О Вере и о Боге

АРАРАТ ПАШАЯН


О ВЕРЕ и О БОГЕ

№ Название стр.
1. Верю ли я в Бога? 2
2. Вот только жаль распятого Христа 5
3. Исповедь 16
4. Прозрачный Христос 20
5. В гостях у Бога 24








Верю ли я в Бога?
Меня часто спрашивают, верю ли я в Бога?
Я удивлен тем, что находятся люди, которые на этот вопрос отве-чают утвердительно, даже не задумываясь о сути вопроса.
.....Анализируя деяния Иуды, можно убедиться, что он "честный" предатель. Вернул награду за предательства и, не выдержав угрызение совести, повесился.
Вся человеческая истории, особенно современная, переполнена страшными примерами предательства, в том числе и Учителя. Однако, только "бедный" Иуда отдувается один за всех предателей, хотя его по-ступки и поведение намного приличнее, чем предателей наших времен..
... Я к Христу отношусь с великим сочувствием и с симпатией.
Особо трогательна сцена его молитвы в Гефсиманском саду (Марк. глава 14).
36 и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
Нетрудно догадаться, что переживал, какая тоска и скорбь трево-жила душу Христа, знающего о скором наступлении своей неминуемой смерти. Но тем не менее, он не требует, как мог бы сын просить отца, а робко просит, сомневаясь, имеет ли он право с Ним так говорить, поэтому, произносит весьма странную фразу: но не чего Я хочу, а чего Ты.
То есть, я не настаиваю. Сделай не так, как я хочу, а так, как ты...

...Окажись народ менее озлобленным, Пилат отпустил бы его. Ведь Пилат играл с народом, имея явную симпатию к Христу. Не зря он спросил, обратившись к толпе:
"...какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его".
А как эта озлобленная толпа издевалась над ним?
17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
30. спаси Себя Самого и сойди со креста.
31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говори-ли друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

....И Христос уже догадался, что Отец не поменял свое решение.
Не выдержав оскорбления и унижения и страшную физическую боль, обращается с мольбой к Отцу.
34 Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
Каждый раз, прочитав об этих событиях, я с трудом сдерживаю слезы, представив душевное смятение молодого человека, которого предал его ученик, его отверг свой народ, а потом и отец - сам господь Бог!
Какие испытания для него подготовил его Отец?
- Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Действительно, для чего Он оставил Христа умереть в страшных муках?
...Представим, что Бог, проникся к Христу с сочувствием (хотя са-мо по себе такая постановка нелепая, так как Бог любил своего сына и возлагал на него надежд, как на Царя Иудейскго). Он бы мог развить события так, чтобы у Пилата появился шанс быть благодетелем, и он отпустил бы Христа.
Тогда бы не была история с воскресеньем и вознесением Христа.
Тогда бы нельзя было внушить Христиан веру в понятие о загроб-ной жизни, о бессмертности души, о неизбежности наступления страш-ного суда, дабы люди не озверели полностью и немного боялись Божьей кары?
Вот так. Не зря говорят, пути Господни неисповедимы!
Послесловие
Осталось впечатление недоговоренности. Я старался в ходе повествования придти к главному вопросу: верю ли я Бога?
Я верю в справедливость, в доброту людскую.
Верю, что чувство Благодарности и верности должны быть неотъ-емлемой частью человеческого сознания и бытия.
Верю, что Вера, Надежда и Любовь столь же важны и необходимы для человеческой души, как сердце, легкие и печень для физического существования человека.
Верю в разум и в существование всеобщей справедливости и рав-ноправия всех людей всех вероисповеданий.
Верю, что добро должно побеждать зло...
Верю, что Добро обладает свойством бумеранга. Так же, как и Зло.
Я бы очень хотел не сомневаться в том, во что я Верю...
Заключение или финал!
Я всегда с трепетом отношусь к финалу всех моих произведений.
В данном случае, после столь тяжелых рассуждений и тревог, думаю, самым мудрым решением будет цитировать В.С. Высоцкого.

Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста
-Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.

15 марта 2017 года.
Суббота. За день до Пасхи
Вот только жаль распятого Христа.

