Классики - о журналистике

Долгое время (в основном в советское время) посещал я занятия в одной из творческих секций при Ленинградском Доме журналиста. Хорошие, полезные занятия: встречи с коллегами, интересными людьми, обсуждение разных тем... В общем, способствовало  развитию.

А тут вот как-то, перебирая свои бумажки, наткнулся на три листочка - оказалось, наброски к моему выступлению на одном из занятий, где обсуждалась тема: скандал - и журналистика. Это где-то в начале 90-х годов, и, помнится, до меня очередь тогда не дошла: много, интересно выступали приглашенные - преподаватели, ученые. Однако, перечитал я свои три листочка, и подумал: может, полезно народу познакомиться с тем, что я тогда насобирал о журналистике? Четвертая власть все-таки!  Привожу без правки и сокращений.

"Скандал - это отчасти вообще в природе журналистики.

Собираясь на эту встречу, я был уверен, что современных примеров скандалов можно привести тьму, а вот подтверждение тезиса о скандальной природе журналистики лучше поискать у классиков литературы. Что они говорили о журналистике и журналистах? Ну  вот,  пожалуйста,  Пушкин.

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура...

Многие классики более позднего времени или сотрудничали с газетами, или даже были штатными сотрудниками, как например Куприн. И оставили классики замечания о газетном деле и журналистах просто убийственные...

Куприн, рассказ "Кляча". Там есть такие слова о газетчиках: "у них не хватало ни ума, ни знаний, ни даже простой грамотности для других профессий". А о главном герое сказано следующее: "Нет! Он ни разу не приложил руки к позору газетного дела". (Герой, работая в газете, пытался писать только рассказы). Но потом "он сделался репортером и пробовал писать передовые статьи. Но ему был труден этот язык, несравненно более нелепый, чем язык полицейских рапортов. Иногда он по целому часу сидел в бессильном отчаянии, стараясь связать два предложения, оба начинающиеся с местоимения "который"...

Куприн был всю жизнь близок с газетчиками, но их изображения в его рассказах - одно "краше" другого. Чего стоит только репортерская компания из "маленького темного ресторанчика "Слава Петрограда"! - в рассказе "Штабс-капитан Рыбников".

Великий Бунин тоже не жаловал нашего брата, оставив карикатурные портреты сотрудников орловской губернской газеты. Например: "передовик, глупый, задумчивый человек" и т.п.

А в одном из рассказов так пишет, в общем-то о себе: "С кривой улыбкой я пишу газетным жаргоном о положении народной столовой и чайной, о доме трудолюбия, где бедные старики и старухи, измученные и обездоленные жизнью обречены под конец этой жизни выполнять идиотскую работу - трепать, например, мочало"...

Беспощаден и Паустовский: "Зашел в кафе. Там было полно журналистов  -  людей самоуверенных, глупых"...

А Чехов, прекрасно знавший газетную жизнь? Его рассказ о корреспонденте, собиравшемся на задание и много раз помянувшем редактора: с-скотина, которая заплатит по 5 копеек за строчку. С-скотина... Потом газетчик приехал на бал, и все вокруг восхищенно шептали: корреспондент, корреспондент! Но... Корреспондент упал с дивана, на котором заснул - и всё кончилось, всё восхищенье  только снилось...

Рассказ  юмористический,  но все-таки...

А "критик висбаденский" у Тургенева?!  "...В ложу всунулась голова красная, масленисто-потная, еще молодая, но уже беззубая, с плоскими длинными волосами, отвислым носом, огромными ушами, как у летучей мыши, с золотыми очками на любопытных и тупых глазенках, и с pince-nez на очках. Голова осмотрелась, увидала Марью Николаевну, дрянно осклабилась, закивала...

Критик висбаденский... Он нанят здешним откупщиком и потому обязан все хвалить и всем восторгаться, а сам весь налит гаденькой желчью, которую даже выпускать не смеет... он сплетник  ужасный"...

А вот Алексей Толстой: император Николай I глядел с портрета на представителя прессы, точно желая сказать ему: "Пиджачишко коротенький, башмачишки желтые, нос в поту, вид гнусный"...
 
В общем, у классиков я не вспомнил и не нашел ни одного положительного слова о журналистах!

Более того, вспомнилось телеинтервью Виктора Астафьева, нашего современника: дескать, грешен он, и на войне воевал, все-таки людей убивал, и в газете работал, и там наврал, наврал...

Наверное, всякий работающий в журналистике должен знать эти слова классиков, чтобы как можно меньше эти слова относились к нему. Естественно, для этого надо не втягиваться в разные скандалы, стараться  быть  приличным человеком"...


Рецензии