Рассказы-загадки

Много веков загадки тренируют ум детей. Их разгадывание развивает образную речь, фантазию, логику, догадливость, сообразительность, чувство юмора, приучают ребёнка мыслить творчески и нестандартно. Забавные рассказы с русскими народными загадками хороши для совместного и самостоятельного чтения детьми разных возрастов (от 4 лет до 6 класса). Повторяющихся загадок нет. Всего около 200 загадок. Думать нужно самостоятельно.

Сергей Силин

РАССКАЗЫ-ЗАГАДКИ

1. Проверка на сообразительность

Мальчишки в футбол играли, девчонки в классики. И вдруг блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. Да такой, что все сразу по домам разбежались.
Толик открыл ту, что всем, кто придёт, и всем, кто уйдёт, ручку подаёт, и кричит с порога:
– Мама, я есть хочу, хоть калошу проглочу!..
А мама по телефону с подругой разговаривает.  Ладошкой трубку прикрыла и говорит:
– Всё на том, у которого ни хвоста, ни головы, лишь четыре ноги.
Толик глазами хлоп-хлоп. А мама подмигивает:
– Проверка на сообразительность.
«Ладно, – думает Толик, – Разберёмся».
 Повесил кепку на ту, что висит в прихожей, на грабли похожа, снял кроссовки. Руки вымыл. Вытер их  тем, что висит, болтается, всяк за него хватается. На кухню зашёл.
 Видит, на том, у которого ни хвоста, ни головы, лишь четыре ноги, тарелка с теми, что могут и разбиться, могут и свариться, могут в птиц превратиться. Рядом тарелка с тем, что мнут и катают, в печи закаляют, а потом за столом нарезают ножом.  На плите борщ. На сковородке та, что сядет на ложку и свесит ножки.
Поел Толик, крошки со скатерти стёр, тарелку вымыл. В комнату прошёл. Сел на то, что всегда стоит, а другим сидеть велит, у которого ноги есть, а не ходит, открыл то, что не говорит, а правду всегда скажет, посмотрел, что задали, и за ту, что грамоты не знает, а весь век пишет, взялся.
 Быстро с уроками расправился и за ту взялся, что не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.


2. Перепутаница

Домашнюю работу Елена Владимировна задала необычную. Написать рассказ в загадках. О том, кто, где зимует.
На левой странице Павлик  написал столбиком названия  зверей, птиц, земноводных и насекомых в загадках. А на правой странице приготовился описывать места, где они зимуют.
Но тут начался мультфильм. «Рыжий хвостище, рыжие волосища, сама хитрюща, и Шило-мотовило по-немецки говорило, в небеса уходило» называется.
Потом мама с работы вернулась, пирожное принесла. А потом Павлик пошёл гулять. И только перед сном вспомнил, что не закончил задание. Снова за ручку взялся. Разумеется, всё перепутал.
Вот что у него получилось.
Та, что выпуча глаза сидит, по-турецки говорит, как только начинаются холода, зарывается в опавшие листья, забирается в норку  под корни дерева, сворачивается в клубок и впадает в спячку до самого апреля.
Тот, который не зверь, не птица, носик как спица, летит – пищит, сядет – молчит, устраивает себе логово или занимает норы других зверей. Но долго не спит. Охотится зимой на зайцев, лосей, косуль, других зверей и птиц.
Тот, кто зимой беленький, а летом серенький, никого не обижает, а сам всех боится,  с наступлением холодов ныряет в пруды, зарывается в ил, впадает в спячку. Задние лапки он прижимает по бокам тела и, распластавшись, передними лапками закрывает глаза.
Тот, который зимой спит – летом ульи ворошит, по лесу и полю бегает, грызет кору с веточек. Если ветки высоко, на сугроб забирается, столбиком встает. Спит под кустами или роет в снегу глубокую норку.
Тот, который не портной, а всю жизнь с иголками ходит, устраивает себе берлогу в чаще леса. В берлоге тепло.
А серый, зубастый, который по полю рыщет, телят, ягнят ищет, забивается на зиму под кору, залетает в подвалы и погреба, там и висит на потолках и стенках.

Догадайся, кого с кем Павлик перепутал? Как на самом деле зимуют звери, птицы, земноводные и насекомые?


