Искусство и тишина. Мысли и размышления

Искусство и тишина | Мысли и размышления

1. Истинную красоту можно познать лишь в тишине.
2. Тишина там, где нет толпы.
3. Толпы нет там, куда ей трудно или просто лень дойти.


———

Е.В.Колобов (дирижёр, основатель Московского театра "Новая опера"): "Один журналист как-то спросил у меня: "Что такое искусство и что такое — попса?" Мне кажется, что искусство — это то, что воспринимается интимно каждой личностью, а попса — для толпы. Не для народа, а для толпы. Другое дело, народ наш всё больше вытесняется толпой, а толпе не нужно вечное: тишина, гармония, звёздное небо. Она откликается криком на крик. Музыка же рождается в тишине.

Осип Мандельштам сказал: "Нет выше музыки, чем тишина". А один мудрый музыкант заметил, что нигде так не слышна глупость исполнителя, как в паузе. Чуть передержишь, и всё, уже дыра. Чувство меры тоже искусство. Научить этому трудно. Здесь нужен общий уровень культуры, который складывается годами.

Посмотрите, Верди пишет два пиано. Так тихо никто не поёт сейчас. Или в партии Хосе: "Навек я твой, моя Кармен". Последнее слово звучит в высоком регистре очень тихо. Это я услышал лишь раз в жизни у одного шведского певца, который пел у Караяна. Все остальные поют форте".

(Виктор Астафьев, Евгений Колобов "Созвучие", 2004).


Рецензии