Сикстинская Мадонна

Рафаэль "Сикстинская Мадонна", 1514

Галерея старых мастеров, Дрезден

Высокое возрождение

   Картина представляет собой сложную композицию. Центральное место в  шестигранном  бриллианте святых  занимает  сама Мадонна. 

     Младенец, которого  Богородица бережно несёт на руках, расположен левее центра картины. Шаль,  наброшенная на голову  Мадонны, оборачивает младенца и  плавным полукругом обрамляет её стан справа.  Таким образом, верхнюю часть тела Мадонны и  прильнувшего к ней  Иисуса можно  вписать в почти правильный круг - символ совершенства.    Верхняя часть Мадонны и младенец написаны тёплыми охристыми, телесными тонами,  что ещё более подчеркивает их близость.
Вот так,   через цветовое единство и композиционное равновесие двух  центральных фигур картины Рафаэль показывает любовь Мадонны к  своему ребенку.

     Мать и дитя едины, но, как истинный гений, Рафаэль тут же противопоставляет этому тезису антитезис -    особое предназначение  жизни Иисуса  далеко выходит   за пределы  материнской любви.  Святой Сикст указывает на нечто, пугающее Иисуса и Богородицу.   Тем не менее, Мадонна не прижимает к себе ребенка, не стремится отгородить его от несовершенства окружающего мира, уберечь от зла и страданий.  Мудрая мать понимает, что  ребенок не её собственность, у него свой жизненный путь, свои радости и своя чаша страданий, которую он, волей судьбы, должен испить до дна.
   
   Это, главное,  единство противоположных идей картины дополняется множеством других. Мадонна неподвижна и в тоже время идёт навстречу людям. Её глаза смотрят на зрителей и  далеко за пределы земного.

  Движения юной матери грациозны, лицо нежное, очаровательное,  многослойная драпировка тела не в состоянии скрыть совершенства пропорций её фигуры. Мадонна прекрасна, как только может быть  прекрасна молодая женщина, но, вполне осязаемая,  совершенная красота  её не содержит эротическую подоплеку - это святая красота.  Мадонна, это видно, обладает плотью и кровью, но изящные  ножки так легко касаются облаков, что нет сомнения - она невесома.

  Излучающее свет окружающее пространство вокруг  Мадонны придает её облику  неземную торжественность.
    Рафаэлю не понадобилось обрамлять ярким  нимбом  голову Мадонны, чтобы показать её святость. Для этого он использует более утонченные художественные методы.

    Облики всех героев картины связаны  единой идеей алтарной монументальной композиции - нисхождение Христа в земной мир во имя его спасения. Тем не менее, именно контрастностью этих образов подчеркивает Рафаэль особую, высшую святость  Мадонны.  Одежда святых праздничная, но взгляд приковывается к не столь яркой, но гораздо более изысканной драпировке ульрамаринового плаща  Мадонны.  Мадонна легко ступает по облакам, в то время, как святые Сикст и Варвара утопают в них, как в сугробах снега.
   
      Образ Мадонны и в наши дни является идеалом благородной, одухотворенной  красоты и материнской любви, как высшего предназначения женщины.


Рецензии
Вот же красавица!

Фома Неверующий   14.02.2020 12:14     Заявить о нарушении
Согласна!

Марина Лебедь   14.02.2020 12:15   Заявить о нарушении