3. Одного поля ягодки

По субботам мама отправляет Витю на рынок. И пока он одевается, наказывает ему, что купить.
– Сначала ту возьми, у которой сто одёжек, и все без застёжек. На дно тележки её положишь. Только небольшую бери. Большую тебе тяжело везти будет. Слышишь?
– А то!
– Красную девицу возьми, что сидит в темнице, а коса на улице. Штучки три хватит. Про ту не забудь, у которой над землей трава, а под землей бордовая голова. Тоже штучки две-три. И килограмм тех, у которых ни окошек, ни дверей, полна горница людей.
– Ладно, – кивает Витя.
–Того, который всех плакать заставляет, купи, полкило. И брата его, маленького и едкого, головки две. Ну и килограмм тех, которых потрогаешь – гладко, а откусишь – сладко. Запомнил?
– Запомнил.
– Ещё у нас та, что закапывают в землю в мае и сто дней не вынимают, закончилась. Килограмма два надо. И пачку той, что в воде родится и воды боится, возьми, тоже запасов не осталось.
– Ты, мама, не волнуйся, – говорит Витя. – Мне ведь не впервой на рынок ходить! Я человек бывалый!
Но маму так просто не успокоишь.
– Ох, боюсь я, что ты не запомнишь!
– Чтоб я да не запомнил! Ты же сама говоришь, мы с тобой одного поля ягодки!..
– Ещё килограмм маленьких мужичков – костяные шубки возьми…
Через час возвращается Витя с рынка домой. В тележке тыква лежит, две репки, три редиски, килограмм гороха, пачка сахара, два кило картошки, килограмм огурцов, одна мандаринка, три апельсина и пачка жевательной резинки. Идёт и думает, а всё ли он правильно купил?..

Что мама наказывала купить Вите, и что он купил правильно?


4. Классная неразбериха
   
У многих учеников есть дома домашние животные.
Однажды Елена Владимировна предложила принести на урок своих маленьких любимцев и рассказать о них друг другу.
Она же не догадывалась, что из этого получится. Она думала, раз у неё любимое животное та, у которой  две антенны на макушке, а сама сидит в избушке, на себе её везет, очень медленно ползёт, то и у других любимцы такие же. Тихие и скромные.
А получилась неразбериха. Когда звонок прозвенел, и Елена Владимировна в класс вошла, у Леси та, у которой  маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки, из рук вырвалась, с парты на учительский стол прыгнула, а с него полку  книжного шкафа перебралась и за книжками спряталась.
Её с последней парты тот, у кого мордочка усатая, шубка полосатая, часто умываются, а с водой не знается, увидел. Вырвался из Витиных рук и ну по партам прыгать. На тетрадках поскальзывается, домики со зверушками на пол сбрасывает.
И вот на полу уже та, что не нитка, вёрткая, а не верёвка, извивается, под шкаф ползёт. А за ней тот, кто весь в иголках, а не портной, бежит, фыркает, а между партами та, что костяного пальто не снимает, бредёт, на себе того, который чёрен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица, везёт.
Под потолком та, которая спинкою зеленовата, животиком желтовата, у которой чёрненькая шапочка и полоска шарфиком,  порхает. А по стене тот, кто сети, как рыбак, готовит, а рыбы никогда не ловит, взбирается.
Елена Владимировна испугалась, на стул вскочила, со стула на стол перебралась, со стола на шкаф залезла. Села там и ноги поджала.
– Ребята, – просит, – перестаньте, пожалуйста!
Тот же, у кого мордочка усатая, шубка полосатая, кто часто умывается, а с водой не знается, книги с полки на пол сбрасывает, до серенькой добраться хочет.
Тут все опомнились, своих питомцев поймали и назад в домики, в клеточки, в рюкзаки и ранцы их поместили.
Одна Таня с третьего ряда по классу с сачком в руках бегает, ту, которая спинкою зеленовата, животиком желтовата, у которой чёрненькая шапочка и полоска шарфиком,  ловит, поймать не может.
В этот момент дверь открывается, и дедушка Толика в класс входит, ту, которая два-ста рогаста, четыре-ста ходаста, один махтун, и два ухтахта, за собой ведёт.
– Что это? – с ужасом спрашивает его Елена Владимировна со шкафа.
– Мне внучек сказал, что вам для урока надо. Вот, я и привёл.
– Но ведь я же просила маленьких любимцев принести!
– А она маленькая! – улыбается дедушка. – Ей ещё расти да расти!..

Кто участвовал в классной неразберихе?


5. Зимняя охота

Задание было написать сочинение в загадках про зимний лес. Матвейка погрыз кончик ручки, посмотрел на папино ружьё и решил написать про охоту. Вот что у него получилось.
«На охоту Потапка рано отправился, когда ещё над бабушкиной избушкой висела хлеба краюшка. Надел те, что под гору – коняшки, в гору – деревяшки, и через поле, через ту, что бежала-шумела, заснула – заблестела, в лес…
Следов на том, что всю зиму лежит, весной в реку побежит, видимо-невидимо. Вот от дерева к дереву та перебежала, которая то рыжая, то серая, а по названью белая. Вот тот прошёл, кто лес на голове носит. А вот и тот, кто на гору бегом, а с горы кувырком, у пенька ушами шевелит.
Вмиг вскинул Потапка ружье и… щёлк зимой белого, летом серого.
А тот возмущается:
– Ты, что Потапка, совсем с ума сошёл, в меня стрелять вздумал? Да нашего брата в лесу и так уже не осталось!
– Но это же фоторужьё! – оторопел Потапка. – Я тебя не для ужина снял, а для детского журнала. Почувствуй разницу!
Тут на поляну из-за той, что зимой и летом одним цветом, та выходит, у которой хвост пушистый, мех золотистый.
–  Ты лучше меня сфотографируй, – говорит. – Для модного журнала. Меня серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет на обложке увидит, сразу влюбится. Я за него замуж выйду.
Сфотографировал Потапка красавицу.
И что вы думаете? Месяца не прошло, как она замуж вышла. За  того кто зимой спит, летом ульи ворошит. Тот себе на зиму все журналы выписывает.
 А серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет ничего не читает. Вот его счастье и миновало.
Потапка на свадьбе был, мёд пил. По усам текло, в рот попало, не сказать бы что мало».
Вечером сочинение посмотрела мама и сказала:
– Так. И про что же это сочинение?
– Про пользу чтения.


