Артист Юрий Васильев

Персонаж, которого сыграл этот артист в фильме «Москва слезам не верит», был ненавистен всем женщинами Советского Союза. Еще бы, воспользовался наивностью молодой и невинной девушки,  сделал её ребенка и умыл руки – мол, она ему не пара.

Юрий Николаевич Васильев — один из самых красивых актеров советского кинематографа.

Несмотря на яркую внешность и талант, он снялся всего в шестнадцати картинах. В его творческой судьбе совсем немного звездных ролей, делающих артиста знаменитым и узнаваемым.

Зрители помнят его по фильмам «Журналист» (Алябьев — главный герой), оперетта «Летучая мышь» (князь Орловский), «Москва слезам не верит» (Родион).

Большая часть его творчества связана со сценой Малого театра, которому он посвятил  почти 40 лет жизни.

Юрий Васильев родился накануне войны (1939 год) в интеллигентной московской семье. Мама работала библиотекарем, папа был инженером-электротехником.
Супруги Васильевы ответственно относились к воспитанию сына. Хотели, чтобы он получил серьезное образование и прочили ему профессию инженера железнодорожного транспорта. Но Юрий принял самостоятельное решение и сразу после школы поступил ГИТИС.

Он легко учился, был на хорошем счету у преподавателей. В дипломном спектакле его заметили и пригласили в Малый театр.

В коллективе настороженно встретили молодого артиста. Высокий, красивый и, безусловно талантливый, он одновременно вызывал зависть и восхищение. Коллеги были уверены, что именно ему будут доставаться все главные роли. Но судьба распорядилась иначе.

Эффектная внешность предопределила амплуа актера: вместо интересных характерных ролей ему доставались образы пустых красавчиков и героев-любовников.

Васильев был человеком постоянным, поэтому проработал в Малом почти всю жизнь — 38 лет. Театр, сцена стали его вторым домом. И он не жалел об этом никогда. Считал, что профессию выбрал нужную, важную, по призванию.

Юрий Николаевич сыграл в 20 спектаклях и 16 фильмах разные роли. Но, по мнению его жены, Корниенко Нелли, не успел раскрыть свой талант целиком. Ему мечталось о роли Гаева из «Вишневого сада» Чехова, но не довелось.

Известен Юрий Васильев стал после первой киноработы. В 1960 году принял участие в картине «Ловец губок», где получил после проб главную роль. Его герой — бедняк, который заканчивает жизнь самоубийством из-за полученных увечий, виной его инвалидности были жадность, скупость дельцов. Это трагичный, но поучительный фильм смотрят и сегодня с упоением, хотя снят он в черно-белом варианте.

В 1967 году Юрий снимается в картине «Журналист», тоже в главной роли. Его партнершей стала Галина Польских. К ней даже жена Васильева немного ревновала Юрия. Фильм получился наивный, истинно советский. Несмотря на талантливую игру актеров, не полюбился зрителю. Это была одна неудачных работ режиссера Сергея Герасимова, мэтра советского кинематографа.

А Васильева после выхода фильма стали узнавать на улице, письма поклонниц приходили каждый день. Что сильно раздражало беременную жену Юрия Николаевича. Она вспоминает о том, что в этих пламенных посланиях были признания в любви, предложения пожениться. Слава накрыла Васильева с головой, но роли и приглашения на съемки после «Журналиста» не посыпались на голову известного актера.

Он чаще был занят в телеспектаклях. С 1960 по 1970 сыграл 16 разноплановых ролей. Принимал участие в классических и современных постановках. Самыми яркими и запоминающимися зрителю стали роли в комедии «Бешеные деньги», драме «Гроза», «Маскарад», «Ревизор».

Васильев любил свою работу. От приглашений сыграть роли любого плана почти не отказывался. Поэтому в его биографии есть роли в спектаклях мировой литературы. Это «Вечер леди Уиндермер» по Оскару Уайльду, «Разбойники» Шиллера, «Йун Габриель Боркман» Ибсена.

Полюбились Юрию Николаевичу и советские авторы. Он играл роли в их постановках. В «Крыльях» Корнейчука, «Любви Яровой» Тренева, «Деньгах» Анатолия Сафронова.
В спектакле «Порт-Артур» Степанова сначала он получил второстепенную роль, у героя даже не было имени. Спустя несколько лет выходил на сцену в другом, более важном образе.

В кино он чаще получал второстепенные роли, но они запоминались зрителю. С 1970 Юрий Васильев снимался в сериалах и кинокартинах каждый год. Это были известные и сейчас проекты «Красавец-мужчина», «Личное счастье», «Первые радости» и многие другие работы.

Конец 70-х стал для Юрия периодом звездным, удачным. Сначала он участвовал в оперетте «Летучая мышь», где примерил на себя образ князя Орловского. Персонаж был ярким, напыщенным. Юрий в богатых одеждах, с умным взглядом смотрелся на сцене органично. Внешность и внутренняя интеллигентность не позволяли Юрию играть мальчиков из рабочих семей. Грязные комбинезоны, рабочая одежда просто не шли Васильеву.

