Ваше благородие, госпожа удача!

ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ –ГОСПОЖА УДАЧА.
Кто не слышал этой замечательной песни?  Думаю, что среди русскоязычных слушателей таких нет. А кто не знает авторов стихов и музыки? Конечно, такие люди есть. Кто же авторы?  Слова – Булата Окуджавы, музыка Исаака Шварца, близкого друга  поэта.
И вот уже  почти 50 лет звучит эта песня в исполнении многих и многих певцов , артистов кино, любителей и профессионалов, снова и снова вызывая сильные чувства у слушателей, даже, при довольно скромном качестве исполнения. Я, как и миллионы людей, люблю и фильм «Белое солнце пустыни» режиссера  Мотыля и песню «Госпожа удача», исполненную в фильме замечательным актером Павлом Луспекаевым, уже, к сожалению, покинувшим этот мир.
  Булат Окуджава и его друг Исаак Шварц  заглянули народу СССР в самую душу. Нам осталось не обсуждать качество музыки и слов песни, а качество исполнения этого шедевра.
Пресловутые деятели советского кино, возглавляемые «партией и правительством» сделали все возможное, чтобы унизить режиссера фильма  Владимира Мотыля, замалчивали и его имя, и его успех, запрещая ему выезд за рубеж по приглащению коллег из других стран. Но популярность фильма настолько усиливалась, что они, эти руководители-угнетатели, получая немыслимые деньги за прокат фильма, захотели иметь  возможность еще больше набить свои карманы . И они предложили Мотылю сделать вторую серию фильма. Режиссер ответил отказом, выразив этим свой протест. А пострадали мы – зрители.
К чему я это пишу?
 Люблю песню, слежу, слежу, слежу и слушаю, слушаю.
Исполнители, которых мне удалось послушать:
Павел Луспекаев(В фильме)
Актер  Анатолий Кузнецов – исполнитель роли красноармейца Сухова в фильме.
Михаил Гулько – профессиональный певец.
Дмитрий Певцов – профессиональный певец
Евгений Дятлов
Александр  Маршал,
Oлег Погудин -замечательный певец,
Интарс Бусулис –актер из Латвии, лучший, по моему мнению.
Хочу сказать моим дорогим читателям несколько слов о том, что, несомненно, влияет на качество исполнения песни. Это – оранжировка и аккомпанемент. У всех приведенных мной исполнителей качество этих составляющих успеха было отличным, но различным, так же, как и исполнение песни. Мне больше всего понравилось исполнение  Интарса Бусулиса – единственного нерусскоязычного певца из перечисленных мной. Понравилось все и целиком. Могу слушать каждый день ,и не надоедает.
Советую послушать в передаче «Три аккорда»  от 12/7/19
Сегодня, 19 апреля 2020-г года мой восторг вызвало найденное в интернете исполнение этой замечательной песни мужской группой "Хор  Турецкого". Своеобразная аранжировка и использование певцов с абсолютно разными голосовыми характеристиками,  вызывает у слушателя, например, у меня, восторг.
Что было интересно для меня - это то, что исполнение песни "Хором Турецкого" вызывает у слушателя, меня, например, жизненный оптимизм, в отличие от исполнения песни Бусулисом, которое вызывает какую-то сладкую печаль.
Интересно узнать Ваше мнение.
Песня «Ваше благородие» заняла достойное место  в репертуаре русскоязычного населения планеты, подобно неумирающим песням , таким как « Катюша», Смуглянка», « Рябинушка»," Сормовская лирическая", 'День Победы" и др, заглянувшим глубоко в душу народа.
Внезапно память возвратила меня в 1946 год, когда я впервые услышал «Смуглянку» на уроке пения во втором классе. Учительница Наталья Акимовна всегда вызывала петь перед классом двух 'штатных' певцов – Толика Стремешина( кстати, ставшим профессиональным музыкантом) и меня. Мы пели «для народа». В этот раз Толик отказался петь, как всегда, «Несокрушимая и легендарная», а сказал, что споет новую песню, и запел «Смуглянку». Я был поражен  музыкой песни, которую услышал в первый раз.
 Второй раз я был поражен пару дней назад, когда услышал «Смуглянку» в исполнении «Хора Турецкого».
Те же чувства испытал, как и много лет назад.
А вообще, чем ценна песня? Теми чувствами, которые она, эта песня, вызывает.
 Так песня "Ваше благородие", исполненная "Хором Турецкого" и та же песня, исполненная певцом Бусулисом, вызывает разные чувства, причем чувства, помогающие сохранить свое достоинство, как гражданина. В первом случае духовная тональность песни - мажорная, жизнеутверждающая, во втором случае, минорная, но тоже жизнеутверждающая. И это прекрасно.Недавно, услышал эту песню в исполнении Сергея Астахова. Вызывает те же чувства, что и  исполнение этой песни Бусулисом. Та же трогательная , но простая печаль с надеждой в последнем куплете,но абсолютная индивидуальность певца.
Таково мое мнение.

