Карижинский В. Ну, Виталий, право же я потрясён...

Лунный берег Вячеслава Карижинского. «У поэтов есть такой обычай…» Поэты о поэзии и себе. Книга 3 / Составил Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2019. –210 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4054/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/ctri/
_______________________________________

Карижинский Вячеслав. Ну, Виталий, право же я потрясён...
На берегу реки и в реке. Виталий Иванов
Рифма.ру  01.02.2011 19:04
---------------------------------

Ну, Виталий, право же, я потрясён... Ты меня и приятно удивил, и шокировал, и вообще... смог подняться здесь до такой глубины, сублимируя китайскую и индийскую мудрость, что я читаю и - вдруг -ах! - Агъей (...в капле океана бессмертие), опа - Конфуций (...малым людям не по силам всё великое, но они ценны в малом) - и вот - катарсис! И кого бы ты думал, я услышал в катарсисе - никогда не угадаешь)) Владимира Соловьева:

Хоть мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы сами
Тот круг, что боги очертили нам.

Все, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.

Новые воды... Конечно, во всей мировой культуре, и в библейской символике вода символизировала время.
Но вот встречаются в пространственно-временном континууме Агъей и Циолковский, и заявляют голосом Виталия: «Время ничто для воды».

Здесь, будучи в какой-то степени физиком по специальности, я не могу не обратиться к современным моделям пространства и времени, которые базируются именно на идеях Циолковского («Монизм Вселенной») и Вернадского (Ноосфера, из которой позже вышло куда более широкое на мой взгляд - и объединяющее космизм Циолковского с любовью к Земле Вернадского и даже эсхатологией - понятие экзосоматической системы).
В этих моделях время статично. Время - иллюзия наблюдателя. Что же тогда есть «вода»? «Это - одно» - в переводе послания «гармонии» на язык «алгебры» - информационное единство мира.

А дальше я вынужден поубавить пыл своего до-мажорного вдохновенного пассажа, оказавшегося на гребне волны аллюзий и увидевшего целый океан памяти... и вернуться к маленькому оргАну - в сумрачную «келью Патера Лоренцо» ))
Вот здесь:

«Смертью своею я лишил бы Тебя Твоего, Господи! А страдания мои - не только мои. Что же, если Ты терпишь, как же мне не потерпеть, Господи?»

содержится на мой взгляд та необходимая ФОРМА, формулировка, тот вариант ответа, который наиболее близок к идее (не удивляйся) примирить ценности гуманистической идеологии с концепцией единого и справедливого Бога, а также - буквально одним махом - разрешить целый ряд противоречий в чисто экзотерическом понимании текстов Библии.
Обращали ли мы (наверное, это вопрос я сам себе задаю)) внимание на то, как часто в текстах Библии говорится о страданиях Бога?
Да-да, не о страданиях человека, а о страданиях Бога?
Мало! Я считаю, что и сказано об этом мало в текстах Писания... И незаметно это как бы, однако же в незаметном (невидимом) на первый взгляд (вспомним добрым словом нашего старого знакомо Экзюпери) нередко скрывается истина.
Почему же я говорю так неуверенно? Т.е. называю предложенный ответ только вариантом ответа, предполагая всего лишь возможность приближения к ответу точному... Потому, что есть ещё ряд вопросов, которые трудно разрешить, даже заменив строгого управителя (со)страдающим вместе со своими актёрами великим трагиком и драматургом, всем сердцем погружённым в сценическое действо... Но это...
С твоего позволения, это после... ))) Потом, не сейчас... Не хочется об этом в контексте «вод».

А хочется вспомнить один курьёзный, забавный и вместе с тем очень сентиментальный момент из собственной капли-жизни. О своей любви к воде и всем её проявлениям в природе я всегда говорю с нескрываемым восторгом. Так вот...
Была весенняя пора, дожди катарсиса в начале мая)) И я слегка был подшафе, и грустно отчего-то стало мне в холодной комнате без света, без музЫки... И винной вольностью охвачен, пустился в мысленный полёт я по горизонтам бытия, ищя как будто бы маяк на небе сумрачно-беззвёздном. Подоблачная тишина давила тяжестью на крылья, смотрела холодно она на мир безмолвия и пыли. И стало мне невмоготу, и я воскликнул: «Боже свЯтый, нарушь вселенной немоту! Я сын твой страждущий, распятый, что взором гаснущих зениц к твоей свободе устремлённый, в вине неласковых зарниц утонет, кровью опьянённый...»