Меня часто спрашивают, верю ли я в Бога?
Я удивлен тем, что находятся люди, которые на этот вопрос отве-чают утвердительно, даже не задумываясь о сути вопроса. Вопрос по-ставлен более чем прозрачно и открыто: верить в Бога.
Вот как кучеряво и хитро трактуется вера в разных словарях.
Вера - признание чего-либо истинным без предварительной факти-ческой или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, СПб., 1890—1907 ).
Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений (С. Ю.Головин. Словарь практического психолога).
Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая (Артур Шопенгауэр).
Если что спасёт человечество, так это отсутствие веры (Джордж Сэвил Галифакс).
Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру (Дени Дидро).
Проповеди о Боге и цитирование Библии ещё не есть вера (Лууле Виилма).
Разум — первый враг всякой веры (Мартин Лютер).
Он потерял веру. Потому что обрёл уверенность (Доминик Опо-лъский).
Не существует доказательств, что человек был изначально одарён облагораживающей верой в существование всемогущего Бога (Чарлз Дарвин).
Итак, изучив существующие мнения о ВЕРЕ в Бога, я пришел к выводу, что не только я проявляю неуверенность и подозрительность при ответе на вопрос- верю ли я в Бога?
Мне 65 лет, и около 50 лет я посвятил изучению материи. Поэтому все мое сознание и мироощущения основаны на результатах детального анализа о субъекте или о субстанции, об анатомии возникновения и формирования явления и о причинно-следственных связей всего комплекса в целом. Этот анализ, на молекулярном уровне имеет точку отсчета (систему координат), размерность и возможно большое количество характеристик о свойствах исследуемого объекта (образца).
Теперь о вере. Самая распространенная трактовка, это вера в Бога.
Я иногда страдаю комплексом неполноценности, когда сопостав-ляю мое мировоззрение с массовым.
Мои окружающие практически не сомневаются, что существующий Бог находится на небесах (система координат) и имеет человеческий облик.
На это имеются веские "доказательства"
1. Отче Наш или Молитва Господня: Отче наш, сущий на небесах!
2. И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1.26)
Я не могу верить во что-то, что я не представляю четко и уверенно.
Верить по ощущениям и по предположениям, согласитесь, неубе-дительно. Мою неуверенность и растерянность рассеивает Артур Шо-пенгауэр:
 - Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
Та же мысль заложено в изречении Мартина Лютера:
- Разум — первый враг всякой веры.
Даже Великий защитник христианских догм Паскаль на эту тему выражается весьма неоднозначно, я бы сказал уклончиво:- Одинаково непостижимы положения, что есть Бог и что нет Его, что есть душа в теле и что нет у нас души, что мир сотворён, и что он не сотворён.
В такой уважаемой компании единомышленников мне становится не-сколько комфортнее, и я посмею продолжать излагать свои рассуждения.
Откуда берутся у обывателя мысли и познания о вере в Бога?
Ну конечно из Библии. Ветхий Завет о Боге и его деяниях, Новый Завет о деяниях Сына Божего.
Рассмотрим Заповеди Божии, которые также считаются моральными основами жизни: К концу сорока дней (1400 лет до Р.Х) Бог написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в “Ковчеге завета” (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом. (Местонахождение каменных скрижалей с Десятью Заповедями - неизвестно. Неоднократные попытки найти скрижали с Десятью Заповедями не увенчались успехом).
Эти заповеди я здесь привожу:
1. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней тру-дись и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй (совершать прелюбодеяние; нарушать супружескую верность; вступать во внебрачную любовную связь).
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его ни всего того, что при-надлежит ближнему твоему.
Сразу же заметим, что эти заповеди обращены к еврейскому наро-ду, который не признает Христа как Спасителя.
Вот что проповедует Моисей своему народу устами Бога (Пятая книга Моисеева. Второзаконие. Глава 7):
 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные на-роды, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя,
2 и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их;
3 и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего;
4 ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным бо-гам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.
5 Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов [богов] их сожгите огнем;
6 ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.
7Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов,-
8но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского.
9Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов,
10и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замед-лит, ненавидящему Его самому лично воздаст.
11Итак, соблюдай заповеди и постановления и законы, которые се-годня заповедую тебе исполнять.
12И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим,
13и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благо-словит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе;
14благословен ты будешь больше всех народов; не будет ни бес-плодного, ни бесплодной, ни у тебя, ни в скоте твоем;
15и отдалит от тебя Господь [Бог твой] всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских, [которые ты видел и] которые ты знаешь, не наведет на тебя, но наведет их на всех, ненавидящих тебя;
16и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это сеть для тебя.
17Если скажешь в сердце твоем: "народы сии многочисленнее меня; как я могу изгнать их?"
18 Не бойся их, вспомни то, что сделал Господь, Бог твой, с фарао-ном и всем Египтом,
19те великие испытания, которые видели глаза твои, [великие] зна-мения, чудеса, и руку крепкую и мышцу высокую, с какими вывел тебя Господь, Бог твой; то же сделает Господь, Бог твой, со всеми народами, которых ты боишься;
20 и шершней нашлет Господь, Бог твой, на них, доколе не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего;
21 не страшись их, ибо Господь, Бог твой, среди тебя, Бог великий и страшный.
22 И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы сии ма-ло-помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы [земля не сделалась пуста и] не умножились против тебя полевые звери;
23 но предаст их тебе Господь, Бог твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут;
24и предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из подне-бесной: не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их.
25Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мер-зость для Господа, Бога твоего;
26 и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое.
Сопоставив с заповедями Божьи, мы приходим к серьезным противоречиям.
Устами Бога в одном случае Моисей говорит своему народу "Не убивай", и чуть позже:
• "и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой" или
"Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов [богов] их сожгите огнем;
• " ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Гос-подь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" или и ты истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто против тебя, доколе не искоренишь их.
• "Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего"