Хочу поделиться еще одним странным впечатлением от исполнения песни разными исполнителями. Это очень известная и популярная во всем мире песня  о любви, исполняемая на языке идиш. Кто только ее не исполнял!
Шарль Азнавур, Сестры Берри, Иосиф Кобзон, Ефим Александров, Тамара Гвартицели, Феликс Лифшиц, Алла Михайлова из театра «Шолом» и др.
А кто из них лучший?  Без малейшего сомнения негритянская певица уже преклонного возраста несравненная Альберта Хантер, чье исполнение всегда увлажняет мои глаза.

Их хоб дих цу фил либ  - на почти исчезнувшем языке идиш означает  - Я тебя люблю!. Эти слова я слышал от моей незабвенной бабушки Ханны, потерявшей в войну своих двух сыновей.
Приложение небольшое:
Сегодня, 28-е июля 2020 года мой друг прислал мне по интернету концерт Тамары Гварцители , в котором была исполнена  на языке идиш эта замечательная песня. Я  был потрясен качеством и новизной исполнения . Конечно, вокальные возможности высокого сопрано Тамары превосходят вокальные возможности Альберты Хантер, к тому же, Тамара исполнила эту песню в сопровождении мужской еврейской хоровой капеллы и оркестра.  Впечатление – потрясающее. Буду слущать и слушать обоих певиц, а Вы, дорогие читатели, знаете, что восприятие песни часто зависит от времени дня, состояния психики, присутствия родных или одиночества слушателя. Иногда простое, сердечное исполнение в сопровождении лишь фортепиано вызывает большее восхищение, чем большой оркестр.
Кстати сказать, что во время исполнения этой песни мать Тамары Гварцетели сидела в первом ряду, что . очевидно, способствовало выражению певицей наибольшей эмоциональности.
Есть еще песня, воистину народная, хотя у нее есть авторы : композитор Макроусов и поэт Исаковский. Эта песня по популярности в период выхода в свет и много позже была любима и любима до сих пор, миллионами. И я в числе этих миллионов до сегоднящнего дня. Послушай, дорогой читатель, эту песню в исполнении Лемешева,который спел ее много лет назад, Толкуновой, Хсворостовского, которые спели эту песню в наши дни.Изумительный эффект, но очень различный. Что же это за песня?   "ОДИНОКАЯ  ГАРМОНЬ."  Толкунову нужно видеть, остальных двух певцов достаточно послушать, чтобы получить впечатление.
Недавно, уже когда мне исполнилось 84 года, вспомнил любимую песню моего отца "Ты ждешь, Лизавета", и обнаружил несколько современных записей этой ВОЛШЕБНОЙ! песни композитора Богословского. Понравились три известных мне варианта  исполнения:
 1.Московский казачий хор.2. Иосиф Кобзон. 3.Седьмое видео проекта 10 песен атомных городов.Прослушайте, не пожалеете. Клянусь.
                ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Это – мой текст, могу изложить свое независимое мнение, которое Вы, дорогие читатели,можете свободно и незявисимо принять или отвергнуть.
ИТАК:
Песня –душа народа, его совесть и боль, надежда и отчаяние. У каждого слушателя свой взгляд на мелодию и слова песни, который зависит от многих факторов жизни слушателя: свадьба, похороны, друзья рядом, враги рядом, мысли о жизни и смерти, дети и родители, любовь и ненависть – все это есть в песнях, которые мы слушаем ежедневно по ТВ, радио, компьютеру, другим доступным источникам, из  которых  льется песня. Не все песни нам нравятся. Что привлекает слушателя к песне по моему малоавторитетному , что не уменьшает моего стремления его высказать, мнению, так это влияние песни на наши чувства. Одни песни мы слушаем со слезами на глазах, другие – с радостью и гордостью, с грустью и печалью, с непроизвольными движениями рук и ног в такт песне. Другие – нам не интересны, не вызывают никаких эмоций, мы к ним равнодушны. Иногда, просто восхищаемся вокальными данными исполнителя, хотя душа ваша не затронута исполнением. Пример – Басков, имеющий замечательные вокальные данные , но не затрагивающий душу слушателя. (Это – мое личное, личное, личное мнение, не претендующее на непререкаемость.)