Только успел я это всё сказать в мыслях, как за окнами шарахнул гром. И начались раскаты за раскатами, хлынул неистовый ливень, в комнате началась пляска голубоватого света молний, воздух, душный майский ташкентский воздух наполнился прохладой и свежестью... и в тот миг я сидел, смеялся и плакал, и мне казалось, что и Бог сам расплакался вместе со мной. Как хорошо, что меня в тот момент никто из людей земных не видел)))

__________________________________________________

Виталий Иванов. На берегу реки и в реке

Так пусто в жизни…
         Как будто стоишь на берегу реки
                и всё относит мимо тебя
                новые, и новые воды…

Почему я не капля полноводной реки, текущей единым потоком? Нет у капли в потоке границ, нет своих устремлений…
Что это, желание отсутствия «я»? Извечная тоска по Единому? Может быть, это желание смерти? Ведь только через смерть «я» обретается вечная жизнь, исчезает Преграда… Она снимается поглощением одного из двух: или я сольюсь с миром, или мир сольётся со мною.
Это будет… И нет, наверное, разницы, что с чем сольётся. Будет одно. Но почему этого нет всегда, Господи? Почему отделён я от мира? Почему моё «я» не разлил Ты в синеве неба, не объединил моим «я» океанские воды, не наполнил им безбрежие лесов и степей? Почему не слил моё «я» со Вселенной, отделил от Себя?
Зачем я не Ты, Господи?! Зачем рядом со мною миллиарды других «я»? И жизнь протекает,
              как будто стоишь на берегу реки
                и всё относит мимо тебя
                новые, и новые воды…

Как трудно понять! Не просто смириться! Как нелегко жить со своим «я», Господи! Зачем дал Ты мне муку мою?
Господи! Господи!.. Когда наплывает тоска, хочется вернуть Тебе всё, что Ты дал мне, неблагодарному, Господи!
Моё «я» - самая тяжёлая ноша.
Но… может быть, она и Твоя, Господи? Может быть, во мне, через меня и, наверное, неизмеримо больше меня - страдаешь Ты, Господи?!
Ты сотворил меня из Себя - часть Свою. Что же Ты натворил, Господи?! Зачем принял муку сию?
Что Ты ответишь Себе? Смотри на Себя:
стоишь Ты на берегу реки,
             и всё относит мимо Тебя
                новые, и новые воды…

Но ведь и они - это Ты, Господи! Ты обнимаешь Собою всё. Разве Ты - не каждая капля воды в этой реке, Господи? Так и я вместе с Тобою смотрю на себя - ведь мы одно, Господи?
Смотрю я на то, что проносится мимо: и для каждой капли воды я, стоящий на берегу, мелькну на одно лишь мгновение. Она не будет грустить…
Ну, а я погрущу… Ты дал мне много больше, чем ей, Господи! Погрущу… И примусь за дело своё. У меня много дел. Ведь Ты для дел создал меня?
Чтобы по реке шли корабли, по берегам зеленели поля, чтобы мир украшался через дела мои и Твои - наши дела с Тобой, Господи! И чтобы видеть каждую каплю воды в реке Твоей, Господи. Смотри: они искрятся на солнце!
Травы, деревья и облака… Рыбы, звери и птицы!.. Ты видишь?
Смотри глазами моими: всё это - Ты!
И обнимают Меня
            новые, и новые воды…

Смертью своею я лишил бы Тебя - Твоего, Господи! А страдания мои - не только мои. Что же, если Ты терпишь, как же мне не потерпеть, Господи?
Ты разделил меня с каплей воды - и я могу её видеть. Я могу видеть весь мир, и я его вижу - спасибо, о Господи! Я вижу Твоё совершенство.
Боже, дай силы мне быть достойным Тебя!
Счастье моё - видеть Тебя, страдание – потерять…
И страдаю я, когда теряю в себе Тебя, Господи! Тогда так пусто в жизни,
как будто стою я один
            на берегу бесконечной реки
                и всё относит мимо меня
                новые, и новые воды…

Думать о том, что хоть в каком-нибудь месте, хотя бы мгновение что-то одно течёт мимо другого совершенно не связано и бесполезно может лишь тот, кто не понял ещё, что всё в этом мире объединяешь Ты, Господи. И потому, как я могу совсем отделить себя от Тебя: от этой земли, неба и солнца?..
Каждому, по справедливости Своей, Господи, равно даришь Ты счастья, страдания… Кому больше счастья, соответственно, - и страдания. Ты дал мне жизнь человека - на что жалуюсь я? На то, что Ты дал мне чрезмерно?
Всё станет однажды землёй и водою. И это будет долгая жизнь… Человеческое счастье недолго; кратко наше страдание. Что же, я откажусь от чего-нибудь? Тогда я признаю себя неудачным воплощением Твоим, Господи. Ты Сам это признаешь во мне.
Нет, я пройду свой путь до конца. И скажу спасибо Тебе. А когда придёт срок, который Ты Сам назначишь мне, Господи, моя кровь растворится в воде,
и с радостью обнимут меня
руки земли,
        крылья небес,
                всё новые, и новые воды…

Потекут дальше года…
И вот буду я каплей воды. Время ничто для воды. И кто-то встанет на берегу полноводной реки, чтобы смотреть на меня…
Может быть, он тоже поймёт – и я немного ему помогу? - что он и каждая капля в реке, это - одно. Все мы - на берегу реки и в реке. А весь бесконечный и вечный мир, это и есть - Ты, Господи!..
Каждый помогает Тебе ещё немного узнать Себя и стать сущему несколько совершеннее.
Чтобы никто не творил напрасного зла…
И, может быть, уже больше никто с отчаянием не думал о том,
что так пусто в жизни…
        как будто стоишь один
               на берегу бесконечной реки
                и всё относит мимо, и мимо тебя
                новые, и новые воды…

1993


Рецензии