Чем РККА от традиционной армии отличалась
Когда великая октябрьская революция избавила русский народ от гнёта империализма, строители коммунизма весьма активно кинулись воплощать в жизнь идею построения бесклассового общества, в котором все стали бы окончательно и бесповоротно равны. Ликвидировали полицию (вместо неё стала милиция), создали Рабочее-Крестьянскую Красную Армию. Нет больше опасности полицейского государства (откуда ему взяться, если в стране даже полиции нет?). Нет больше классового неравенства: рабоче-крестьянская армия на то и называлась рабоче-крестьянской, что отличалась от просто армии, тем, что в ней не должно быть ни господ, ни рабов, а все должны были быть равны, и кто был ничем, тот стал сразу «всем», а каждый человек в обществе стал человеку просто «товарищ».
Больше никаких тебе генералов, никаких офицеров, никаких сержантов, и, самое главное, никаких погонов – символов ненавистного империализма и атрибутов классового различия. По крайней мере, большевики это всё так позиционировали, а народ этого требовал.
Единственная трудность только была в том, что как бы ровно не было в теории, на практике командовать должен был кто-то один. Ибо пока в обществе нет единого коллективного разума, всеобщую слаженность действий можно обеспечить только под управлением единого начала. К тому же, если войско большое, то нужна определённая иерархия между главным командующим и второстепенными, осуществляющими взаимодействие между ним и конечными исполнителями. А если таковой нет, то непонятно, кого слушать, а когда непонятно, то можно и никого не слушать, а значит, оправдание найдётся, а развал дисциплины всегда носит эпидемический характер. Так что в теории все получились равны, а на практике некоторые очень быстро стали, как говорится, ровнее остальных. И так идеей всеобщего равенства пришлось немножко поступиться, но к старой системе принципиально решили не возвращаться, а придумали новую.
Установили свою иерархию, и для её обозначения, вместо погонов стали нарукавные знаки различия (треугольнички, квадратики, и ромбики вместо лычек на погонах). А вместо званий стали должности, в связи с чем обращаться друг к другу стали исключительно по ним. Командир батальона – товарищ комбат, командир дивизии – товарищ комдив, командир армии – товарищ командарм. Ещё были всякие начштармы (начальник штаба армии), начоперодштармы (начальник оперативного отдела армии) старпомначоперодштарм (старший помощник оного) и старпомначоперодштафронт (угадайте кто).
Были и более креативные сокращения, например товарищ замкомпоморде, что одна девушка расшифровала, как заместитель командира половины морского десанта, но что было истиной лишь наполовину, а вся же соль была в том, что это заместитель командира по морскому делу.
Устав от запарок, в середине решили 30х годов кое-что всё же упростить. Вернули офицерские звания. Лейтенанты, капитан, майор, полковник. Но только не генеральские. Генералы – это империализм и неравенство, а с неравенством нам никак не по пути. Вместо генералов были всякие комдивы, комбриги и командармы разных рангов.
Естественно, комдив ещё не означало, что данный товарищ командует дивизией. Ведь комдив у нас – это же звание, а звание это не должность. Так что, имея звание комдива, можно было и не иметь должности командира дивизией, а командовать чем-то другим (выше, ниже, или параллельно). Короче, без сто грамм не разберёшься, но зато не как в царской армии.
Устав от запарок, в 1940 году Сталин генеральские звания всё же вернул: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник и генерал армии. Но всё равно не как в царской армии – погонов не было. Вместо них по-прежнему петлицы (такие значки различия, нашивающиеся на воротнички) и нарукавные знаки различия. Так что ничего страшного не произошло: всё под контролем и отставить панику. Идея всеобщего равенства продолжила жить, даже не смотря на появление генералов. Однако в середине войны Сталин затеял реформу и погоны всем были возвращены от рядового до генералиссимуса (это он лично себе такое звание откопал – эксклюзив, в единственном экземпляре). Получили их и генералы, но не всё ещё потеряно: ещё милиция вместо полиции осталась.
Зачем было нужно затевать такую реформу именно в разгар войны? Видать, зачем-то нужно было – Сталин высоко сидел, ему оттуда виднее. Может, с погонами эффективнее воевать оказалось, и настолько, что откладывать дальше было просто нельзя. А может, сменить имидж армии решил, поменять форму, ассоциирующуюся у всех с отступлением, на форму, должную теперь ассоциироваться с наступлением. Тогда чего стоила вся чехарда с рабочее-крестьянскими особенностями? Ответ был простой: не смей задавать таких вопросов. Нет вопроса – нет проблемы. Логика строителей коммунизма всегда простая и железная (а у самого верхнего просто стальная).
А теперь давайте немного отвлечёмся от формы дела и подумаем над содержанием. Может ли быть реальное равенство в условиях боевой (ну или хотя бы мирной) обстановки в армии? Я понимаю это дело примерно так.
Во-первых, на достижение равенства должны быть настроены все люди в коллективе без исключения. Если же одни будут настроены, а другие нет, то в конечном итоге последние окажутся внизу, а первые вверху, и продолжат играть в царя горы уже между собой. Так что, если в коллективе появятся те, кто будут за неравенство (или на словах за одно, а на деле за другое), то другим тоже станет непонятно, почему это они должны быть за равенство, а другие нет, и тоже заразятся установкой на неравенство.
