Место прощения или Золотой Век

У Достоевского в романе "Преступление и наказание" самопрощение  убийцы Раскольникова  достигается в момент появления Сони на каторге, когда Раскольников понимает, что она любит его любовью Матери.

У героя Достоевского отношения с биологической матерью и родной сестрой были до такой степени неприятными и натянутыми, что он почти не мог их видеть. Мать говорила детям: "Вы оба такие меланхолики, такие вспыльчивые и возбужденные, что к вам невозможно подойти". Выходит, для Раскольникова спасения в семье не было. Любовь выродилась в докуку, связанную с тягостной обязанностью.

Соня же, вовсе не была ни женщиной для него, ни распутницей, а сострадающей душой. Она и в распутство пошла из состраданияк семье. Выходит, явилась она Раскольникову, как некое существо, посланное ему для Спасения, словно небесный Ангел.

Именно для Спасения. Потому что самопрощение человека, принятие его самим себя таким как есть - самое настоящее Спасение. Если не полное, то частичное.

Соня была Милосердием Бога для Раскольникова. Ангелом, несущим добрую весть. Сочувствующей любовью. Новой Матерью.

Присутствие рядом всепрощающей доброй матери стало для Раскольникова  катарсисом. До этого были долгие, изматывающие разговоры, казалось бы, ни к чему не приводящие. И вдруг однажды, было достигнуто "МЕСТО", ГДЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ВРЕМЯ И РАЗВЯЗЫВАЮТСЯ ВСЕ УЗЛЫ. ПЕРЕКРЕСТОК, ГДЕ ВЫПРАВЛЯЮТСЯ ДОРОГИ.

Достоевский называет это место "ЗОЛОТЫМ ВЕКОМ" и связывает его с пейзажем Клода Лоррена. Это то счастливое место, когда после очищающих слез и бурных эмоций человек вдруг ощущает, что он СВОБОДЕН. Он ничего не забыл, но он - свободен.

Этот процесс ничего не имеет общего с прощением словами: "Я тебя прощаю". Потому что это - ДЕЛАНИЕ, которое можно назвать САМОПРОЩЕНИЕМ. Принятием себя таким, как есть.

Символом "Золотого века" у меня лично стала картина  Николя Пуссена "Пейзаж с Полифемом". На ней изображены два мифических персонажа, которые гармонично вписываются друг в друга и в природу. А страшный Полифем не мешает им. Он тоже гармоничен - сидит на горе и играет на флейте. Это -  "Золотой век".

Достоевский оставляет своих героев Соню и Родиона Раскольникова на березу реки, сидящими на бревнах. Это не Ацис и Галатея. Вокруг - унылая и серая атмосфера каторги. Но в этот последний миг эти двое - абсолютно счастливы и свободны  в своем "золотом веке". А страшный Полифем оставил их для того, чтобы заняться игрой на флейте.

Иллюстрация: Николя Пуссен. Пейзаж с Полифемом

Начало: http://www.proza.ru/2020/02/15/1021


Рецензии