Патрульная служба

Многое забывается с той службы, но есть моменты, которые въедаются в память какими-то эпизодами, впечатлениями, эмоциями или стрессами.

Первое вступление на борт подводной лодки, первая погрузка торпед, первые стрельбы, выходы в море, возвращения, аварийные и учебные тревоги…

Какие то детали стерлись, какие то нет. Жизнь щадит стиранием памяти.

Получаю оружие в центральном посту, пистолет, кобуру, патроны. Форма наглажена, на китель нашит свежий подворотничок, в уставную фуражку вставлены иголки с нитками положенной длины, краб уставной, разогнут, стрижка соответствует.

Первое заступление начальником патруля в гарнизон. Лейтенант. Наслышан о зверствах и придирках коменданта от старших товарищей.

Проверка подчиненных матросов, к ним особое внимание.

Пошли и благополучно заступили. Через гарнизонный развод, инструктаж, проверку и прочее.

А нервы? Конечно же потрепали. Кто на это внимание обращает? Обычное дело.

Но вот мы в поселке. Каждому патрулю нарезан свой маршрут. Время определено. Не служба – красота. Матросов в гарнизоне мало, в основном посыльные, рабочие группы в сопровождении офицеров, мичманов.

И погода. А вот тут, как повезет. Если лето и солнечно, то благодать, если снег и ветер, держись, чтоб не унесло и что-нибудь не отморозило.

А однажды шел дождь, наш гаджиевский. Плащ накидка не помогает в принципе, внутри нее парилка, весь сырой  и льет с этой накидки прямо в парадные ботинки. Сверху фурага от дождя просто сочится слизкой ватой. У меня она неделю потом мироточила прямо на голову и мерзко пахла сырой ватой. И ботинки, с подошвой из прессованного картона, в дрова, выбрось и забудь.

К часу ночи патрули стекаются в комендатуру, нужно сдать оружие и отдыхать тут же, лёжа на топчане в комнате отдыха патрулей. Это в идеале, как должно быть. Суровая правда такова, что матросы с вечера начинают канючить и зондировать почву, чтоб смыться в казарму или в теплый бидон. Поэтому тут уж как повезет с дежурным по комендатуре, отпустит или упрется. Бывало всякое и первое и второе.
Отпустишь этих негодяев в казарму, а сам думаешь полночи, дошли – не дошли, вдруг подобрал кто и утром жди пулю.

Пару раз ночевал на этих топчанах, сподобился. Из всех щелей дует, холодина. Тут главное для сна; шинель и шапка, если зимой. Это и матрас и простынь и подушка с одеялом. Закатаешься коконом, примеришь оставшееся время для сна и команда:
– Спать!
И ведь высыпался. Утром как огурец. Но опять же раз на раз не приходится. Бывало и проворочаешься, скрипя топчаном и суставами до утра. Тогда утром свет не мил.

Спустя два года, будучи на учебе в Палдиски, уже в звании старшего лейтенанта снова был направлен в патруль. И не единожды. Тут уже патруль офицерский. Сначала патрульным с начальником патруля старшим офицером заступили. Как белые люди зашли в пивной бар, выпили по кружечке пива, благо, что нашего начальника патруля, Борисыча, командира БЧ-2, тут очень хорошо знали. Учебный центр каждые два года, семь раз он уж там точно был, потому как по возрасту командира старше. И вся служба пролетела на одном дыхании, ночевали в общежитии, а не в комендатуре, утром никуда не спешили, позавтракали и вперед.

А вот второе заступление уже было самостоятельно, начальником патруля, причем звание должно было быть не ниже капитан-лейтенанта, но это конечно для нас не проблема, взял шинель у старших товарищей, а может еще звездочку одну добавил на погон, уже не припомню. Как старпом скомандовал, так и сделал. В патрульных два товарища, старших лейтенанта, таких же разгильдяев, как и я с планами беззаботно провести время.

Построились, проинструктировались и пошли. Время пролетело незаметно. Не дожидаясь часа ночи, часов около двадцати трех, отправил ребят в общежитие, сам решил пораньше сдать оружие (таков порядок). Уговорил дежурного, не с нашего экипажа, что какой смысл тянуть до часу ночи, город спокойный и прочее. Сдал пушку, расписался в ведомости и побрел, ветром гонимый, в теплую кроватку.

И только, значит, мы расположились сладко поспать, сразу после полуночи, стук в дверь, врывается посыльный с комендатуры.
– Тащ, нападение на станцию! Вам велено перекрыть такую-то дорогу, останавливать и проверять все машины и людей!

Вот жеж…

Собрались в одну минуту. Подпоясался пустой кобурой и рванули на маршрут. В комендатуру за оружием не побежишь, там уже и комендант и караул в ружье, народу тьма.

Заняли позицию. Темень, вырви глаз. Где то воет сирена и вроде как выстрелы. Небо со стороны станции в сполохах. Машина затарахтела. Пошел наперерез, мои патрульные за деревьями притаились
– А чего всем то погибать? Оружия то все равно нет.

Так себе ситуация. В общем ночь пробегали на свой страх и риск, под утро, как отбой дали, я сбегал, вернул пушку назад и больше не сдавал. На дворе был 1990 год.


Рецензии
Да, Сергей, Ваша служба и опасная и сложная. А если не так опасна, так природа не радует, особенно дожди, ветра...

Наталия Королёва   14.05.2020 12:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.