Я нигде никогда не читал подобного воинствующего текста, призывающего уничтожить и сжечь все вокруг и утопить все в крови.
Содеянное немецкими фашистами в годы второй мировой войны шоки-рует масштабами и формами массового уничтожения людей не арийского происхождения. Однако, не один из руководителей и организаторов этой "бойни" так открыто и воинствующе не призывал к тому, что на самом деле они содеяли.
Этакая политкорректность. Слово, не воробей...
Я позволю себе проанализировать эту нелепую ситуацию.
Дело в том, что Заповеди Божье адресованы евреям и должны быть употреблены в обиходе в отношениях еврея с евреем.
А тут речь идет об истреблении "все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе"... " дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего"
Таким образом шестая заповедь "не убивай" перестает действовать, когда речь идет о мерзостях, то есть о других народах (не евреев).
Гитлер тоже убеждал немцев, что они особая "арийская нация", потому и у них участь другая, не то что остальные...
Я рискую сильно осложнять свою жизнь, нажить кровных врагов и "заслужить" ярлык антисемита.
Я отношусь к евреям весьма толерантно, и даже с благодарностью. В молодые годы, когда я учился в аспирантуре в Москве, практически все мои учителя были евреями.
Мои учителя все были порядочными и высокообразованными уче-ными. И они, не исключаю, что и понятия не имели, что там написано у Моисея.
Поэтому я считаю, что я не Иуда Искариот.
Анализируя деяния Иуды, можно убедиться, что он "честный" предатель. Вернул награду за предательства и, не выдержав угрызение совести, повесился.
Вся человеческая истории, особенно современная, переполнена страшными примерами предательства, в том числе и Учителя. Однако, только "бедный" Иуда отдувается один за всех предателей, хотя его по-ступки и поведение намного приличнее, чем предателей наших времен..
Я ничего нового сам не придумал, всего лишь привожу цитаты и рассуждаю вслух.
Когда евреи писали Талмуды, а далее и на его основании формировался Ветхий Завет (полагаю, что это сделано редакторским коллективом), никто из авторов не засомневался, что седьмая глава пятой книги Моисеева позорное пятно для славной и богатой истории евреев?
А ответ лежит на поверхности.
Они всего лишь пересказывали и передавали то, что им БОГ "завещал".
Это ли не есть чистейшая спекуляция, распространение своих по-рочных, людоедских идей, прикрываясь именем БОГА?
Возвращаясь к вопросу о вере, хочу спросить, так во что или в кого я должен верить?
Ему, который призывает беспощадно истреблять мерзких и ни-чтожных народов?
Или его сыну, который недолго существовал на Земном мире, а теперь в небесах, ждет своего часа, чтобы устроить страшный суд?
Я к Христу отношусь с великим сочувствием. Даже с симпатией.
Особо трогательна сцена его молитвы в Гефсиманском саду (Марк. глава 14).
"и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.
33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
36 и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
Нетрудно догадаться, что переживал, какая тоска и скорбь трево-жила душу Христа, знающего о скором наступлении своей неминуемой смерти. Но тем не менее, он не требует, как мог бы сын просить отца, а робко просит, сомневаясь, имеет ли он право с Ним так говорить, поэтому, произносит весьма странную фразу: но не чего Я хочу, а чего Ты.
То есть, я не настаиваю. Сделай не так, как я хочу, а так, как ты...
Возникает вопрос: Он молился крича, или как вообще все молятся, шёпотом?
Тогда почему Марк берет на себя смелость пересказать нам суть или содержание молитвы Христа, если сам же пишет: " И, отойдя немного, пал на землю и молился".
Продолжая рассуждать, уместно вспомнить эпизод общения аре-стованного Христа с Пилатом (Марк, глава 15):
6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда де-лал для. них.
9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
10Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
11Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.
12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
13Они опять закричали: распни Его.
14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Еще одно потрясение и горькое разочарование. Ведь, после молитвы Христа, с просьбой смягчить его учесть, Он же не знал, какое решение окончательное принял Бог?
Окажись народ менее озлобленным, Пилат отпустил бы его. Ведь Пилат играл с народом, имея явную симпатию к Христу. Не зря он спросил, обратившись к толпе:
"...какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его".
А как эта озлобленная толпа издевалась над ним?
17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
30. спаси Себя Самого и сойди со креста.
31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говори-ли друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
И тут кульминация. Христос, уже не выдержав оскорбления и унижения и страшную физическую боль, обращается с мольбой к Отцу. Видимо, Он уже догадался, что Отец не поменял свое решение.
34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
Каждый раз, прочитав об этих событиях, я с трудом сдерживаю слезы, представив душевное смятение молодого человека, которого предал его ученик, его отверг свой народ, а потом и отец - сам господь Бог!
Какие испытания для него подготовил его Отец?
- Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Действительно, для чего Он оставил Христа умереть в страшных муках?
Вот здесь и кроется, как мне кажется, вся загвоздка интриги.
Представим, что Бог, проникся к Христу с сочувствием (хотя само по себе такая постановка нелепая, так как Бог любил своего сына и воз-лагал на него надежд, как на Царя Иудейскго). Он бы мог развить события так, чтобы у Пилата появился шанс быть благодетелем, и он отпустил бы Христа.
Тогда бы не была история с воскресеньем и вознесением Христа.
Тогда бы нельзя было внушить Христиан веру в понятие о загроб-ной жизни, о бессмертности души, о неизбежности наступления страш-ного суда, дабы люди не озверели полностью и немного боялись Божьей кары?
Вот так. Не зря говорят, пути Господни неисповедимы!
Это может и так, но в данном случае явно проглядывается весьма прагматичный расчет.
В середине 2015 года на земле проживало 2,419 миллиард христиан (33% от общей численности населения Земли ). По числу последователей христианство является крупнейшей религией мира.
Какой дальновидный расчет?
Послесловие
Осталось впечатление недоговоренности. Я старался в ходе повествования придти к главному вопросу: верю ли я Бога?
Я верю в справедливость, в доброту людскую.
Верю, что чувство Благодарности и верности должны быть неотъ-емлемой частью человеческого сознания и бытия.
Верю, что Вера, Надежда и Любовь столь же важны и необходимы для человеческой души, как сердце, легкие и печень для физического существования человека.
Верю в разум и в существование всеобщей справедливости и рав-ноправия всех людей всех вероисповеданий.
Верю, что добро должно побеждать зло...
Верю, что Добро обладает свойством бумеранга. Так же, как и Зло.
Я бы очень хотел не сомневаться в том, во что я Верю...
Заключение или финал!
Я всегда с трепетом отношусь к финалу всех моих произведений.
В данном случае, после столь тяжелых рассуждений и тревог, думаю, самым мудрым решением будет цитировать В.С. Высоцкого.

Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста
-Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
23.08.2016 год. Брянск
Исповедь
Я часто обращаюсь к теме веры в Бога. Эта тема волнует и мучает всех. Однако вопросов больше, чем ответов. Вероятно, причина в том, что нет критериальных показателей для оценки такой субстанции, как вера. Также отсутствуют критерии для определения качественно-количественных параметров проявлении веры, таких как больше, мень-ше, страстно, вяло, никак, враждебно, с опаской или  с сомнениями?
Тем не менее, все без исключения понимают, что есть какая-то не-ведомая сила, какая-то мировая сеть, поле  или эфир, достигающие всех и всюду, касающихся всем без исключения.
Божья справедливость, Божья Воля, Божья милость или Божья Ка-ра.
Думаю, даже самый воинствующий атеист, отрицая существование всего вышеперечисленного, яростно критикуя с сарказмом или относясь ко всему этому издевательски, оставаясь с самим с собой, тихо шепчет:
 -Прости меня Господи, -Бес попутал!
Постоянное ощущение Его присутствия совсем рядом, даже внутри себя можно отнести к естественным человеческим инстинктам, ровно как тревога, страх, страсть, паника, надежда, вера и любовь...
Я долго мучился в неведении, что и как я это все воспринимаю, и мне хорошо знакомо чувство раздраженности от того, что понимаешь, что все не так, а что именно, не знаешь.
Потом стал заниматься самовнушением и самоутешением, брави-руя тем, что от того, что мы не знаем как появился человек на Планете Земля, от этого же жизнь не должна стать хуже или лучше, легче или труднее.
Тратим огромные деньги на создание Большого адронного коллайдера, чтобы понять как это было? Как сотворен МИР? Откуда взялись свет и материя?
Да, квант света, это продукт излучения абсолютно черного тела. А масса, это простое преобразование, при сочетании Эйнштейна с План-ком, что в 1924 году убедительно доказал Луи де-Бройль:
По Эйнщтейну E=mc2 . По Планку E= h   .
Объединенное уравнение Луи де-Бройла mс =   доказало, что квант света и корпускулярная частица и волна взаимосвязаны.
После такого простого преобразования понятно, что если есть свет, с длиной волны    тогда и появится материя с массой  m.
Однако все же остается вопрос. Откуда взялось это абсолютно черное тело, этот странный источник света (энергии)? Откуда оно берет энергию, для излучения этого света?
Так мы точно запутаемся. Я попробовал хоть как - то половинчато ответить на этот вопрос.
На самом деле, все очень сложно и неоднозначно. Вернее одно-значно плохо потому, что ничего непонятно что, где, когда и как?
Даже, если поймем, откуда энергия и тело, далее должны понимать откуда сверхплотная материя? Это спрессованные нейтроны с плотностью  более 1013 г/см3. То есть, один литр такой сверхплотной материи имеет массу больше одной тонны.
Предполагают, что 5,5 миллиарда лет назад такая сверхплотная материя взорвалась, и осколки от этой материи  образовали Вселенную.
Кажется, принимая как неоспоримый факт теорию Большого все-ленского взрыва, можно ответить на все остальные вопросы. Тут и бульон Опарина, и эволюционная теория Дарвина, и диалектика природы Энгельса. Кажется приехали!
А кто спрессовал эти нейтроны, кто приложил невероятные усилия для сотворения сверхплотной материи?
И все опять по кругу? Яйцо и Курица? Кто от кого?
Вот почему в настоящее время, когда творится такой хаос в пред-ставлениях о том, как это все было, само простое решение, отказаться от этих умных и кучерявых размышлений и покорно признать, что все было так, как описано в Библии, где описывается процесс творения в виде рабочей недели. В тексте говорится, что на первый день Бог создал небо и землю, воду и свет и отделил свет от тьмы; на второй день -  создал твердь посреди воды, отделил воду над твердью от воды под твердью и назвал твердь небом; на третий - сушу, моря и растения, на четвёртый - светила на тверди небесной, на пятый - рыб, пресмыкающихся и птиц, наконец, на шестой - зверей земных, скот, гадов земных и человека. Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.
Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с лю-бого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.
Пушкин и Анедерсен отдыхают.
Нет спора, что так и легче, и лучше, и понятнее. Взял прах, создал из него Адама и наделил его душой. Снял ребро, сотворил помощницу и все! Просто и понятно.
Возникает наивный вопрос? А что было до того, когда Он создал это все? Ничего? А разве бывает ничего? Нет? Тогда еще раз! Что было до того?...
Как бы я не изощрялся перед читателями, чтобы они поняли, а мо-жет быть и "простили" меня за такие мои сомнения, убеждения или "философию", но одно мое признание, что я сейчас сделаю, ставит все точки над i. Каждый раз, перед важными событиями в моей жизни (дальние поездки на машине или на самолете), перед медицинскими процедурами и другими судьбоносными событиями, во мне внутри появляется естественная тяга посетить в храм, поставить свечу перед иконами святых Пантелеймона, Николы Чудотворца, Христа и Божьей матери и беседовать с ними шепча свою молитву.
Кажется, все! И спорить не о чем, так как я во всем исповедался, признался и  все сказал. Почти как у Высоцкого:

