Из жизни Фёдора Кузькина. Размышления о фильме

Грустная история советского крестьянина, разделившего с родной страной все тяготы тридцатых, а затем и сороковых годов. Жизнь человека сквозь призму времени и событий.

Сколько грязи вылили на этот фильм в год его выхода всякие дилетантские критики. Особенно за то, что наш мэтр , талантливейший режиссёр Станислав Ростоцкий взял и поставил этот фильм в стилистике 50-х годов. Всё сравнивали с картиной «Дело было в Пенькове», странно, почему именно с ней? Там даже близко не было того накала страстей, что в его ранней работе. Видимо критикам отличить эти две вещи было не под силу. Мол, медленное кино, так в 80-х уже не снимают, припомнили Тарковского, Михалкова и ещё кучу режиссёров, которые работали совсем в других жанрах. А мне и многим зрителям, тогда этот нехитрый и в чём-то мудрый фильм понравился. И очень хорошо, что режиссёру удалось сберечь и донести до нас, сегодняшних, стилистику и приёмы кинематографа конца 50-х годов. Для деревенского фильма, поставленного по повести Бориса Можаева, как раз та атмосфера была и по духу и по делу. Да, сюжет развивается медленно, да, поставлен тютелька в тютельку по книге, это критики посчитали анахронизмом и вялотекущим литературным кинематографом. Зачем, мол, ставить, раз по книге, зачем деньги тратить, лучше написать устную положительную рецензию на экранизацию литературного произведения. Глупости, всё это, конечно. Те режиссёры, которые уж слишком увлекаются поисками кинематографического эквивалента, совсем не думают озаботиться о том, а как же зрители то воспринимают их балаганные новшества? Грамотные, чёткие, гладкие и умозрительные вещи ставить они, увы, не умеют. Конечно, я понимаю, что заинтересовать современного – искушённого и избалованного зрителя простым на восприятие фильмом не просто, но ведь у таких фильмов, как «Жизнь Фёдора Кузькина», «Дело было в Пенькове», «Простая история», «Отчий дом», всегда есть свой зритель и поклонник. Вот и у этой картины сторонников нашлось не мало. Вспомнить, хотя бы, прекрасную работу Александра Суснина, которого Советский кинематограф не баловал ролями и хорошо, что Ростоцкий именно ему доверил главную роль. Он её исполнил очень самобытно, а главное достоверно. Сценарий фильма писал сам автор Борис Можаев при участии Станислава Ростоцкого. Режиссёр – Станислав Ростоцкий, оператор – Владислав Меньшиков. В фильме снимались прекрасные актёры – уже упомянутый выше Александр Суснин, Татьяна Бедова, Пётр Щербаков, Михаил Кокшенов, Анатолий Бородин, Павел Винник и другие.
Хочется почаще вспоминать о хорошем и добром кино, а деревенские фильмы нам дают возможность вспомнить наше счастливое провинциальное детство.


Рецензии