего маму у дверей кабинета директора. Остановилась, увидев его расстроенное лицо, спросила, в чём дело. И вот что я услышала:
                - Учителя бывают трёх видов, - с горечью сказал юноша. - Те, которые любят детей. Те, которые ненавидят их. И те, которые притворяются, что любят.
                Я хотела спросить его, к какой группе отношусь я, но не решилась: испугалась. Просто испугалась услышать ответ. Со стороны-то виднее.
                Много лет прошло с тех пор, но забыть тех горьких слов не могу.
                Юноша сдал экзамены в вечерней школе, отслужил в армии, поступил в институт, успешно закончил его, объездил полмира, снимая фильмы, стал членом Союза Кинематографистов.
                Ко мне он приходит обязательно с тортиком, зная, что я люблю сладкое, показывает свои новые работы, рассказывает о зарубежных поездках, иногда я перевожу ему какой-нибудь материал на английский язык. Но никогда не вспоминаем школу.
                А у меня в голове звучит его фраза о трёх категориях учителей. Что бы он ответил на мой вопрос? И появляется горечь от того, что не смогла отстоять его, убедить учителей оставить мальчика в родной школе. На мои просьбы был один ответ: «Вы же его не учите».
                И всё-таки, я иногда думаю: а что было бы, если бы он остался в школе? Изменилось бы что-нибудь в его судьбе? Школа – это только миг в жизни человека, а человек делает себя сам. Может быть, тот удар, который юноша получил в школе, заставил его продвигаться по жизни, доказывая, что он может. И не сломил его.


Рецензии
Понравился рассказ! Когда мои дети учились в школе, особых забот мне не доставляли, но что пришлось наблюдать мне в этой школе, не хочется вспоминать.
Так что, со словами героя рассказа "Учителя бывают трёх видов", я согласна.
С уважением,

Анюта Исайкина   08.05.2021 10:46     Заявить о нарушении
Я бы добавила ещё четвёртый вид: равнодушные. Это - самый страшный вид. Но большинство учителей - преданные своему делу, настоящие. К сожалению, не все выдерживают, потому что работа в школе - это подвиг!
Спасибо, Анюта, что прочитали.
Всего Вам доброго!

Галина Марчукова   08.05.2021 13:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.