Во-вторых, идея всеобщего равенства должна жить в человеке на уровне его совести. Т.е. он должен считать свою собственную жизнь и своё благо абсолютно равным жизни и благу другого человека в обществе. И если перед ним встанет вопрос рискнуть своей жизнью ради спасения другой, то он должен отступиться от мероприятия только в том случае, если риск потерять свою жизнь выше, чем спасти другую. А в ином случае осуществлять соответствующее действие. То же должно быть и в области нагрузки, лишений, и пр. моментов трудностей жизни, которая, как оказывается на практике, вечный бой за что-то. При этом понимание этого баланса должно быть у всех участников дела абсолютно синхронным. И если оно у кого-то перевесит в традиционную (или не традиционную) сторону, то система даст сбой.
В-третьих, люди могут быть от природы наделены разными способностями в области командования, но общее понимание превосходства в этой области одних над другими должно быть единым. И в соответствии с единым пониманием ценностей определяться стремление подчиняться или командовать. Так же, как и решение пожертвовать своей жизнью ради того, чьи неординарные способности могут спасти больше жизней.
При соблюдении (как минимум) этих всех этих условий, возможно, получится в ограниченном (из специально отобранных людей) коллективе установить жизнеспособное равенство. Впрочем, большевики работали в совершенно другом направлении, которое называлось традиционная борьба за власть.
Суть борьбы за власть заключалась примерно в следующем. Допустим, существуют два претендующих на командование деятеля, у которых нет согласия в одном вопросе. Один считает, что под его командованием врага разгромить должны, и про него написать в газетах, и его именем улицы назвать, и его в учебнике истории изучать, а другой считает, что это он заслуживает этого больше. Да и просто, покомандовать любят оба. Не говоря уже о просто расхождении во мнениях о том, какой вообще манёвр правильнее предпринять. Вот и идёт борьба за титул царя горы, а когда паны дерутся, у холопов чубы трещат. Так что, где наверху нет единства, там его и внизу подавно быть и не может.
Стоит так же отдельного упоминания борьба между командирами и комиссарами. Командир – это просто начальник, который занимается тактикой и стратегией, а комиссар – это как бы тоже командир, но с учётом «идейности» (руководствуясь линией партии). А чем больше человек витает в идеях, тем дальше он от реальности, да и не все комиссары имели должный военный опыт, так что борьба часто сводилась к вопросу, слушать более реального, или более «идейного».
Неразбериха была достаточно долгая, и борьба шла с переменным успехом, но в конечном итоге победили всё же командиры. А комиссары получили место второго после командира человека и их должности дожили до наших дней в виде замполитов.
Самого сильного апогея борьба всех-против-всех достигла во второй половине 30х годов (как раз того времени, с которым примерно совпала основная движуха возвращения на круги своя старых званий). Борьба за власть превратилась в борьбу за выживание, и куча ответственных лиц стала активно друг друга расстреливать. Потом стали расстреливать тех, кто расстреливал, потом тех, кто расстреливал этих, и так до того состояния, что даже самые лихие самодуры царского режима удивлённо присвистнули бы от такого размаха. Ну а что касается самого Сталина, то он занялся строительством своего личного культа, пытаясь присвоить ему всё, что можно (и что нельзя, вплоть до главного деятеля самой революции), а со всеми, кто этому мешал, расправляясь, как только можно.
В таком режиме и продолжилось движение в направлении великого светлого будущего – бесклассового общества под названием коммунизм, которое в головах некоторых не останавливается ни на минуту и сейчас, и будет продолжаться, как соскакивающая на прежний оборот пластинка. Так что, если кому-то главное не содержание, а форма, может выстраивать парады своих цацек вдоль и поперёк, а всем остальным я рекомендую иногда вспоминать басню «А вы, друзья», как не садитесь, всё в музыканты не годитесь».
Свидетельство о публикации №220021400391
Так вот, уважительное отношение к противнику отличает банду от армии.
По рассказам бабушки, в июле 1941 года в их дом на ул. Ленинградской в г. Винница пришли из немецкой военной комедатуры с переводчиком. За ними стоял немецкий офицер, которого были обязаны разместить на постой в одной из комнат их дома. А в проходной комнате - большой, в раме разукрашенный цветной акварелью (помнните наверняка эти псевдо-цветные фото) портрет деда Фили в военной форме. Бабушка принялась снимать портрет, но немец-квартирант жестом показал, что этого делать не надо, а беснующегося холуя-переводчика выпроводил вон.
Портрет деда Фили в форме офицера РККА провисел всю войну. За это время ( до марта 1944 года) сменилось до десяти немецких квартирантов-офицеров. Но никто из них не позарился на то чтобы снять портрет.
И я вот думаю: а как может быть сейчас, если в частной квартире в Гениченске или Скадовске при таких жн обстоятельствах будет обнаружен портрет родственника хозяев - действующего военнослужащего ВСУ в военной форме?
Сергей Кувалда 02.04.2023 20:59 Заявить о нарушении
Роман Дудин 02.04.2023 21:08 Заявить о нарушении