Так оставьте ненужные споры,
Я себе уже все доказал,
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
или
В церкви смрад и полумрак
Дьяки курят ладан,
Да, и в церкви все не так
Все не так как надо

или как у  Размика  Давояна:

И не тревожь себя, и не говори теперь,
 Что ты искала все же потом пути назад.
 А рухнувшего боль известна ли тебе?
 Понятна ли  тебе утрата из утрат?

 Р.S. Чтобы не оказаться в меньшинстве и быть "убедительнее" в моих сомнениях, приведу некоторые высказывания признанных мыслителей, которые рассуждают про вопросы о вере.
• Вера - признание чего-либо истинным без предварительной факти-ческой или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, СПб., 1890—1907 ).
• Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений (С. Ю.Головин. Словарь практического психолога).
• Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая (Артур Шопенгауэр).
• Если что спасёт человечество, так это отсутствие веры (Джордж Сэвил Галифакс).
• Отнимите у христианина страх перед адом, и вы отнимете у него веру (Дени Дидро).
• Проповеди о Боге и цитирование Библии ещё не есть вера (Лууле Виилма).
• Разум — первый враг всякой веры (Мартин Лютер).
• Он потерял веру. Потому что обрёл уверенность (Доминик Опо-лъский).
• Не существует доказательств, что человек был изначально одарён облагораживающей верой в существование всемогущего Бога
(Чарлз Дарвин).
31.07.17
Прозрачный Христос

Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки.
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит…
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь…
Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, ум-ножает скорбь...
Ветхий завет. Книга Екклесиаста или проповедника

