Без рода без племени

                (статья для обсуждения темы)
 
В древности словосочетание: «без роду, без племени» означало, что такой человек не благородных кровей, незнатного происхождения.
В современности считается, что подобный мужчина неизвестного происхождения, без родственных связей.

Что с такими мужчинами происходит на генетическом уровне? И кто жертва, а кто причина? Рассмотрим на примерах.

У моей матери было два брата. Старший родился в 1923 году, после семилетки, окончил ускоренные курсы учителей начальных классов и стал помогать матери поднимать младших сестру (1926 г.р.) и брата (1928 г.р.).

Старший брат в 1942 году погиб под Сталинградом, потомства не оставил.
Младший – после войны окончил педагогический институт, женился на однокурснице. Они уехали в деревню Кайластуй у реки Аргунь на китайской границе, где вскоре брат становится директором школы, а жена преподает русский язык и литературу. У них рождается пять дочек.

Генетический код их отца обрывается. Причину нужно смотреть глубже.

Дед моей матери по отцовской линии по фамилии Пороскун был банкиром в Самаре. В июне 1918 года в Самару вошел Чехословацкий корпус. Группа членов комитета Всероссийского учредительного собрания (КОМУЧ) объявила о создании нового государства, а  город Самара стал столицей.

Фамилия Пороскун является крестительным именем, она записывалась в святцы, а также в месяцесловах.  В западных европейских губерниях Российской империи проживало большое количество иудеев. В 1791 г. Екатерина II издала Указ, ограничивающий право на расселение евреев, обозначивший законом так называемую «черту оседлости».

С годами послабление имели некоторые категории евреев: имеющие звание купцов первой гильдии; высшее образование и, принявшие православие. Прадед помнил свое настоящее имя иудейское (фамилию), знал  свой род и его сын Василий. Чтобы заняться банковским делом, прадеду пришлось креститься и официально с новой фамилией стать православным.

КОМУЧ приступил к созданию собственной армии, объявив всеобщую мобилизацию. К августу 1918 года мобилизационные отряды КОМУЧа стали принимать решительные меры к отказникам.

Видимо в этот период сын банкира Василий (мой дед) бежит в село Веселое Курской губернии. Предполагаю, что отправился он к своему однокласснику по гимназии. В те годы зажиточные крестьяне направляли своих сыновей на учебу в гимназии, затем по возможности, в высшие учебные заведения.

Василий жил в селе Веселое до 1923 года. За это время он женился на девушке из крепкой крестьянской семьи по имени Домна (моя бабушка) и взял ее фамилию «Грицаенко». У них родился первенец, имя которому дал отец. Его назвали старо библейским именем  "Авраам".

Затем Василий, видимо списавшись с другим приятелем по гимназии, переезжает на Кубань, где становится заведующим сельпо. Большой государственный торговый магазин находился в сельском поселении. На другой стороне реки Кубань располагался город, в котором имелся государственный банк, куда заведующий магазина сдавал выручку. Моста не было, и Василий вынужден перевозить деньги: при открытой воде на реке – нанимал лодку; при ледоставе – пользовался санной повозкой.

Раз в  год или два Василий приезжал в семью. В начале тридцатых годов, он  был убит и сброшен в воду  перевозчиком и  его подельником, выручка украдена. Деньги являлись государственными, поэтому бандиты были найдены по горячим следам.

Моя бабушка не могла выехать на похороны. Трое детей, мал мало меньше. Но у нее хватило смелости и мужества записаться и по программе организованного набора уехать с детьми в Забайкалье. Ее с детьми поселили  в пустующую  избу, в  бывшей казачьей станице Красноярово, которая являлась родовым местом семьи моего отца, и приняли в колхоз. Она спасла своих детей от голодомора.

В шестидесятых годах прошлого века бабушка ездила к родному брату в Красноярский край.  С какого это перепугу Он  из Курской губернии оказался в Сибири? Этот факт считаю доказательством, что его семью раскулачили, отобрали имущество и сослали в Сибирь на «перевоспитание».

Дед Василий не передал своим детям информацию о своей родословной, настоящей фамилии и племени и генетический  код его на сыновьях остановился.


Автор этой статьи дважды приезжал на Крайний Север страны, на Колыму. После армии работал в шахте, на стройке с конца 1971г. по 1978 год. Второй раз – дорабатывал подземный стаж, но вначале работал зам. директора шахты по хоз.вопросам, потом сменным инженером, диспетчером, заместителем генерального директора шахты по производству (в 1987-1994гг).
В те годы близко сошелся с двумя работниками шахты: с Сергеем Сибановым (фамилия изменена) и с Юдаевым Юрием Викторовичем.