6. Масленичные забавы

Белую да седую провожали за школой, на спортивной площадке. С вечера там горку и снежную крепость сделали. С утра на столб подарки подвесили. Столб той, что без ветра шумит, облили. И началось.
Та, которая, то толстеете, то худеет, на всю улицу голосит, наигрывает. Дедушки частушки поют, бабушки барыню пляшут, а учителя на тех, что летом спят, зимой бегут, вокруг школы катаются. Лошади в ленточках, в колокольчиках. Папы на ледяные столбы за подарками взбираются, вниз соскальзывают.
Первоклассники с горки на тех, что под гору коняшка, а в гору деревяшка, катаются. Пятиклассники соревнуются, кто на лбу дольше всех  продержит ту, которая скручена, связана, на кол посажена, а по двору гуляет. 
Старшеклассники  на ходулях ходят – кто на них быстрее по кружочкам пройдёт. На краю площадки один класс снежную крепость берёт, которую другой класс отдавать не хочет. Снежки в обе стороны, как птицы летают.
В сторонке учитель физкультуры и учитель труда «русскую баню» устроили. Теми, кто кругом связан, а в бане пляшет, друг о дружку бьют, кто быстрее листочки собьёт.
На столах пироги, бублики, баранки, горки тех, которых на сковороду наливают, вчетверо сгибают. Жёлтые, круглые, горячие, как летнее солнышко. На подносах те, у которых в брюхе – баня, в носу – решето, на голове пупок, всего одна рука, и та на спине, пар пускают. Ешь-пей, сколько собака хвостом махнёт!
А с конца площадки чучело масленицы через костёр на веселье поглядывает да посмеивается.
И правильно. Чего грустить? Весна на носу!

Что было на празднике?


7. Прогноз погоды

В конце последнего урока, когда все записывали домашнее задание, по школьному радио зазвучала музыка «Прогноза погоды» и ведущая голосом Тани Кашиной из 8А, сказала:
– Дорогие школьники! Всем вам сегодня идти домой, а некоторым даже через пять минут. Мы передаём для вас прогноз погоды. Сегодня она разная.
Аню Шапочкину на улице встретит то, что не бренчит, не стучит, а всех будит. Для неё сегодня на улице тепло, ясно и сухо, температура воздуха 25 градусов тепла.
 Васе Фёдорову и Феде Васину лучше одеться потеплее. Их  на улице ждёт тот, кто без рук рисует, без зубов кусает.  Температура воздуха для них будет минус 18 градусов. Мальчики, не поскользнитесь на том, что в огне не горит и в воде не тонет!
Миша Сидоров, посмотри в окошко, тебя ждёт длинный Антошка! Надеемся, ты сегодня взял с собой  то, что с  виду – клин, разожмёшь – блин.
– Для Коли Архипова осадков не намечается, но его ждёт дедушка у ворот, что глаза всем заволок. Смотри, Коля, не заблудись!
Антон Гаврилов доберётся до дома сухим, но ему лучше держаться за кепку, чтобы её не сорвал тот, что без рук, без ног, а ворота отворяет.   
Максиму Попову лучше вызвать по своему мобильному телефону такси. Потому что ему придётся добираться до дома сквозь ту, что гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. 
Специально для Наташи Мошкиной и Тани Кошкиной  в город вернулась та, что хоть сама – и снег и лёд, а уходит – слёзы льет. Для них пройдёт тот, что  бел, да не сахар, ног нет, а идёт. Температура воздуха для Наташи и Тани минус 12 градусов.
Юре Землякову и Толику Киселёву домой лучше идти  с фонариками в руках. Но очень темно им всё-таки не будет. Потому что над их улицей поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
А сейчас посмотрите, пожалуйста, все в окно. Специально для вашего класса от 8А в небе крашеное коромысло над землёю повисло!
Все повернули головы к окну и увидели, как над крышами домов крашеное коромысло мостиком повисло.
– Поздравляем всех с первым апреля! – сказало радио и хихикнуло.
А в коридоре зазвенел звонок.

Какие природные явления зашифрованы в загадках?