В начале 70-ых годов прошлого века, будучи студентом Ереванского государственного университета, я увлекся живописью, особенно импрессионизмом, сюрреализмом и абстракционизмом.
Именно в этот период я жадно "глотал" информацию о жизни и деятельности великих творцов живописи.
Помню, как один за другим в Армении на армянском языке было издано много книг о художниках. Жажда жизни (о Ван Гоге), Луна и гроша (о Гогене), Огюст Роден, Гойя, или Тяжкий путь познания Фейх-твангера, Пожар (о Минасе Аветисяне),  Вагнер-Григорович (об Айва-зовском), Из моей жизни (Мартирос Сарьян), Волны счастья (Тельман Зурабян о художниках) и другие.
В это же время  усилиями искусствоведа Генриха Игитяна в Ереване был открыт музей современного искусства.
В 1971 году в Ереване в доме художника открылась вторая персо-нальная выставка талантливого скульптора, художника Ераванда Кочара (1899, Тифлис. 1979, Ереван). Живя во Франции он создал новый вид художественно-пластической выразительности «Живопись в пространстве» («Peinture dans l’espace»), которое включает время, как дополнительное четвёртое измерение.
Я был 20-летным студентом, в голове которого вертелись мелодии Азнавура, Битлов, рок оперы "Jesus Christ Superstar".
В это же время в Ереване появились отдельные издания из серии " Лучший рассказ 20 века".
Я только начинал влюбляться в рассказы Сарояна, романы Фолкнера, Драйзера, Лондона, Хеммингуейа и Селинджера, стихи Чаренца, Есенина и Петтефи.
В состоянии эйфории я смотрел фильмы Параджанова "Тени забы-тых предков" и "Цвет граната".
На этом фоне - фильмы итальянского неореализма, Антониони, Феллини, Де Сика. Польская кинематография с Анджей Вайда. Ингмар Бергман...
"Мужчина и женщина" Клода Лелюша.
"Снега Килиманджаро" и "Великолепная семерка".
"Человек амфибия" и "Три плюс два" Генриха Оганесяна.
Твисты и головокружительные шлягеры Бабаджаняна...
Именно тогда, после прочтения "Мастера и Маргариты" Булгакова, я стал внимательно изучать Библию.
Мое воображение было истреблено Книгой Екклесиаста и Иова.
Евангелие по Иоанну с Армагеддоном и апокалипсисом.
Сейчас, спустя около 40 лет, вспоминая эти годы, внутри меня за-жигается мощный прожектор, излучающий своеобразную яркую цвет-ную мозаику  видения различных  произведений живописи импрессио-нистов и Кандинского, на фоне мелодий Азнавура и Битлов.
Какое счастье иметь такую насыщенную пережитую молодость и такие богатые кладовые знания.
С другой стороны, я удивляюсь, как во мне это все помещалось и сосуществовало...
Обстановка  на выставке была весьма дружелюбная и доброжела-тельная.
Маэстро Кочар, слегка сутулившись, перемещался по залу, оста-навливался перед своими произведениями, охотно комментировал и рассказывал различные истории и подробности создания скульптур и картин.
Я с большим удивлением рассматривал картину, где был изображен голый Христос  с прозрачным телом.
Дождавшись, когда маэстро подойдет ко мне, я обратился к нему с вопросом:
-Варпет (самая высокая степень уважительного обращения к творцу в армянской лексике, что в переводе означает- Мастер), поясните пожалуйста, что Вы имели в виду, изобразив тело Христа прозрачным?  Как будто Рентгеновский снимок.
Положив руку на мое плечо,  с лукавой улыбкой охотника, обнаруживший, что его жертва попалась в его сети, Варпет по отцовски спросил:
- Сколько тебе лет?
- Двадцать,- почти что заикаясь и трясясь от такого неожиданного развития событий, еле ответил я.
- В свои 20 лет что ты знаешь о Христе?
- Подробно изучал Библию и Новый Завет в том числе. Всех еван-гелистов изучил. Особенно потрясен Евангелием от Иоанна.
Не ожидав во мне найти такого "знатока" Библии, при всеобщей атеистической пропаганде в атмосфере соцреализма, он немного отошел, чтобы рассмотреть меня крупным планом, и спросил:
- Ну раз ты такой умный, можешь сам угадать, что я хотел этим сказать?
 - Варпет, боюсь мой ответ Вас расстроит, если не сказать, что разочарует. Я по специальности химик - спектроскопист, и у меня своя - научная трактовка явления прозрачности.
- Интересно! Какая же твоя теория?
- Попадая на конденсированную среду, фотоны света отражаются, потому и человеческое тело непрозрачное.
- Ты сказал человеческое тело? А по твоему, Христос человек?
- Понимаю, на что Вы намекаете. Он сын Бога, но человек. Такой, особый, не такой как мы.
- Вот ты и ответил на свой вопрос,- широко улыбаясь, ответил маэстро, и продолжил,- понимаешь, Христос Святой, Безгрешный, Чистый! Он должен быть прозрачным. Это мы непроницаемые, потому что грешные и нечистые. А Христос?
- Я его так вижу. Я художник и это мое восприятие,- продолжал он, видимо подозревая, что он меня не убедил.
- Ладно, давай вспомним Чаренца,- воодушевленно и несколько возбужденно, продолжал маэстро:
;;;;;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;;;;;,
;;;;;;;;;;, ;;;;;;;;, ;;;;;;;; ;;; ;;;;;...
(Девушка как абажур, с глазамы Мадонны,
Чахоточная, прозрачная, как тело мечты...).
-Чаренц так видит свою девушку мечты. Прозрачную.
- Ну как, убедительно,- химик- спектроскопист?
Это все происходило как во сне.
Я пришел в себя и очухался, когда уже маэстро отвечал на вопросы других посетителей выставки...
Сегодня вечером, я в течении часа совершал тщетные поиски кар-тины Кочара, где изображено прозрачное тело Христа.
Я расстроен и опечален. Меня терзают сомнения.
Неужели это все я сочинил?
Тогда почему не могу найти такое знаковое произведение маэстро?
Может все это плод фантазии моего воспаленного мозга?
Тем более, что в то время мой мозг был перегружен и переполнен информацией разного толка...
Самый убежденный атеист Вольтер сказал: "Если бы Бога не было, следовало бы его выдумать".
И  еще: "Верить в Бога невозможно, не верить в него - абсурдно".
Я думаю, история изложенная выше, имеет высокую вероятность того, чтобы иметь место.
В любом случае, ее надо было бы выдумать...
27 ноября, 2018 года
Спустя 37 лет открытия второй персональной выставки произведений Ерванда Кочара в Ереване.

