Бабушка
К сожалению, в советские годы эти области и несколько других, были переданы Казахстану. Но для нас они навсегда остались Сибирью. Я читала об этом переселении. Сейчас некоторые пытаются назвать этот царский проект колонизацией Сибири. Нет, отнюдь не колонизацией это было, а именно освоением новых земель ради счастливой и сытой жизни населения Российской Империи. Бабушка вспоминала рассказы своих родителей о том, что там, «на ПодОли мало чого було исты», то есть, голодновато было там, в густонаселённых местах Украины. Семьи у всех большие, вот и не хватало земли, чтобы жить достойно, на «широкую ногу».
В Сибири же им предоставили большие земельные наделы. Я читала, что от 10 десятин. Сколько было земли у наших - не знаю. Бабушка просто говорила, что «зэмли булО дуже богато». И зажили наши переселенцы на славу. Семьи нашей бабушки, её сестёр и все близкие нам украинцы на новой Родине сохранили не только свой язык, но сам уклад жизни, элементы одежды, обихода, то есть остались украинцами.
Уже в наши дни мне удалось в «Одноклассниках» разыскать родственников бабушки по её первому мужу по фамилии Мудрик, один из которых – Василий Ксенофонтович (значит первый муж нашей бабушки был Ефимом Ксенофонтовичем) - Крёстный отец нашей мамы и родной дядя маминого старшего брата по матери. Нашла также родственников бабушкиной сестры Александры, по мужу - Мармыль – Мармылей. Ещё среди обретённых родственников промелькнула девичья фамилия нашей бабушки – ЛобанОвы. Надеюсь, это потомки бабушкиных братьев – Алексея и Константина. Бабушка произносила эту фамилию как ЛобанИ, то есть, фамилию Лобань во множественном числе. Много лет мы переписывались с ними, племянники и племянницы по братьям и сёстрам бабушки приезжали к нам. А бабушка и мама ездили в Джамбул к бабушкиным племянникам Адамовым - Петру и Григорию, сыновьям её старшей сестры. Просто чудесным образом, судьбы всех этих, родных нам семей (значит и фамилий), там, в Семипалатинской области переплелись.
Подтверждает наше родство с этими фамилиями и то, что два села в Семипалатинской области – Карповка и Талбинка (обретённые родственники называют это село Таубинка) оказались родными и для нас, и для них. Ещё нынешние Мармыли говорят о железнодорожной станции Семей Я припоминаю, что и бабушка наша что-то говорила об этом селе.Сейчас поняла, что это и есть Семиипалатинск – областной центр. Очень жалею, что не всё запомнила из бабушкиных рассказов. Казалось, что бабушка бессмертна и всё ещё успею узнать. Увы!
Боюсь, мне не хватит жизни, чтобы изучить нашу родословную, хотя бы по бабушкиной линии. Пусть даже не родословную, а просто собрать всех представителей этих фамилий. Как рады были бы бабушка и мама знать о том, что они нашлись! По линии же деда ещё больше неизвестного. Но, пока могу – буду искать, сопоставлять и осмысливать все полученные знания о родственниках.
Чтобы избежать грабительской коллективизации, многие, в том числе и наши, перебрались в Среднюю Азию. Поселились наши родные в посёлке «Погран-орловский». Дед работал на железной дороге путейцем (так называют работников железнодорожной дороги наши новые родственники, так теперь называю и я). Удивительно, что многие из них были или остаются путейцами. Возможно, это можно считать чем-то вроде семейно-родового призвания В 1932 году, на железнодорожной станции «Урсатьевская» (с 1962 года – «Хаваст» вдали от дома, дед заболел менингитом, там и умер. Бабушка опять осталась многодетной вдовой. Она рассказывала, что в голодные годы они почти всё своё «добро» обменяли на еду. А в 1933, самом голодном году, она заболела тифом и за время болезни потеряла почти всю свою большую семью от голода!, тифа, пневмонии. Спасибо родной коммунистической партии за «родительскую» заботу о своих детях. Кроме того, они пережили ещё и пожар, возникший от «курева» - подожженного сухого кизяка (коровьего навоза) в ведре или тазу, чтобы хоть как-то спасаться от комаров, тучами летавших над головами, и потеряли остатки своего былого богатства. А из достаточно многочисленных фотографий (по рассказам бабушки) остались только две, на одной из которых наша мама в трёхлетнем возрасте, бабушка и прабабушка, а на второй – мамин Крёстный – тот самый Василий Ксенофонтович Мудрик.
Бабушка всё-таки вынуждена была вступить в колхоз, где стала работать дояркой. Во время войны она спасла от голода нескольких осиротевших узбекских детишек, подкармливая их молоком. Дети эти, повзрослев, с большим уважением относились к ней до самой её кончины. А их дети и внуки с таким же уважением относились и к нам.В 80-е годы я ездила в Хаваст (Урсатьевскую), пыталась найти могилу или хотя бы какие-то сведения о нашем дедушке - Данииле Прохоровиче Выприцком. Обращалась в милицию, местный ЗАГС. Но нет, не нашла. Никто ничего не знал.
В 60-90-е годы многие украинцы вернулись на Украину, а выходцы из Краснодарского края и Воронежской области тоже вернулись в свои родные места.
Свидетельство о публикации №220021401527