8. Терем для певца

Дедушка отложил в сторону рубанок, смахнул с доски стружку и примерил её к другим доскам.
– Длинновата. Вадик, дай мне Чёрного Ивашку деревянную рубашку, который, где ни пройдёт, там след оставляет.
– Держи!
Дедушка положил доску на верстак и отчертил ненужные сантиметры. Потом он взял ту, которая скоро есть и мелко жуёт, сама не глодает и другим не даёт, и… вжик-вжик…отпилил лишнее.
Вадик подал ему того, который сам худ, голова с пуд. И сразу начал искать в ящичке нужных по размеру Ермолок, которые, когда их бьют, не плачут, только глубже носики прячут.
Через пять минут дело было сделано. Дедушка приколотили творение к шесту.
– Можно ставить! По всем правилам его, конечно, надо весной устанавливать, но ведь нас тот, что без рук, без ног, под окном стучит, в избу просится, не спросила, когда забор повалила, певца терема лишила.
Дедушка с Вадиком обошли дом и сначала через малинник, а затем сквозь ту, которая не огонь, а жжётся, добрались до забора.
Дедушка приколотил шест  к столбу забора и для надёжности прикрутил его к столбу проволокой.
– Теперь на шест ветки боярышника намотаем.
– Зачем?
– Они колючие, – пояснил дедушка. – И тогда та, у которой острые ушки, на лапах подушки, усы – как щетинка, дугою спинка, к певцу во дворце, что на шесте, не подберётся.
– Теперь наш певец ту, которая волосата, зелена, в листьях прячется, склюет и огород от того, которого самого не видно, а песню слышно, освободит, – сказал Вадик.
– Да и жить с песнями веселее, – добавил дедушка, стряхивая стружку с той, у которой один вход три выхода.
– У тебя ещё в бороде стружка, – подсказал Вадик.
– Ну, значит, хорошо поработали. Пойдём баню топить?
– Пойдём!..


9. Весёлый дождь

Сима и Тима сидели на скамейке у ворот и болтали ногами.
– Ты ногами по-городскому болтаешь, – заметил маленький Тима. – Ты по-нашему, по-деревенски болтай! Чего стесняешься?..
– Похоже, дождь будет, – сказала Сима, глядя на тёмную сову, что летела по синему небу, крылья распластав, солнышко застлав.
– У нас в жару может выпасть град! – похвастался Тима.
– А ещё бывают дожди из тех, что с хвостами, а не звери, с перьями а не птицы.
– А из пирогов дожди выпадают? – спросил Тима.
– Не знаю. Но бывали случаи, когда с неба падали те, которые, когда хвосты теряют, у них другие вырастают. Ещё те выпадали, что, вьются как верёвки, на конце у них головки. Представляешь?..
– Нет. Они что, в тучах живут?
– Живых существ смерчи и ураганы уносят. Из воды их выхватывают, из земли, поднимают и уносят подальше, – пояснила Сима. – В одной местности однажды выпал дождь из тех, которые не прядут, не ткут, а людей одевают.  А в другой выпал дождь из тех, что родились в воде, а живут на земле.
– А у нас что выпадет? – Тима посмотрел на сову, что нависла над деревней, крылья распластав, солнышко застлав.
– Сейчас увидим!
Они стали смотреть на сову и увидели, как из неё посыпали живым дождём мальчишки и девчонки с открытыми зонтиками в руках. Они приземлялись на дорогу и бежали к своим родным, которые, улыбаясь, ждали их у ворот.
– О! – вскричал Тима. – Так это же каникулы начались!..

Какие живые существа выпадали дождями, и откуда?

10. С папой не поспоришь!

Утром папа рюкзак достал, Матвейке дал.
– Собирайся! Вернусь, проверю, как и что уложил.
И в туристический клуб за палаткой ушёл.
А Матвейка позавтракал и стал в поход собираться.
Сначала на дно рюкзака спальник положил, тёплый свитер, курточку и шапочку.
Потом того, что всегда укажет путь и на север и на юг, в боковой карман рюкзака сунул. Сюда же то поместил, который лишь согнуть пополам – непригоден он к делам, а как только распрямится, для работы пригодится,
А бабушка уже ту, у которой два брюшка, четыре ушка, из своей комнаты несёт с тем, кто в семь утра всем трещит «Вставать пора!». 
– Возьми-ка!
– Бабушка, это лишнее!
– Нет, не лишнее!
Пока Матвейка ту, у которой два брюшка, четыре ушка, и того, кто  в семь утра всем трещит «Вставать пора!», в рюкзак засовывал, она ещё кулёк притащила.
– А это что?
– Здесь маленький, удаленький, который по полу елозит, себя не занозит, обежит весь теремок и снова встанет в уголок.   
– Это ещё зачем? – удивился Матвейка.
– Чистота палатке не помеха
Пока Матвейка кулёк в рюкзак впихивал, она ту из шкафа достала, что сидит верхом, не ведая на ком, знакомца встретит – соскочит, приветит.
– Бабушка, так ведь лето уже!
– А вдруг заморозки!
И тех вытащила, которых треплют, катают, а зимою таскают. И ватное одеяло.
– Одеяло-то зачем?
– Укроешься, когда белая кошка полезет в окошко.   
С бабушкой не поспоришь. Запихал Матвейка всё в рюкзак.
Тут папа вернулся. Посмотрел на сборы, хмыкнул, и лишнее выложил. Только самое необходимое оставил.
А с папой  бабушка спорить не стала. Папа турист бывалый, с ним не поспоришь. Вздохнула только и на кухню ушла – пирожки печь. На дорожку.