В гостях у бога

… Своего часа попасть к Нему ждали двое, кроме меня.
- «В гости  к Богу не бывает опозданий»,- я произнес вслух строки Вы-соцкого и вспомнил, что он тоже, наверно, здесь дожидался своего часа? Ин-тересно, о чем они беседовали у Него?
Первый, кто был в очереди, вышел от Него спустя 5 минут. Неужели так быстро ОН может определить, куда дать направление. В ад или в рай?
Впрочем, о чем это я? Это же Он. Откуда нам знать, какие у него воз-можности или подходы?
Пути Господни неисповедимы.
Интересно, откуда Он берет информацию? Можно ли верить собеседни-ку или нет?
Судя по растерянному виду первого, я догадался, что разговор у них не состоялся.
Почему-то я сидел очень уверенно и спокойно. Как будто меня не волно-вал исход собеседования. Может потому, что я не сомневался, что я безгрешен, и тут другого решения и быть не может.
А почему я думаю, что это собеседование…?
Второй задержался чуть дольше и вышел оттуда с хорошим настроени-ем. Видимо Ему с трудом дается решение отправить «клиента» в рай. Может там переполнены места?
А в Земной жизни нам казалось, что хороших людей меньше, чем греш-ных, злых, недоброжелательных, алчных и жестоких.
А может дело не в том, что рай переполнен? Просто слишком ответст-венное для Него решение отправить человека в Рай.
А что, в Ад легче?
Я совсем запутался. Чем ближе мой час, тем больше я нервничал.
… Я на цыпочках, стараясь вообще быть незаметным, приоткрыл дверь и как тень, проскользнул через порог.
Он сидел на воздушном кресле. То есть, кресло видно, но ноги кресла, где он примыкает к полу, не были видны, поэтому создавалось впечатление, что Он с креслом парит в воздухе.
Длинные полы его прозрачного белого балахона опускались и провисали в воздухе, придавая Его облику величавость и значимость.
 - Ты что так суетишься? Боишься? Значит есть за что? - сразу с ходу пошел Он в атаку.
- А как можно к Вам обратиться,- робко и с опаской спросил я.
- Конечно на ты! Можно Господи! Но только на Ты. А то вы там на Земле совсем одурели. В знак уважения или почитания друг другу обращаетесь на Вы. Ну как ты представляешь обращение к Богу?  - Помогите мне Господи. Кто это мы? Я же один?
- А может у тебя заместители, помощники или канцелярия? Ведь на Земле иногда говорят Небесная канцелярия.
- Сынок! Одумайся. Какие заместители, какие помощники у Бога? Помощники и заместители бывают у бездельников и не очень одаренных людей, которые не умеют делать свое дело и перекладывают все на чужих. И канцелярии у меня нет. У меня все в голове.
- Ну и голова у тебя! Неужели столько событий, а ты без записей или архивов?
- Сынок! Ты помолчи и прекрати нести чушь. Ты лучше ответь мне на вопрос: - Почему ты так странно умер?  У меня еще не было таких покойников, поэтому даже не знаю, что делать с тобой.
- Я умер от тоски и ностальгии.
- Ты знаешь, что говорил  Сервантес устами Санчо Панса в своем Великом творении Дон Кихот? «Величайшее безумие умирать, когда никто тебя не убивал и никто не сживал со свету».
- Но ведь там же он пишет, что «…кроме разве одной тоски». Но об этом не только Сервантес. А помнишь, как у Окуджавы?