Потом получил приглашение на пробы к фильму «Москва слезам не верит». Роль эгоиста и маменькиного сынка Родиона запомнилась зрителям надолго. Юрий Васильев долго думал, как ему очеловечит своего отрицательного героя. И смог это сделать. Родион из фильма «Москва слезам не верит» вызывает разные эмоции у зрительниц и зрителей. Это гнев, злость, осуждение, но игра артиста запомнилась.

Картина получила «Оскара» — престижную кинопремию мирового масштаба. На Родине — Государственную премию. На вручении «Оскара» никто из актеров, режиссеров, сценаристов не присутствовал. Железный занавес был закрыт и для них. Премию получил атташе СССР в США.

Васильев трудился до последних дней своей жизни. Заключительными работами стали «Крик дельфина», «Ничего не случилось», «Оглашению не подлежит», «Только не уходи».

Когда Васильеву было всего 18 лет, он встретил главную и единственную женщину в своей жизни. Ей оказалась его ровесница, студентка театрального училища, роковая красавица — Нелли Корниенко.

С супругой познакомился на летнем отдыхе. Поехал оздоровиться на морской берег в Геленджик с родителями. Будущая супруга приехала туда с подругой. Они познакомились, завязался курортный роман. У них были общие интересы. Нелли училась в Щепкинском училище, а Юрий в ГИТИСЕ. Оба жили в Москве.
Молодые встречались до свадьбы 3 года, потом поженились. Это было в 1959 году, коггда Нелли исполнился 21 год, а Юрию 20.

У молодоженов был самый лучший для актеров медовый месяц — они вместе снимались в кинофильме «Ловцы губок». Новоиспеченные супруги играли влюбленных! Молодые и талантливые они казались самой красивой парой в советском кино.

Нелли родила Юрию Николаевичу дочь — Екатерину, в 1967 году. Она стала единственным ребенком Васильевых. Но подарила родителям внука — Николая.
Васильев и Корниенко были неразлучны и в частной жизни, и в творчестве. Оба работали в Малом театре и довольно часто становились партнерами по сцене.
Многие женщины влюблялись в Васильева, но внимание со стороны прекрасного пола тяготило его. Он избегал встреч с поклонницами и не заводил романов. Его единственной любовью была жена.

Нелли доверяла супругу и никогда не сомневалась в его верности. Юрий Николаевич был идеальным отцом. Он поддерживал теплые и доверительные отношения с дочерью Катей, которая считала его своим лучшим другом.

Юрий Николаевич нравился людям. Его любили абсолютно все: начиная от коллег, заканчивая соседями по даче. Актер был лишен профессиональной зависти и всегда радовался успехам друзей.

Он отличался скромностью и деликатностью, не умел заводить выгодные знакомства и никогда не пользовался своей узнаваемостью. Все вопросы решал на общих основаниях.

Он умел наслаждаться маленькими радостями. Очень любил дачу — небольшой деревянный дом, который построил собственными руками. Юрий Николаевич получал удовольствие от работы на земле. Урожай щедро раздавал друзьям и сослуживцам.
Тем не менее, Васильев был закрытым человеком. Приветливый и внимательный к окружающим, он ни с кем не делился переживаниями. О своих тревогах не рассказывал даже близким людям.

С возрастом он стал много курить, начал выпивать. Вредные привычки помогали заглушить боль, которую доставляло ему чувство профессиональной неудовлетворенности.

Васильев понимал, что не раскрыл свой потенциал драматического актера. Это угнетало его.

Смерть Васильева стала неожиданной, но легкой. Незадолго до похорон ему было присвоено очередное звание — Народный артист РФ.

У Юрия Николаевича с детства были проблемы с сердцем. Постоянное нервное напряжение, алкоголь и никотин усугубили состояние — он все чаще чувствовал боль в области груди.

Сердце актера остановилось 4 июня 1999 года. В этот день он проходил техосмотр своего старенького автомобиля. Васильев сильно нервничал и весь день простоял на жаре.

Домой вернулся уставший, включил телевизор и прилег на диван. Когда супруга подошла к нему, чтобы позвать к столу, артист уже не подавал признаков жизни.
Причиной смерти стала сердечно-сосудистая недостаточность. Юрий Николаевич Васильев покинул этот мир в возрасте 59 лет. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

На похороны пришло очень много людей. Они плакали, провожали известного актера с тяжелым сердцем. Тело кремировали, поэтому прощание было особенным.

Друзья и родные Василева говорили, что проблемы с сердцем давно беспокоили актера. Но он все тянул, молчал, не хотел беспокоить жену, себя лишними заботами. А здесь жара летнего дня, нервозность при прохождении ТО. Все это сыграло свою роковую роль.


Рецензии