Что оставил папа, а что выложил?


 11. Сено-солома

Встали с первыми петухами. Сначала по той, что не живая – а идёт, неподвижна – а ведёт, до конца околицы дошли, потом через поле по той, которая утром всегда падает, зашагали.
Дед на плече ту нёс, у которой деревянный хвост, стальной нос, что зимой на крюку, летом на лугу, Максимка те, что зубасты, а не кусаются.
– Дедушка, а зачем нам на то, что не вода, и не суша, на лодке не проплывёшь и ногами не пройдёшь? Есть же место поближе!
– Эх, сено-солома! – засмеялся дед. – Там знаешь сено какое?.. Там такое сено, что лошади не евши сыты бывают!..
Дошли до покоса и за работу. Дед ту, что весной появляется, зимой исчезает, косит, Максимка сзади валки раскидывает. Над лугом не птички, а с крыльями летают.
– Дедушка, может не надо ворошить?..
– Надо, сено-солома! А то как быстро высохнет?..
Время от времени он останавливался, и тем, что острым делает тупое, по лезвию шоркал, вжик-вжик, только искры летели.
За работой не заметили, как жара упала. Тут уж косить невмоготу стало, рубашки от пота мокрыми сделались. Докосили луг и на ту, что течёт-течёт – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит, отправились.
А вечером дедушка ту натопил, где пар костей не ломит. Так напарились, что Максимка еле на сеновал забрался. Упал на постель и уснул.
Сенной дух подлетел, одеяло поправил.
– Умаялся, сено-солома… Хорошо-о... Шалить не будет…
Сел на того, кто не зверь, не птица, нос, как спица, летит – пищит, сядет – молчит, и полетел на луга, летние запахи собирать.

Догадайся, что делали дедушка и внук, и где.


12. Небылица

 Мы шли с речки, когда Аня сказала:
– А давайте небылицы придумывать! В загадках!
– Как это? – не понял Вова маленький.
– Например, у нас утром то убежало, которое без рук, без ног, а в гору ползёт. Его послушаешь – вздох за вздохом, а в избе ни души.
– А пошли посмотрим! – сказал Вова маленький.
– Там нечего смотреть, потому что это небылица, – объяснила ему Аня.
– Меня вчера вечером тот, что гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица, на ту унёс, что в году двенадцать раз родится, – придумал Сеня. – Я бы ней всю ночь сидел, да мне брат деревянную дорогу, что вверх идёт отлого, подал.
– А мы вчера с дедушкой в лесу то поймали, что никто не видит, а всяк слышит, что без тела, а живёт, без языка, а кричит, – сочинил Петя и добавил. – Мы его в мешок посадили.
– А пошли посмотрим! – снова сказал Вова маленький.
– Там нечего смотреть, потому что этого нет! – повторила ему Аня.
–  А у нас на грядке, где мы весной гайки посадили, вырос конь стальной, который овса не просит, сена не ест, а землю пашет, – придумала Катя.
– А пошли посмотрим! – опять не выдержал Вова маленький.
– Вова, ну, почему ты такой несообразительный? – потеряла терпение Аня. – Я же тебе объяснила, что смотреть нечего, это небылицы!..
– Вот эти?..
Мы оглянулись на забор и увидели, как через него то перебирается, что без рук, без ног, а в гору ползёт. Да ещё и мешок с собой тащит, с тем, которого никто не видит, а всяк слышит.

Какие небылица придумали ребята?


