Параллельная реальность или зазеркалье

Этот роман Фейхтвангера «Безобразная герцогиня» он прочитал еще в студенческие годы. Ему особо запомнился там один персонаж — альбинос, напевавший народную средневековую песенку. В ней говорилось, что из всех шести физических удовольствий самое приятное — сон. И он был абсолютно согласен с этим. В школьные времена мальчишки,  досыта погоняв в футбол, возвращались под вечер домой усталые и чумазые. И поев, валились в постель. Или зимой, после катка, разморенные домашним теплом, ребята просто падали и засыпали моментально. Ему все эти ощущения были прекрасно знакомы. Позже, когда появились девушки, добавился еще один источник  усталости. Одни провожания чего стоили, эти многочасовые пешие прогулки по огромному городу. И так приятно было вытянуть в постели ноги, почувствовать все усталые мышцы и погружаться в молодой, крепкий, здоровый сон. А к тому же еще сновидения, они иногда были очень даже интересны.
 
Ему, например, часто снилась лошадь. Прекрасный конь темной, почти вороной масти. Было неясно, кто его хозяин, но в этих снах конь всегда узнавал его, давал себя оседлать. И он с удовольствием скакал на нем по лугам, потом по городским улицам, это было так чудесно. А иногда вместо коня был мотоцикл, ездить на нем по знакомому городу тоже было классно. У него на самом деле были права водителя мотоцикла, он получил их еще в студенчекие годы. Но своего мотоцикла никогда не было. Позднее, когда в его жизни появились автомобили, они стали появляться и в снах. Здесь с ними постоянно возникали одни и те же проблемы. Прежде всего, во дворе плохо работали тормоза. Приходилось изо всей силы давить на педаль, но машина продолжала медленно ползти по дорожке, пока, наконец, не замирала. А иногда фары совсем не давали света, так что вечером он ехал почти вслепую. Хотя никаких аварий ни разу не было. Во сне машина могла вдруг уменьшаться, так что ее можно было перенести на руках на новое место. Это было очень удобно при парковке. А еще часто снилась какая-то странная штука, вроде мини-самоката. Совсем маленькая, она помещалась в портфеле. На этой штуке он часто рассекал по асфальту тротуаров и мостовых, удивляя прохожих.

В его жизни появлялось все больше новых лиц, и нередко они проникали в сновидения. Так что сны становились все интереснее и разнообразнее. Очень часто снились всякие командировки. В реальной жизни все крутилось  в пределах нескольких пунктов: Москва, Ленинград, несколько городов гидростроителей, дача. И в снах он был как-бы в этих же местах, но топография их была совсем незнакомая. Но при этом она повторялась. Например, часто снилось, как в Москве где-то в районе Пресни он садился на какую-то новую, ему мало известную линию метро и ехал далеко на север, в новый район, а там шел пешком до огромного вещевого рынка. И каждый раз он с трудом находил эту дорогу. А еще появился какой-то незнакомый  шикарный музей. Туда можно было доехать троллейбусом, огибая Кремль, или дойти пешком через Парк Горького -  ну, полная ерунда! И еще один маршрут снился неоднократно — идущая по пустырям бетонка, а  на ней развилка. Если поехать налево, то попадешь в здание, где на втором этаже бухгалтерия. В комнате много столов, за ними женщины. Одна из них всегда выдавала ему небольшую сумму денег, за что — непонятно. А если ехать от развилки направо до конца, то там будет тупик. Но по лестнице можно выйти на улицу с шикарными магазинами, что-то вроде Петровки или Кузнецкого моста.               
Такие же странности возникали, когда снился Ленинград. Там у него жили друзья, и во сне он каждый раз ехал к ним на трамвае, хотя на самом деле никаких трамваев там не было. 

Очень часто снилась гостиница в знакомом городе на Волге. Там его всегда селили в замечательном, очень необычном номере, вход в него был не из коридора, а прямо с лестничной площадки между этажами. А потом стали давать номер на первом этаже. И туда к нему по ночам часто приходила чудесная девушка. Эти ночи были прекрасны, просыпаться совсем не хотелось. Интересно, что в этой гостинице с него никогда не брали денег. И он каждый раз удивлялся и ждал, что эта халява закончится.
Возвращаться оттуда в Москву во сне было не просто. Билетные кассы были только в Волгограде. Туда можно добраться катером или автобусом. Потом надо ехать до аэропорта. А там, прежде чем сесть в самолет, почему-то нужно минут десять лететь на вертолете. А если взять билет на поезд, то нужно ждать проходящий в 12:20 поезд из Киева. В нем почему-то были только общие вагоны.

