Селфи с Сальвадором Дали

Любителям живописи посещать выставку великого сюрреалиста в московском Манеже я не посоветую. И не потому, что плохо к нему отношусь, отнюдь! Просто ажиотаж вокруг модного живописца таков, что к картинам практически не подойти, залы плотно набиты людьми, а всякий, кто сюда смог войти, обязательно должен отчитаться перед всем миром: «Я там был! Вот – Автопортрет с беконом и я!» На картины – не смотрят, прилаживают смартфон, позируют, выбирают иной ракурс – снова щелкают, и поиск этот занимает посетителя полностью.
Явление это самое заурядное, практически то же самое творилось в ГМИИ им.Пушкина, когда привозили Рафаэля: чуть ли не каждый, попавший на выставку, спешил запечатлеть себя на фоне… И вот это – Мадонна Рафаэля фоном – меня тогда ужасно возмущало. А здесь я только посмеиваюсь: Дали, наверное, был бы рад, ведь именно этого он добивался всю свою жизнь! Грандиозного успеха на фоне скандала, всемирной славы любым путем!
…Утром он выстригал косицу волос и при помощи воска старательно «строил» свои знаменитые усы, закрученными стрелками вверх, то раздваивая их на концах, то завивая кольцами. И только тогда появлялся на публике, с выкаченными глазами, экстравагантными выходками, сам из себя – сплошной эпатаж. Он был не единственным сюрреалистом, но яростно бился за право слыть основоположником течения, гениальным выразителем сюра, так и твердил неустанно и громко: я – гений!
В подверстанной к его «Дневнику одного гения» заметке современника Дали доктора Пьера Румгера хорошо сказано:
«После первой мировой войны, словно сметающий все на своем пути бурный прилив, внезапно нахлынуло сюрреалистическое движение. Бок о бок с возрождением воображения …развивалась и разрушительная сила, которая с ожесточением обрушивалась на все формы узаконенной власти, отрицая все и всяческие социальные ценности: армия, правительство, религия, музейное классическое искусство были избраны мишенями бесконечных нападок, подвергались непристойным, попросту скатологическим оскорблениям, а порой выставлялись на всеобщий позор и осмеяние (усы у Венеры Миласской)».
Вспомним, что в России практически в то же время бурно развивался авангард, изобретались и рушились самые разнообразные течения в живописи, музыке, литературе. Будетляне и футуристы, супрематисты и кубисты и прочие «…исты» неистовой толпой теснили традиционные формы самовыражения в искусстве. Потрясающая эра, кипящий котел, в котором неясно было, что выгорит дотла и безвозвратно, а что – возвысится, станет «художественной материей высокого стиля» - так тот же Румгер оценил достижения Дали.
Надо отдать Сальвадору Дали должное, он - не беспородный хулиган, в период становления он достиг профессионализма в живописи. (Как и Пикассо, которого Дали почитал своим вторым отцом. Даже посвятил ему поэму! – Вот уж где постмодернизм в наиярчайшем воплощении!) Но если до него художники в большинстве своем стремились отобразить предметный мир до иллюзорной точности, будь то кружева, пламя, девическая кожа или металлические латы, то Дали дерзнул изменить саму природу вещей. Поэтический взгляд на мир позволил ему реализовать на холсте невыразимые метафоры, вроде текучего времени в знаменитом изображении часов. Конечно, он озорничал, насмешничал, выворачивал смыслы, сочинял ребусы! Словом, вытворял всё то, что делают нынешние поэты-постмодернисты. Но если для чтения умопомрачительных стихов надо обладать изрядным воображением и отвязанностью восприятия, последующего суждения, то для восприятия образов на картине сюрреалиста нужны только глаза.
Хотя! Хотя!.. Да как бы не так!.. Вот я слышу, как перешептываются зрители: «Ну и чё, бабочки на парусах, слон на паучьих ножках, баба с выдвижными ящиками…городит, что попало! Лишь бы внимание привлечь!»
А вспомнить бы, что триста лет тому назад на полотнах Возрождения полны значения были и цветок лилии, и пейзаж в окне, и горы, и бокалы, и позы. И Гала, муза и вдохновительница Сальвадора Дали, совсем не случайно изображена дважды: на полотне – и отображением в зеркале. Все имеет значение. И перспектива, и пейзаж, и разомкнутость объемов, и бесконечное цитирование обожаемых мастеров кисти.
Если смотреть на картину, а не на экран смартфона.
Устроители говорят, что подобной посещаемости Манеж не знал, рекордный поток. По большой части это все-таки суетная толпа, которой главное – посетить модную тусовку. Ну и что, пусть потопчутся, повосклицают, посмеются и, в конце концов, сделают селфи. «Вася был здесь» - искусство во всех своих ипостасях не может обходиться без зрителя, слушателя, читателя. Вот только не останавливались бы они на этом…ротозействе, а двинулись дальше: размышлять, искать, доходить до понимания. Ну да, лепил себе усы на воске, но ведь написал картину с длинным названием: «Обнаженный Дали, погруженный в созерцание пяти правильных фигур, превратившихся в корпускулы, в которых неожиданно проступила Леда Леонардо, хромосоматизированная  лицом Гала». 1954 год.
Стало быть, ощущал себя в последовательности этого цивилизационного движения наш отрицатель и выворачиватель смыслов!


Рецензии