13. Жизнь в деревне

Здравствуйте, Елена Владимировна!
Пишет вам Даша. С начала лета мы с братом живём в деревне у дедушки, набираемся здесь здоровья, готовим себя к новому учебному году. Потому что человек без знаний, что скворечник без скворца. Так говорит дедушка.
Казалось бы, в этом нет ничего особенного. Помогай бабушке кормить тех, кто квохчут, квохчут, детей созывают, всех под крыло собирают, качайся на тех, что вверх – вниз, вверх – вниз, кататься хочешь – на них садись, и спи, сколько хочется. Но это только кажется.
 Потому что даже на ту, что не конь, а бежит, не лес, а шумит, сходить не так просто, когда Коля с мальчишками убегает. Попробуй пройти, если на улице тот ходит, что шипит, гогочет, ущипнуть тебя хочет. А ведь он ещё и не один!
Казалось бы, ничего особенного, обогни краснолапых по косогору и шагай себе дальше. Но на косогоре  та, которая с бородой, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова, травку щиплет. Она, правда, верёвкой к колышку привязана, но верёвка длинная.
Казалось бы, ничего особенного, обогни её ещё выше по косогору и шагай себе дальше. Но это только кажется.
Потому что выше по косогору стоит богатырь богат, что угощает всех ребят: кого – земляникой, кого – костяникой, кого – орешком, кого –  сыроежкой, кого – малиной, а кого хворостиной. А ну как заблудишься?
Казалось бы, ничего особенного. Ведь есть другой путь. Не по той, что от дома начинается, у дома и кончается, а напрямую. Через дедушкин огород. Мимо того, где вода столбом стоит, и того, у которого тело деревянное, одежонка рваная, который не ест, не пьет, огород стережёт.
Но дальше летают над лужайкой домовитые хозяйки. А я их побаиваюсь.
Поэтому купаться я хожу не пять раз в день, только один, два или три раза. Вместе с мальчишками, которые ничего не боятся.
Мы с ними ходим и за той, что красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. А вчера ходили за теми, у которых одна нога, да и та без сапога. Целую корзину принесли! 
По вечерам мы с бабушкой ту встречаем, которая пёстрая, ест зеленое, даёт белое. Бабушка её доит, а я ей помогаю. Потом мы с Колей парное молоко пьём и на полати  лезем. На полатях тепло, спится сладко.
Вот такая у меня в деревне разнообразная жизнь.
Казалось бы ничего особенного. Но  это только кажется.
Потому что нам здесь так нравится, так нравится, что даже в город возвращаться не хочется!

О чём написала своей учительнице девочка?

14. Творческий подход

Когда Вадик отболел, врач разрешил идти в школу. Вадик позвонил Костику, узнал про домашнее задание. Задание было –  нарисовать автопортрет.
– Костик, а что такое автопортрет?
– Автопортрет – это портрет с автоматом, – пояснил Костик, подумав.
Вадик принялся за работу. Сначала он нарисовал ту, что, не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. На ней дедушку нарисовал. 
Сначала голову и двух братьев, что через дорогу живут, а друг друга не видят. Затем то, что между двух светил посередине один. То добавил, что за обедом всего нужнее, усы, бороду. Те, которые не сеют, не сажают, а сами вырастают, раскрасил.
Подумал немного и на голову дедушки ту надел, без которой мужик зимой из избы не выходит. А на ноги пару тех, в которых никакие лужи не страшны. И только потом уже автомат через дедушкино плечо повесил.
За дедушкой папу посадил, тоже с автоматом. За папой себя. С игрушечным автоматом. Портрет обвёл рамочкой.
– У Вадика замечательный автопортрет получился! – похвалила его работу Елена Владимировна. – Настоящая творческая работа! Посмотрите, как он себя на той, что, не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник, нарисовал. В трёх возрастах. Маленьким, взрослым и пожилым. Наверное, ты, Вадик, военным стать хочешь?
– Да, – улыбнулся Вадик. – Я на границе служить буду, как дедушка. Или военным стану, как папа. Есть такая профессия – родину защищать.

Разгадай загадки и догадайся, что Вадик сделал не так.


15. Кто на кого похож

Есть животные и птицы, которые своим внешним видом или поведением  напоминают людей. И есть люди, которые бывают похожими на разных птиц и животных. Например, я.
Бабушка говорит, что я вылитый тот, кто ходить не умеет, делает шажок, получается прыжок.
Сестра говорит, что когда я настаиваю на своём, то делаюсь похожим на того, кто бородой трясёт, лыко дерёт, а лаптей не плетёт.
Сама она, когда потягивается, становится похожей на мохнатеньку, усатеньку, у которой лапки мягки, а коготки востры. А когда делает гимнастику, то напоминает мне даже не живое существо, а ту, что всю жизнь крыльями машет, а улететь не может.
Наша мама стройная, как та, которая зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. Её папа часто так называет.
Папа всегда просыпается первым. Своим бодрым видом он похож на того, кто не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. 
Бабушка, когда надевает те, что на носу сидят, на белый свет глядят, за уши держатся,  и берёт в руки ту, что не сорочка, а сшита, не человек, а рассказывает, становится похожей на ту, которая всю ночь летает – мышей добывает, а как станет светло – летит спать в дупло.
Моя классная руководительница, Елена Владимировна, часто бывает  похожа на ту, которая квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крылья подбирает. Детей у неё много – целый класс.

Догадайся, на кого бывают похожи взрослые  и сам мальчик.


