Исключение из правил

   
Пролетел год моей работы на заводе в отделе по ремонту и обслуживанию станков с ЧПУ. Числился я старшим инженером электронщиком на должности руководителя лаборатории по модернизации станков. Системы управления станками, которые поставлялись на завод, мягко говоря, не совсем соответствовали обозначенной надежности. В среднем, между отказами каждого станка они умудрялись проработать не более пяти часов. То есть станки требовали завышенного внимания к своей «персоне» каждую смену. К сожалению, эта их прихоть не устраивала ни обслуживающий персонал, ни администрацию. Поэтому администрацией было принято решение по созданию лаборатории, чтобы этих упрямцев образумить на уровне их примитивного интеллекта и вынудить сокращать «перекуры», и увеличивать время между ними. Этой задачей и должна была заниматься лаборатория.
В то время на заводе была введена аттестация ИТР  с целью повышения квалификации. Вроде бы – всё честь по чести. Были вывешены списки, кто в какой день проходит аттестацию. В комиссию входили главные специалисты завода и это вносило определённый мандраж. В её составе был и наш шеф. Но он от таких бестолковых мероприятий очень ловко увиливал. Появилось у него что-то сверхсрочное и в день моей сдачи. К сожалению, к чему нам готовиться, никто из высокого начальства ничего вразумительного сказать не мог, в том числе и шеф. Чтобы отделаться от наших вопросов заявил: «Не берите в голову. В комиссии нет ни одного специалиста по вашему профилю. Посмотрите основы электротехники, электроники. Мне что ли вас учить! Я же тоже в этом не специалист. Так это всё … для галочки. Бояться нечего: отчислить могут только тех, кто не нужен».
В день принимали порядка пятидесяти человек. Я немного опоздал и торопился, а когда подошёл, возле дверей стояла волнующаяся толпа. Возмущало всех то, что вызывали не по списку, а как вздумается, поэтому все должны были маяться с утра и ждать –  когда кого вызовут. Последним же приходилось толкаться у двери весь день. Такая бестолковая система, видимо, была выгодна руководству потому, что никто не знал, как всё будет складываться по времени. Да и по всему, как это происходило, было понятно, что и они к этому совершенно не готовы. Короче – полный бардак в головах и в организации.
Выходящих спрашивали, – какие вопросы им задавали. Ответы ещё больше вносили паники. Мне повезло – вызвали до обеда. Когда я вошёл, в кабинете сидело около десятка человек. Первый вопрос задал начальник транспортного цеха или попросту завгар. Он назвал марку свечи зажигания и спросил: «какое у неё калильное число?»  На что я пожал плечами и спросил сам: «А зачем мне это надо знать, у меня, что на станках автомобильные свечи стоят?» Мне сделали замечание, что вопросом на вопрос не отвечают. Тогда я ответил: «Не знаю». Следующий вопрос задал парторг о том, что происходило среди недели на какой-то речке во Вьетнаме. «К сожалению там не был и не знаю», – чистосердечно признался я. «Как, советский инженер и не знаешь о таком событии! – взвинтился он. – Ты должен интересоваться происходящим в мире!» «Кому должен? Давайте спросим у здесь присутствующих, кто знает об этом событии? Поднимите руку!» «Ты, что здесь раскомандовался?!» – отрезал главный инженер. Между руководством прошёлся шумок. Было явно, что последняя фраза вызвала у всех недовольство. Следующий вопрос был у начальника охраны, который за несколько дней до этого просил у меня бутылку спирта, якобы, для чистки контактов вверенной ему аппаратуры. Я отказал, сказав, что не имею на это права, без разрешения начальника. Он спросил: «Как используется спирт?» «Весь спирт используется по назначению, за исключением «невидимки», который исчезает по пути в лабораторию», – ответил я. Это вызвало еще большее недовольство у главного инженера. Хотя если быть честным – станкам не доставалось и десятой части, но они претензий не предъявляли и тайн не разглашали. Мне задали ещё три подобных «профессиональных» вопроса и вынесли вердикт – отчислить за профессиональную непригодность.
Конечно, такое бестолковое отвлечение персонала от работы во главе с командованием, вызывало у людей недовольство. Но видимо, командованию виднее: кому-то сверху нужна была галочка о проведённом мероприятии. А она важнее работы: их репутация зависит от этой галочки, а работу, которую можно навёрстывать и в выходные, выполнять персоналу.
К концу рабочего дня появился шеф: видимо, важные дела были завершены. Его уже посветили в результаты моих экзаменов.
– Ты, что промолчать не мог? Испортил ведь к себе отношение руководства. Ещё и завёл всех. Чего на рожон-то полез?» – спросил он.
– Потому и завелись, понимают же, что комедию играют. Можно было это сделать как-то по цехам, отделам – между делом, не отвлекая людей, ради этой галочки. Да и там специалисты. Если вопросы по специальности задавать каждому, они же по большей части в этом ни бум-бум. Им, что от безделья время девать некуда? Не могу принять эту профанацию! – выдал я в сердцах.
– Ладно, я всё уладил – аттестацию перенесли на следующий год.
А на следующий год он отправил меня в командировку на момент аттестации, так-как я отказался её проходить. И так получалось, что благодаря шефу больше её не проходил.
Бывают исключения и из правил.


Рецензии