Конечно, у каждого исполнителя бывают и удачи, и неудачи, часто неожиданные. Например, исполнительница лишь одной песни «Бесаме мучо»(Люблю тебя сильно) певица из Бразилии Консуэло Веласкес получила мировую известность и всю жизнь жила на доходы от исполнения этой песни.
ДУША НАРОДА, ДУША НАРОДА, ДУША НАРОДА!
Спасибо за внимание, дорогие читатели.
На снимке 1946-го года мой 2-й класс с учительницей Натальей Акимовной. Толик Стремешин и я сидим по правую руку от учительницы, рядом с ней.По левую руку от учительницы сидят Жорка Ливертов, будущий полковник милиции и Серго Бен, будущий профессор Кишиневской консерватории, пианист.
       Часть 2-я, юмористическая.
        А ПОЕЗД ТИХО ЕХАЛ НА БЕРДИЧЕВ.
Почему меня заинтересовала эта песня?
Во первых, странным упоминанием глубоко провинциального города Украины, где до войны 55% населения были евреями. Почему Бердичев? А черт его знает.
Во вторых, потому что моя фамилия Бердичевский,  говорящую о том, что кто-то из моих предков был родом из этого города. Кстати, замечательный еврейский писатель Менделе Мойхер Сфорим, (Менделе – книгоноша, в переводе с идиш )в своих произведениях описывает именно Бердичев, упоминая реку  Гнилопять, протекающую  там.Чем еще известен  захолустный сегодня город Бердичев? А тем, что во времена СССР там жил и творил изумительный по эффективности работы тренер по прыжкам в высоту Виктор ЛОнский,  у которого  среди учеников было больше мастеров спорта по прыжкам в высоту, чем во всей Москве. Его ученик Валерий Скворцов, конкурент Брумеля, плохо выступил на Олимпиаде в Токио, потому что с ним не послали Лонского. Пожалели денег.  Умер Лонский в нищете после инсульта.
Кстати, Бальзак женился в Бердичеве.
Но вернемся непосредственно к песне. Впервые я ее услышал в исполнении группы «НА-НА» под управлением и созданной известным продюссером  Бари  Алебасовым. Группа состояла из 4-х молодых певцов, которые  театрализированно исполняли эту песню с большим успехом у зрителей.После этого, я МНОГОКРАТНО!  Слушал эту песню в исполнении разных групп и одиночных исполнителей без большого впечатления, хотя исполнители именно на это БОЛЬШОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ  и рассчитывали. Не буду их перечислять. Да, совсем забыл!  Кто написал слова? Кто написал музыку?
Так один и тот же человек!  Любимец мой и всех народов страны  дорогой Булат Окуджава! Он и написал. Кстати, он написал еще несколько песен, которые не считал достойными его таланта, поэтому их не афишировал и не публиковал. Но эту, про чемоданчик, песню исполнил в компании друзей пару раз, в 1954-м году, после чего она стала достоянием народа.
И вот недавно я наткнулся в ю-тюбе на исполнение этой песни  трио уличных (в Москве) музыкантов, которое  в разы превзошло по впечатлению всех исполнителей, услышанных мной раньше.
Прежде всего – самобытность артистов. И замечательная профессиональная игра и звучание, и артистизм исполнителей, и, даже, простой, но замечательно привлекательный голос певца, который по впечатлению превосходит  и голос Баскова, и Киркорова и многих других титулованных певцов с официальными званиями.
В исполнении этой уличной группы я слышал еще несколько песен, замечательно исполненных: Под звездами балканскими», «Черноокая»,»Ну, кто тебя полюбит так как я» и др.
 Имена этих исключительно одаренных людей, настоящих народных артистов мне неизвестны. узнаю, сообщу. Спасибо за внимание.


Рецензии
Уважаемый Владимир!
Дай Бог Вам Здоровья!
С удовольствием читаю ваши рассказы.
С уважением,

Сергей Даниэлс   13.01.2023 04:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!
Рад получить весточку от тебя.

Владимир Бердичевский   14.01.2023 00:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.