Шариковы

Иосиф Бродский умер в 1996 году, когда родилась моя дочь. И это тогда он говорил о том, что "основной трагедией русского общества является неуважение человека к человеку", а ещё до него, об этом писал Михаил Зощенко в своих рассказах о пошлости людей, живущих в тесной коммунальной квартире. Над его рассказами также смеялись, как и теперь мы осмеиваем недостатки общества.

Но недостатки не нужно осмеивать. В них нет повода для смеха. В них есть повод для слёз. И Зощенко хотел, чтобы над его рассказами плакали, а не смеялись. Но люди, видящие в героях самих себя, не могут признаться себе в этом.

Они не могут признать, что они - Шариковы, и никакой Боженька или профессор Преображенский их не преобразит, потому что их образ скота был заложен в них с детства, когда вся забота о детях сводилась к тому, чтобы накормить и одеть.

Отсюда растут ноги, когда оцениваешь человека по одёжке и по тому, что он кушает и где.

К сожалению, век Шариковых ещё впереди. Только эти Шариковы сейчас ездят на дорогих машинах, а профессора Преображенские им верно служат, скрывая свой интеллект, молча вздыхая и сокрушаясь, что это общество уже не изменить.


Рецензии