16. Фокусы-покусы

В школу приехал фокусник.
Когда все собрались в зале, зазвучала музыка, занавес разошёлся в стороны,  и на сцену вышел мужчина в маске с четырехугольной коробкой без дна и крышки. Он сунул в коробку руку, показывая, что она пустая и объявил:
– Первый фокус экологический!
Фокусник поставил пустую коробку на стол и вытащил из неё того,  который зимой белый, летом серый. Все засмеялись, а зимой белый, летом серый ускакал за кулисы.
– Фокус шуточный! – объявил фокусник.
Под барабанную дробь он сунул в коробку обе руки, поднатужился и вытащил из неё за дугу-кольцо железное яйцо. Поднял «яйцо» над собой два раза, а на третий раз в зал ка-ак бросит.
– Ловите, богатыри!..
В зале закричали, а железное яйцо с дугой-кольцом прямо в воздухе в то превратилось, что бьют, не плачет, а прыгает да скачет. Все засмеялись, и его друг дружке перебрасывать стали.
– Осенний фокус! – сказал фокусник и достал из коробки ту, у которой пять чуланов – одна дверь. А потом варежки для ног. А затем ту, что выше человека, ниже курицы.  И ещё много чего достал.
– И, наконец, иллюзия с исчезновением!..
Фокусник хлопнул в ладоши… и исчез. Все засмеялись, захлопали в ладоши и… тоже исчезли. Только на следующий день появились. Все, кроме фокусника. Он через неделю в соседней школе возник, на шкафу.
Наверное, перепутал что-нибудь.

Догадайся, что доставал из пустой коробки фокусник.



17. Пересказ

Задание было – прочитать басню Крылова и пересказать её своими словами.
Первому ряду Елена Владимировна дала басню про ту, что в воде родится, а воды боится, и мужичка без топора, что рубит избу без угла.  Второму ряду досталась басня про крикунью хрипловатую, окраской сероватую, повадкой вороватую и ту, что в лесу живёт, кур в деревне крадёт.
Все басни прочитали, кроме Вадика. Но ему-то и выпало отвечать. Вадик вышел к доске и сказал:
– Крылов такой баснописец, что ни в сказке сказать, ни пером описать!..
Он обвёл класс глазами, и все поняли, что Вадик не успел прочитать басню, потому что так получилось.
Дима быстро нарисовал на листочке ту, что в лесу живёт, кур в деревне крадёт, и показал Вадику. А Толик нарисовал ту, что в воде родится, а воды боится. И тоже показал Вадику.
– Итак, басня про ту, что в лесу живёт, кур в деревне крадёт и про ту, что в воде родится, а воды боится, – продолжил повеселевший Вадик.
Елена Владимировна посмотрела на Вадика с большим уважением. Она про такую басню и не слышала.
Дима нарисовал сыр.
– Та, что в воде родится, а воды боится, купила однажды в магазине сыр…
Тут Юра решил помочь. И нарисовал того, который сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
– А тот, который сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь, у неё сыр съел! – сказал Вадик.
– Слышим звон, да не знаем, где он, – улыбнулась Елена Владимировна. – Ставлю столько, сколько стало углов у квадратного стола, когда у него отпилили один угол. Вверх ногами…

Догадайся, что рисовали мальчики Вадику, и какую оценку он получил.


18. Следы на снегу

 Мы делали снежный дворец, когда прибежал Сеня и закричал:
– Я там такие следы видел!.. Невиданные!..
И мы побежали через огород.
– Эти? – спросил Вова-маленький, остановившись у крохотных следов, которые вели от одного стога сена к другому.
– Нет! Это следы той, что любого кота с лавки поднимет.
– Эти? – спросила Вова-маленький, остановившись у первой ёлки.
– Нет! Это следы той, что зимой в серенькой шубке, а летом в рыжей, что в дупле живёт, орешки грызёт.
Мы заторопились между ёлок, под горку.
– А нам кто-то с ёлки шишку бросил, – снова закричал Вова-маленький.
 Он остановился и стал смотреть вверх.
– Да, юноша, видно, что вы не в лесу родились, – заметила Аня. – Это та делает, у которой клюв кривоватый, хвост зеленоватый. Она гнёзда вьёт зимой. Видишь, вниз головой на ветке висит?..
– Вон большие следы! – закричал Петя, показывая в сторону.
– Это виданные следы, – не согласился Сеня. – Их тот оставил, кто лес на голове носит.
Тут мы выбежали к той, что зимой стеклом одета, и увидели, что в проруби плавает дядя Коля. Он увидел нас и заулыбался.
– Привет здоровеньким от здоровенького!
Вылез из проруби и пошёл по снегу к бане. Босиком.
– Вот эти следы! – обрадовался Сеня.
– Чего же тут невиданного? – вздохнула Аня. – Человек без валенок к проруби купаться ходил.
– Таких людей называют «моржами», – пояснил Ваня-маленький. – А пошли в баню?.. Будем из неё в снег пузом нырять…
 Мы переглянулись и побежали назад.

Следы каких животных видели ребята?