И заслушаюсь я, и умру от любви и печали...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

- Но тут еще и от любви, и от печали. А так, просто от тоски и ностальгии. Брось заниматься ерундой. Твой Окуджава кажется тоже был наполовину армянином?- спросил Бог.
Бог принял позу Мыслителя Родена и ушел в себя на некоторое время. Видимо ему было трудно принимать решение. Наконец он заго-ворил:
-  Я во второй раз  вынужден так поступить. В первый раз я Сизифа отправил на Землю. Но это было наказанием. Он до сих пор катает свой камень и верит, что когда - то ему удастся сделать это.
- Надо же, как здорово я придумал,- сказал Бог, бравируя и оглядываясь по сторонам, как будто ожидал аплодисментов. Но кроме меня никого рядом не было.
- Ты какой-то неправильный покойник. Так не умирают. Причина твоей смерти неубедительна. Всех самоубийц, вне зависимости от при-чин суицида, я без обсуждения отправляю в ад.
Наступила пауза.  Я ожидал приговора.
- Я тебя отправляю обратно и даю наказ. Будешь жить нормальной и насыщенной жизнью. Займись творчеством, флиртуй и развлекайся с женщинами, путешествуй, читай хорошие книги, слушай качественную музыку, смотри хорошие фильмы. Что тебе еще посоветовать. Живи в свое удовольствие. Но выбрось эту дурь из головы. Что такое носталь-гия? Выдумка для бездельников. Разве может занятый трудяга носталь-гировать? И зачем этим заниматься?
- То есть как? Это мне наказание, как у Сизифа?
- Ты считаешь, что жить без тоски и ностальгии — это наказание?
- …. ,- я предпочел молчать, так как не знал, что говорить.
- Вы, армяне больной народ. Вы гордитесь своим горем. Мазохизм у вас сидит в генах. Без тоски к Родине у вас нет смысла жизни. И еще хвастаетесь, что принадлежите к этой нации. Лечиться надо вам всем.
- Да, кстати, заодно  тебе поручается там на Земле проповедовать среди своих соотечественников жить без мазохизма и самобичевания.
- Господи! Ты же меня наказываешь! Лучше пошли меня в скром-ный райский уголок. Там буду бездельничать и кайфовать. Я же без-грешный. Просто очень часто грустил и тосковал. Разве это грех?
Я испугался Его молчания и поэтому поспешил поменять тему.
- А если я не справлюсь с твоим заданием? Я же хорошо знаю на-ших армян. Если у него на стене не висит Арарат, это равноценно тому, что ему насильно сделали обрезание и превратили в мусульманина.
- Слушай! Я и так с тобой тут разошелся философскими беседами. У меня принято вести строгий и четкий разговор. А тут с тобой меня занесло. Решения Бога не оспариваются. Они обязательны для исполнения. Нарушение или непослушание карается страшными наказаниями. Вспомни Сизифа.
- Боже мой! За что мне такое наказание?
- Ступай сынок! Успехов!
…Я проснулся от назойливой мелодии телефонного звонка, кото-рый сопровождался вибрацией.
Меня поздравляли с Новым Годом.
- Неужели ночью я так наклюкался, что во сне оказался в гостях у самого…
Открыл сонник. Посмотрел трактовку моего сна. Написал запрос: «Беседа с Богом». Получаю ответ: «К сожалению, такого в базе нет».
- Еще бы. Конечно не будет. Ну везет же мне. Что мне делать?
Позвонил мой хороший друг Армен. Поздравления, пожелания.
- Армен, у тебя на стене есть Арарат?
- Где, дома, или на работе? Дома пять штук, на работе вся стена заставлена различными пейзажами с горой Арарат. Я же из Еревана три альбома прекрасного качества привез, купил роскошные рамки и теперь живу как в музее. Ко мне ходят как в музей. А я им про нашу нацию. нашу историю, распеваю песни, показываю фильмы. Кстати, в этом году 100 летие Геноцида армян в Османской империи. Надо готовить соответствующие материалы.
- И ты эти жуткие кадры собираешься вывешивать на стене и там же работать?
- Не совсем так. Я буду их держать в ящике и при необходимости демонстрировать для убедительности.
- Знаешь, Он кажется был прав, говоря о нас…
- Кто он? - раздраженно спросил Армен.
- Неважно. Одна очень уважаемая персона. Кстати, очень осведомлённый и умный.
- И что? - напряженно спросил Армен.
- Ты бы смог жить без этого? Вообще без понятия о национальной принадлежности. Без Ностальгии, без тоски. Жить в свое удовольствие.
- Ты меня поражаешь. Какое же это наслаждение и радость  жизни без Родины в душе, без Ностальгии? Да зачем нам такая жизнь? - раз-драженно и слегка обиженно ответил Армен.
- Как же мне быть? - подумал я и встал с постели.
Впереди целых 10 дней праздников и много-много встреч. В основном в армянской среде.
- Интересно, какое наказание для меня запасено у Него на тот слу-чай, если я не справлюсь?
- Точно, не справишься! - вторил мне мой внутренний голос.

01.01.15


Рецензии
Сомнение вызывает поступок Иуды, мог ли он удавится? Казнь через повешение стала популярной в Европе в 17 веке. Удавление считалось грехом у иудеев. Либо тот, кто писал Евангелие не был евреем, либо, Иуда не был евреем.

Петрович Сергей   13.02.2020 12:34     Заявить о нарушении