Северо-восток, дорогу к Храму нашедший. Гл. 5-7
Глава пятая «Торжество Истины Христовой».
А ещё в храмовом пространстве замечательная идея воплотилась – более всего почему-то именно здесь, на Северо-востоке Столицы. Воедино на большой иконе собрано великое множество маленьких. Иконописные Образы Матери Божией. Или иконы особо почитаемых святых, независимо от времени, когда они по земле грешной ступали. Не просто изображений – а именно маленьких икон.
Вспоминаются удивительная Часовня Святителя Мирликийского Николая на Бабушкинской, Часовня особо почитаемого на Руси Пророка Илии в Отрадном, почти в одночасье возведённые. Ныне стали обе святыни храмами-часовнями. В них прежде всех и была явлена эта замечательная идея соборного пространства.
Но возвратимся в Храм Священномученика Киевского. Рядом с Образом Почаевским ещё один из сонма Священномучеников - Иоанн Рижский. Пусть имя его нам менее известно, чем Мученика Киевского. Нам – но не Господу! Сожгли семидесятилетнего Старца слуги антихриста…
Священномученик Иоанн! Образ его ещё в одном московском храме есть – и тоже на Северо-востоке – в Алтуфьево. Вернее – деревянный Храм-Часовня в честь Мученика Рижского возведена.
Там на Царских Вратах не Создатели Главной Книги и Архангел Гавриил, Благую Весть Марии вещающий, не Отцы Церкви, слова Главной Службы Православной написавшие, изображены, а Апостолы Первоверховные. Маленький деревянный Храм, в Честь Мученика Рижского возведённый, словно тем малым ручейком стал, с которого река великая начинается.
А после вырос рядом величественный белый Храм в византийском стиле. Возведена Святыня сия не в честь Пресвятой Троицы, не в честь Образа Богородицы, не в честь Праздника Двунадесятого, не в честь Святого из Великого Сонма к Лику Причисленных. А возведён в Честь Первого Воскресенья Великого Поста – Торжества Православия. Иконописный Образ Праздника являет Матерь Божию в окружении Сонма Святых и Сил Бесплотных. Являет победу над ересью, над тем, что Истину Христову попирает. Являет восстановление иконопочитания.
Величественный Храм над оживлённой магистралью возвышается, надо всем районом, надо всей суетою. Рядом с повседневной жизнью суетной - и всё же словно в ином «пространстве» - и не только потому, конечно, что словно чуть-чуть в стороне от бесконечного потока машин.
Есть у поэта девятнадцатого века С.Ф.Рыскина такие строки: «Крестом в Небеса улетая». Они о Главной Колокольне России, в честь Иоанна Лествичника возведённой, - но и к этой Величественной Святыне можно отнести их с полным правом.
Любой Храм земное и Небесное соединяет, но при взгляде на Царственное Величие Святыни Алтуфьевской, на золотые купола, словно солнце, на фоне Небес золотом горящие, ощущаешь это всем существом своим.
Святые покровители Храма - живший в 16 веке Преподобный Феодосий Тотемский, родившаяся во второй половине девятнадцатого века Блаженная Матрона Анемнясевская - к ней мы вернёмся в финале – и ранее упоминаемый Мученик Иоанн Рижский, властью антихриста убиенный.
Торжество Православия! Не было и не может быть победы, торжества Истины без жертв, без претерпевания скорбей. Вне времени…
И вот через века встали на пути разрушителей, на пути тех, что Святость оскверняли, на пути тех, что во служение антихристу пошли, Священномученик Владимир, Священномученик Иоанн и сонм Новомучеников, кровь за веру Православную проливших, от рук осквернителей мученическую кончину принявших. Встали крепостью духа своего.
Глава шестая. «Найти путь к Храму».
Расплясались, разгулялись бесы
По России вдоль и поперек.
Рвет и крутит снежные завесы
Выстуженный северовосток -
написал век назад замечательный поэт Серебряного века М.А.Волошин, в годы окаянного лихолетья Родину не оставивший, относившийся к обезумевшей России как к больной матери. Понятно, что «северовосток» - лишь «внешнее» совпадение - тогда вся Россия «бесилась». Да и жил поэт – «исповедник» почти всю жизнь в Земле Крымской.
И всё же эти душу до глубины потрясающие строки со Священномучениками, что смотрят на нас с образов иконописных в бывших сёлах: Свиблово и Алтуфьево – крепко связаны. Связаны общей историей, общий трагедией, общей готовностью к самопожертвованию.
Нам ли весить замысел Господний,
Все поймем, все вынесем любя -
Жгучий ветр полярной Преисподней -
Божий Бич!- приветствую тебя! -
так завершает скорбные размышления поэт, выражая мысли и чувства многих соотечественников – истинно русских людей. Кажется, и добавить нечего.
Господи! Накажи, вразуми и прости!
Глава седьмая – завершающая.
«Во Имя Князя Благоверного и Памяти России».
И вспоминается невольно ещё одна история, что крепко задуматься заставляет…
Есть на Северо-востоке Столицы нашей – в Медведкове ещё один маленький белый храм, куполом в небеса летящий. Возвели его в Честь Князя Благоверного, что по благословению Преподобного Сергия поганых на Поле Куликовом разбил.
Такие храмы, как и тот, с которого мы беседу начали, словно живоносные источники, что сквозь "асфальт" бездуховности, безбожия пробились. Живая связь Мученика четвёртого века Дмитрия Солунского и Святого Князя, против ига иноверцев сражавшегося. А ещё - Святость Семейная. В храме сем – в одном из немногих, если не в единственном, Супруга Благоверного Князя Дмитрия изображена не только с монашеским именем Евфросинии, но и с мирским - Евдокии.
А главное, что безликое пространство серых домов вдруг разом преобразилось и осмысленным стало, как и в противоположной части Столицы - на Нахимовском проспекте, где высится Храм Преподобной Княгини – Матушки Евфросинии!
Да только, как оказалось, не всем духовная «осмысленность» и возрождение Руси Великой - Руси Православной по нраву. Началось вдруг в пространстве интернета «бесовское завывание» - кому-то, видите ли, проповедь «громкая» помешала! … Не дремлет, видимо, лукавый…
Да только, по Милости Божией, через несколько дней смолкли голоса бесовские - и «позора екатеринбургского» не было. И высится среди домов Святыня, в Честь Благоверного Князя – одного из Спасителей Отечества возведённая. Наши Князья Благоверные всегда врагов божьих изгоняли.
Святой Благоверный Князь Дмитрий! Моли Бога за Отечество наше! …
Как-то само собою получилось, что обратились мы к строкам поэта, сто лет назад с Россией скорби до конца разделившего. Ими и завершим рассказ о Храме Священномученика Владимира. Да и не только о нём, наверное:
Сотни лет навстречу всем ветрам
Мы идем по ледяным пустыням -
Не дойдем... и в снежной вьюге сгинем
Иль найдем поруганным наш храм...
Дай Бог, чтобы нашли – и не только на Северо-востоке Столицы нашей – а прежде всего в душе своей. Чтобы в Отечестве нашем больше не «устаивали пляски свои» слуги антихриста.
Святые Князья Благоверные! Святые Отцы Церкви! Святые Новомученики и Исповедники века двадцатого! Молите Бога о России!
Свидетельство о публикации №220021300084