Белое солнце пустыни

- Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И всё , поди , без пошлины ?

Что еще нового можно написать об этом всенародно любимом фильме ? Листая телевизионные каналы, бывает , нарвешься на "Белое солнце пустыни" и не важно - начало , середина или финал картины , все равно досмотришь до конца ! Безусловно , главное в нем - точнейшее попадание актеров в "образы", ставшие незабываемыми для многих поколений зрителей . Чего стоит лишь красноармеец Сухов , во многом "доссозданный", по его воспоминаниям , Анатолием Кузнецовым , в его работе над этой ролью ? Но , не в обиду замечательному актеру Кузнецову , что был бы Сухов без Верещагина ? Если составить список самых любимых у зрителей персонажей советского кино, отставной таможенник Павел Верещагин из фильма "Белое солнце пустыни" займёт в нем одну из самых верхних строчек.Так почему его фраза " Я мзду не беру . Мне за державу обидно . "стала лакмусовой бумажкой на честь и совесть у лучших представителей ответственных профессий России и прошлой и теперешней ? Так уж вышло , что для актера ленинградскогого БДТ Павла Луспекаева съёмки в "Белом солнце" стали и билетом к возвращению в профессию , и , к великому сожалению , его последней работой . Мало кто знает, что в сценарии фильма роль Верещагина задумывалась как эпизодическая - ему нужно было только беспробудно пить водку, склонившись над миской с чёрной икрой. Помните : " Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…" Но ,видимо , самой судьбе было угодно ,чтобы Верещагин стал одним из его ключевых персонажей . Ещё во время работы на сценарием Луспекаев был для режиссера картины Владимира Мотыля одним из главных кандидатов на роль Верещагина (среди них - Ефим Копелян , Борис Ливанов и даже штангист Юрий Власов). Вот только в участие в съёмках Павла Борисовича не верилось - четыре операции по ампутации ступней (во время войны в одном из разведывательных рейдов пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги ) не оставляли никаких шансов...Но Мотыль всё же рискнул поехать к Луспекаеву , который в то время заново учился ходить . Режиссер предложил сниматься ему на костылях ( дескать , все равно сыграешь калеку ! ) , а актер ответил : " Давай , Володя, сперва я сыграю то, что написано в сценарии, а уж потом какого-нибудь инвалида. Пусть тебя мои ноги не смущают. Я придумал сапоги с металлическими упорами внутри ." И работа началась.
В своем дневнике Луспекаев писал : "Только что ушли киношники. Предлагают попробоваться на небольшую, но очень интересную роль. Я завёлся. Много говорил. Волнуюсь, что мои ноги могут не дать сниматься '. И все же сыграл. Без дублёров. Лишь в одном моменте в фильме его подменил каскадер - где Верещагин ногами спихивает бандитов за борт. А вечерами , когда съемки оканчивались , он шел к морю , и долго сидел , опустив ноги в воду -так отпускала боль. А еще , привязав к ногам металлические плавники , мог уплыть далеко-далеко от берега . Ему кричали: "Утонешь!"
"Утону - вспоминайте..."- отшучивался актер . Прототипом его героя стал Михаил Дмитриевич Поспелов , штабс- ротмистр , и офицер российской пограничной стражи , портретное сходство которого с Павлом Луспекаевым поражает... Его уважали и боялись враги, давшие ему прозвище «Красный шайтан». «Я пограничник, и мое дело — охранять границу Отечества. И я отсюда никуда не уйду!», — говорил таможенник в годы безвременья .Чувствуя своё бессилие перед бесчинством басмачей , бывалый командир также глушил тоску самогоном - испытанным русским средством . И нет сомнений в том , что Михаилу Поспелову тоже было " обидно за державу ", когда не было уже ни таможни, ни самой державы, которой он когда-то служил, и казалось, не будет уже никогда... Потому он и не бежал в 1917 году за кордон или в глубь страны, как многие офицеры . Да и дом Павла Артемьевича Верещагина почти точно списан с жилища Михаила Поспелова: те же фруктовые деревья , тот же пруд с карпами...
Так что все по-честному . Потому - веришь происходящему на экране безаговорочно. Так же , как верят старики , прошедшие войну , и смахивающие скупую слезу перед экраном телевизора. Как верят космонавты , которые всегда смотрят картину перед полетом. Так же , как верит и мальчишка , замеревший у телеэкрана , щелкая пультом с канала на канал , случайно наткнувшийся на этот фильм . Еще не понимает , о чем , собственно , идет речь , но уже верит...Детей вообще сложно обмануть.


Рецензии