Сергей родом из г. Прокопьевска  Кемеровской области. После армии женился  на своей соседке Вере, и они уехали на Север, у них было две дочки. Сергей работал вначале водителем в Кадыкчанской автобазе, затем проходчиком на шахте «Кадыкчанская». Учился заочно в Хабаровском ВУЗе на юридическом факультете. Окончание института совпало с началом 90-х годов. Сергей немного поработал юристом-консультантом, затем возглавил профсоюзную организацию шахты, совмещая ее с бизнесом.

Рассказывал, что в Прокопьевске жил в бараке. Зимой на улицу было холодно выходить, и они играли в широком коридоре барака. Он все время спрашивал, донимал мать кто его отец. Мать не отвечала (может сама не знала и такое бывает). Из детства Сергею запомнилось, что в бараке в одной из множества комнат проживал еврей. Когда он возвращался с работы, то всегда угощал Сергея конфетами. И Сергей решил, что именно еврей был его отцом. Но, повзрослев, и не добившись от   матери вразумительного ответа, он не стал разыскивать своего отца.

Благодаря работе в профсоюзной организации и бизнесу Сергей  быстро  перебрался в областной центр, работал в областной профсоюзной организации и расширял бизнес. Купил квартиру в Магадане, перевез Веру с детьми. Профсоюз пришлось оставить, партнеры его направили в Москву. Он получал от партнеров товар в виде красной икры и копченой, соленой красной рыбы. Сдавал оптовикам, закупал дефицитный для Узбекистана товар, отправлял в Ташкент. В Ташкенте другой партер реализовал товар, закупал ковры и отправлял в Магадан.

В Москве Сергей случайно встретил преподавателя своего ВУЗа Лену. Она училась в аспирантуре. Они быстро сблизились. Сергей купил квартиру в Белгороде, обустроил ее. Слетал в Магадан, продал квартиру, Веру с дочками перевез в Белгород. Развелся с Верой и официально зарегистрировался с Леной.

Лена закончила аспирантуру, защитила диссертацию и  стала работать в нотариальной конторе своей подруги Наташи. У Наташи муж Андрей, бывший военный юрист,  имел серьезную юридическую компанию и несколько более мелких, а для жены (она тоже юрист, только без практики) он зарегистрировал нотариальную контору.

Чтобы удержать Лену в нотариальной конторе Наташа продала ей квартиру с выплатой в рассрочку. Сергей и Лена и их совместная дочь переехали в эту квартиру однокомнатную на первом этаже в Текстильщиках. Лена быстро выкупила квартиру, потому что сделки были серьезными и приносили до ста и более тыс. долларов дохода.
 
Тогда Наташа предложила Лене двухкомнатную квартиру в том же районе, так же в рассрочку.  Лена согласилась, и они всей семьей переехали в двухкомнатную квартиру. В  однокомнатную  переселились из Хабаровска мать и младшая сестра Лены. Сергей сдружился с  Андреем, мужем Наташи. По выходным они семьями собирались в особняке Андрея на Рублевке отдыхали, парились.  Андрей взял к себе Сергея на работу.

Но спустя несколько лет Сергей затосковал. Он не хотел расставаться с мечтой о сыне. Нашел любовницу из Ростовской области. Она училась на заочном факультете в Московском ВУЗе, снял ей квартиру. Встречались. Любовница забеременела и подарила ему четвертую дочь.  Сергей «сдулся» развелся с Леной, женился на любовнице. Все стали кругом виноваты, отдалился от друзей и приятелей. Снял, либо купил комнату в общежитии, живет с женой и младшей дочерью….


А вот у Юдаева Юрия Викторовича все складывалось замечательно. Родился в марте 1947 года в г. Сталиногорск (в н/в Новомосковск). После окончания института женился на однокласснице Светлане Каземировне,  которая к этому времени окончила факультет экономики. Завели двоих детей: сын – Вадим и дочь – Настя.  В Тульской области в те годы, молодым специалистам, да еще с двумя детками, без посторонней помощи нормально прожить было не реально. 

Уехали они в Сусуманский район Магаданской области на золотодобывающий прииск и почти два года там отработали: Юрий Викторович -  энергетиком; Светлана Каземировна – экономистом. Но, как только освободилось место главного энергетика на шахте «Кедровская», структурного подразделения шахты «Кадыкчанская» они вернулись в родную стихию, в  угольную промышленность.

Знал их еще при первом пребывании на Колыме. При втором посещении этих мест мы с Юрой сдружились. Юра стал главным механиком шахты, Светлана – начальником экономического отдела. Мы с Юрой по выходным рыбачили, сплавляясь по колымским ручьям и рекам, охотились.