Еще часто снился подмосковный поселок. Там недалеко от станции электрички его семья сняла полдома у деревенских хозяев. А если пройти вдоль железной дороги  и затем чуть налево, увидишь новый земельный участок. Там он строил свой домик, зять ему помогал. Запас стройматериалов они оставили до весны. А чуть дальше от дороги появился еще один кусок земли под сад-огород, и там он тоже что-то сажал. Дальше дорога шла вверх через поселок, потом через лес. Она выводила к обрыву. Внизу была река, по ней ходил катер. Если плыть на нем влево, то скоро попадешь в прекрасную Швейцарию. И в своих снах он часто проходил этот маршрут. А зимой в этом лесу он нередко катался на лыжах, там были очень крутые горки.

Еще был какой-то небольшой городок в горах. Автобусы в горы ходили редко. А потом надо было поймать местный грузовичок и по грунтовой дороге добраться до городка. Там жила знакомая девушка. А потом у него образовался роман с другой девицей. Но она жила в том же доме, и это его напрягало. Нередко снилось, как он едет туда на собственной машине. По дороге часто заезжал на какой-то странный автосервис, там знакомые мастера обычно бездельничали, но они его узнавали, и с ними можно было договориться.

Еще оказалось, что у него есть еще какие-то две квартиры - одна в новостройке в новом районе, а другая, многокомнатная, на первом этаже в старом доме, причем там во всех комнатах была симпатичная мебель, особенно ему нравились диваны, на них всегда было много красивых подушек.   

В его снах было много интересной архитектуры. Иногда это были какие-то старинные особняки недалеко от его московского дома, в районе Молчановки. Эти особняки реставрировали, он сам трудился над одним из них. А иногда он попадал в какие-то древние российские города, там были удивительные деревянные дома, и он всегда думал: обязательно надо приехать сюда с женой, ей наверняка понравится. А еще снился центр большого европейского города, его он тоже жене показывал.

Вся эта география напоминала «Средиземье» из книг Дж.Р.Р.Толкиена, здесь были свои города, поселки, реки, дороги. И население тоже было свое. Некоторых он вообще никогда не встречал в реальной жизни, другие были хорошо знакомы. Появлялись здесь и те, кто уже давно умер. И он сам появлялся тут то молодым, то  таким, каким стал теперь. Иногда снилось, что он приходит на свою старую работу, но теперь там все были ему незнакомы. Он опять как-бы учился в институте, прогуливал математику, симпатизировал англичанке, всегда не знал, в какой аудитории будут занятия. Что-то исследовал на модели в лаборатории для диссертации, написал новую книжку по своей инженерной специальности. Однажды он оказался на собственном юбилее, на нем был новый костюм и безумно яркий галстук, а сам юбиляр почему-то был совсем молодым.
Нередко он сам не участвовал в том, что происходило в сновидении, а наблюдал за всем со стороны, как-бы глядя через стекло. Это напоминало какой-то театр. "Наверное это потому, - думал он, - что я в этом мире не живу, а только иногда сюда прихожу, как гость".

В его снах никогда не было никаких кошмаров. А если вдруг ситуация во сне обострялась, например, начиналась драка, он сразу просыпался, иногда ударившись рукой об стену.

Он потихоньку старел, его жизнь становилась все скучнее. Многих сверстников уже не было в живых. Зато с ними можно было встретиться во сне. Там появлялись те, кого он любил, с кем дружил. Он овдовел, так что и свою любимую красавицу-жену мог встретить только во сне, это было гораздо круче, чем разглядывание старых фото. И он с нетерпением ждал новых сновидений, чтобы опять оказаться с ней вместе. Часто в сновидениях возникали совершенно неожиданные  ситуации. Особенно удивительные вещи снились ему под утро, и проснувшись, он хорошо помнил эти утренние сны. Они становились гораздо интереснее реальности. И гораздо приятнее.

Он часто думал о природе своих снов. Четкая, каждый раз узнаваемая география доказывала, что это не просто какие-то фантазии его мозга. Нет, это был какой-то другой, особенный мир, параллельная реальность, зазеркалье. И умершие здесь переселялись туда. В конце концов он понял: это как раз то, про что люди привыкли говорить «тот свет». И он верил, что попадет туда, когда умрет. И снова встретится с родителями, с женой, с друзьями и близкими. И даже ждал этого с нетерпением. Ведь старение неизбежно сопровождается немощью и болезнями. Есть ли тогда смысл тянуть? Ведь можно самому все ускорить.

Незадолго до своего девяностолетия он сделал шаг в этот новый мир из окна своей квартиры на пятом этаже.

Удалось ли ему встретиться там с теми, кого хотелось увидеть? Этого нам с вами никогда не узнать.
 


Рецензии