19. Разговор на остановке

Директор школы Клавдия Ивановна стояла на остановке, а рядом с ней два мальчика разговаривали. Из класса Елены Владимировны. Один с рюкзаком, другой без портфеля. Да так странно разговаривали. Клавдия Ивановна даже не всё поняла, хотя два института закончила и курсы повышения квалификации.
– Далеко собрались? – спрашивает мальчик без портфеля.
– Ловить ту, что под мостиком виляет хвостиком, – отвечает мальчик с рюкзаком.
– Так ведь холодно!
– Ничего. У того, который ест и не наедается, согреемся.
– Вы хоть того, который кланяется, кланяется, придет домой растянется, взяли?
– А то! Мы его всегда с собой берём, когда в то, что на горе шумит, а под горой молчит, отправляемся. У нас даже та есть, которая туда-сюда снует, что в зубы возьмет, на две части разжует.
– А того, который летом гуляет, зимой спит, не боитесь?
– Так нас же много там соберётся. А у папиного друга есть та, которая лежит – молчит, подойдешь – заворчит.
– А того, который без рук, без ног на брюхе ползет, вы не забыла взять?
– Чтоб мы да забыли! – смеется мальчик с рюкзаком.
– А как вы до той, которая бежит, бежит – не добежит, добираться будете?
– Мы на том, который несется и стреляет, говорит скороговоркой, поедем.
А потом в камыши на той, что без рук, без ног, на брюхе ползет и других везёт, поплывём. Потому что в камышах та, что хвостом виляет, зубаста, а не лает, прячется. В прошлый раз вот такую вытащили!..
Тут подошёл автобус, и мальчик с рюкзаком уехал. Вместе с папой, у которого тоже рюкзак был. А мальчик без портфеля по своим делам отправился.
Осталась Клавдия Ивановна на остановке один. Минут пять с открытым ртом стояла, пока в него тот, что в сером армячишке по дворам шныряет, крохи подбирает, чуть не залетел.
Только тогда Клавдия Ивановна домой пошла. Кормить ту, которая часто умывается, а полотенцем не вытирается.

О чём говорили на остановке мальчики?

Ответы:

1. «Проверка на сообразительность». Молния, гром и дождь, дверь, стол, вешалка, полотенце, стол, яйцо, хлеб, лапша, стул, дневник, ручка, книга.
2. «Перепутаница». Павлик перепутал лягушку с ёжиком, комара с волком, зайца с лягушкой, медведя с зайцем, ёжика с медведем, волка с комаром.
3. «Одного поля ягодки». Капуста, морковка, свёкла, огурцы, лук, чеснок, яблоки, картошка, соль, орехи. Мальчик купил правильно только картошку.
4. «Классная неразбериха». Улитка, мышка, кот, змея, ёжик, черепаха, жук, паук, синица, паук, корова.
5. «Прогноз погоды». Солнце, мороз, лёд, дождь, зонт, туман, ветер, вьюга, зима, снег, молния, гром, дождь, звёздное небо с месяцем, радуга.
6. «Зимняя охота». Месяц, лыжи, река, снег, лиса, лось, заяц, волк, медведь.
7. «Масленичные забавы». Зима, вода, гармошка, сани, салазки, метла, веники, блины, чайник.
8.  «Терем для певца». Карандаш, пила, молоток, гвозди, ветер, крапива, кошка, скворечник, рубаха.
9.  «Весёлый дождь». Туча, рыбы, ящерицы, змеи, овцы, лягушки.
10. «С папой не поспоришь». Компас, перочинный  ножик, подушка, будильник, веник, шапка, валенки, рассвет.
11. «Сено-солома». Дорога, роса, коса, грабли, болото, трава, бабочки, точило, река, баня, комар.
12. «Небылица». Тесто, ветер, луна, лестница, эхо, трактор.
13. «Жизнь в деревне». Курицы с цыплятами, качели, река, гуси, коза, лес, дорога, колодец, пугало, пчёлы, земляника, грибы.
14. «Творческий подход». Лошадь, глаза, нос, рот,волосы, шапка, сапоги. Вадик нарисовал картину, а не автопортрет. Потому что автопортрет – это портрет самого себя.
15. «Кто на кого похож». Воробей, козёл, кошка, мельница, берёза, петух, очки, книга, сова, курица.
16. «Фокусы-покусы». Заяц, гиря, мяч, перчатка, носки, шапка.
17. «Пересказ». Мальчики рисовали Стрекозу и Муравья, Ворону и Лисицу, Осла. Вадик получил двойку.
18. «Следы на снегу». Мышка, белка, клест, лось, река.
19. «Разговор на остановке». Рыба, костёр, топор, лес, медведь, собака, червяк, река, мотоцикл, лодка, щука, воробей, кошка.


Оглавление

1. Проверка на сообразительность
2. Перепутаница
3. Одного поля ягодки
4. Классная неразбериха
5. Зимняя охота.
6. Масленичные забавы
7. Прогноз погоды
8. Терем для певца
9. Весёлый дождь
10. С папой не поспоришь
11. Сено-солома.
12. Небылица.
13. Жизнь в деревне.
14. Творческий подход.
15. Кто на кого похож
16. Фокусы-покусы
17. Пересказ
18. Следы на снегу
19. Разговор на остановке.
Ответы

    


Рецензии