Вначале 90-х Юрий и вся его семья сменили фамилию и стали Роппертами, по фамилии отца Юрия - пленного немца. У Светланы отец был тоже из пленных немцев.  Сын  Вадим сменил фамилию, по возвращению с двухлетней военной службы офицером из Германии. Вадим остался в Москве. Они с институтским другом создали малое предприятие.

В 1995 году Юрий Викторович купил дом – развалюху  в Щербинке под снос и пытался в нем зимовать. Удалось с трудом. Приехал ко мне за помощью о трудоустройстве. Я тогда работал в Департаменте угольной промышленности Минтопэнерго РФ. Сумел его рекомендовать главным механиком в трест «Арктикуголь». 

Все сложилось удачно. Впоследствии, Юрий Викторович купил себе в Чертаново в новостройке трехкомнатную квартиру, Позже Насте приобрел однокомнатную. Вадим жил в гражданском браке с женщиной и ее дочерью. Общих детей они не имели.

Но ближе к седьмому десятку главы семейства и его супруги начали происходить необратимые процессы.
Светлана сломала шейку бедра со смещением. Проведенная операция была неудачной и она слегла. Муж ухаживал за ней: менял памперсы; кормил; мыл; переворачивал, чтобы не было пролежней,  Через несколько лет Светлана устала от безнадеги и перестала есть. Вскоре умерла.

Дочери Насти еще в детстве собачка, которую она хотела погладить, откусила кончик носа и, она все свои школьные годы проходила с марлевой повязкой на носу. Вот уж наслушалась  она от «добрых» детей кличек и дразнилок. После школы родители отвезли Настю  в Москву и ей сделали пластическую операцию. В целом получилась красивая, высокая, «ноги от ушей», девушка. А вот с головкой «бо бо».

Вадим не употреблял крепких алкогольных напитков, но любил пиво. После сорока он превратился в пивного алкоголика, последствия стали губительны для здоровья и психики. Их бизнес с другом, заключался в замене обычных деревянных окон в жилых домах на пластиковые. Вначале все складывалось хорошо, но они свою фирму не развивали, поэтому не выдержали конкуренции.
Из-за пивного алкоголизма гражданская жена  выгнала Вадима.  Он перебрался к отцу, пробовал заниматься извозом на машине отца, попал в аварию и лишился прав. А отец отремонтировал и продал машину.

Сам Юра машину не водил. Как объяснял,  что при диабете больной выдыхает воздух с ацетоном, а он показывает промилле на алкотестере. Мучала его по жизни и экзема, до такой степени, что отслаивалась кожа на теле.

Мы с общим другом, Ишхнели Отари Григорьевичем, приезжали домой к Юре. Сидели, разговаривали, выпивали. И в один момент Юра сказал, как мне показалось очень важные слова. Он сказал, почему-то применив слово «славянский»! - Мою немецкую фамилию на славянский язык перевели неправильно.
- Так надо было обратиться в суд, он бы признал такой перевод фамилии ничтожным. И по решению суда вы  поменяли бы свои паспорта и другие.
На что он ответил мне: - я устал!
Чтобы я не говорил после,  он повторял как мантру: «Я устал».

Летом девятнадцатого года Юра позвонил мне и рассказал, что заболела нога и, что месяц пролежал в больнице. Не  лечили, давали снотворное и обезболивающие, брали анализы, а потом выписали. Третий день спать не мог от боли. Прощался видимо. А через два дня умер дома.

Вот три примера завершения движения мужского гена в земном времени, и все они связаны одним: «без рода, без племени».


Рецензии
Какая биллетристика?...
В Вашем, несколько сухом повествовании, видны и род и племя... и время.
И очень важная, на мой взгляд, мысль..
Вы, - хранитель рода и племени, а значит ничего не потеряно и не кануло.
Я вот сейчас свой род и племя в кучку собираю... А это очень трудно.
Если Вы это смогли записать и установить, значит и Род есть и Племя!

Белов Владимир   15.03.2024 23:04     Заявить о нарушении
Вы не поняли. Здесь не про меня, а про братьев моей матери - это они оказались "без рода и без племени" и что с ними произошло.

Анатолий Петров 51   15.03.2024 23:14   Заявить о нарушении
Я понял. Но Вы и род и племя своих родных близких помните. Значит все ЕСТЬ!

Белов Владимир   15.03.2024 23:26   Заявить о нарушении
Родители передают своему ребенку по 25% своих генов. Отец сыну передаёт гены, сын своим детям и т.д. Также мать своей дочери, а та своей. Может так понятно. Дочери младшего брата моей матери дальше передают только женские гены...

Анатолий Петров 51   17.03.2024 20:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.