Прутский поход Петра 1 часть 2 в живописи

В первой части я высказал мнение, что поход был плохо продуман с точки зрения обеспечения войска водой, провиантом. Не принято во внимание, что большая часть населения ногайцы-кочевники. Молдаване и русины очень малая часть. Не были учтены факторы климатических условий: частые засухи и  нашествий саранчи. Это привело к тому, что провиант нельзя было купить даже за  большие деньги, саранча до начала похода  всё успела сожрать!
Неправильный учёт состава населения, вместо радушного приёма, обернулся бесконечными партизанскими атаками конников-ногайцев. Местные молдаване и руссины заняли пассивную позицию.

Часть 2
Зададимся вопросом, что же подвигло Петра 1 пойти на такой шаг? Авантюризм Д. Кантемира рассматривать не будем. Кантемир сам знал Бессарабию только по наслышке, так как жил в Стамбуле.

Крестовый поход Петра 1
Ответ я нахожу в том, что Пётр 1 жил своей христианской верой и мифами, которые её питали.  Поход Петра 1 носил все элементы « Первого русского крестового похода по освобождению православных народов». Примерно также мыслил и Д. Кантемир. Обычный "АВОСЬ", прикрытый мыслью: «Бог с нами! Бог нам поможет!».
Для меня не важны дальнейшие детали мышления Петра 1. Важнее другое: Почему последующие императоры России и её полководцы ещё 200 лет, с религиозным рвением, рвались освобождать православные народы от надуманного ига мусульман?

Мифам требуются новые мифы
Рассмотрим эти мифы, как они оформляются, укрепляются и господствуют над действиями людей. Вместо глубокого анализа мифотворчество продолжается (видимо, простой веры в Бога недостаточно). Для укрепления этой веры необходим герой, пусть обманутый, фактически взятый в турецкий плен , потерявший всю государственную казну, но ГЕРОЙ. Для этого побеждённый преподносится, как победитель. Для создания таких мифов и легенд, (к подсознательному общественному поиску), привлекаются великие писатели и художники.
Например! Возьмём того же Пушкина, который пишет Полтавскую битву, но ни слова о Прутском поражении. Примечание: К этому я вернусь отдельно.

Художник Виктор Арсени пишет полотно: «Русский царь Пётр I и господарь Молдавии Дмитрий Кантемир в битве с турками и крымскими татарами, 1711 год( Смотри в интернете).
Для того, чтобы видеть изображенное историческое повествование на  этом гениальном полотне художника Виктора Арсени, поверхностных знаний о Прутском походе просто не достаточно. Гениальное полотно требует серьёзного знания материала и погружения в тему. Без таких знаний фрагменты картины просто ускользнут от внимания и, созерцатель увидит то, что ему и без картины было ясно: «Смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий ...».

Структура картины и порядок её прочтения
Рассмотрим картину по порядку. Сначала определимся в какой последовательности она описывает информацию, изученную художником о Прутском походе. Сотни страниц текстов художник закладывает на полотно.
 
Как рассматривать и как читать картину
Художник Виктор Арсени предполагает следующий вход в прочтение картины: для этого в центре многослойной картины расположен Пётр 1, почти «медный всадник» из Питерской статуи, на фоне знамени Российской империи. Рядом всадник на белом коне, это Д. Кантеми  со знаменем Молдавского княжества. Гербы на обоих знамёнах вырисованы четко (рассказ о знамёнах и их истории может занять до получаса). Расположение фигур Петра и Кантемира почти на одном уровне.

Почему император и князь поставлены на один уровень?
Великий Российский император и князь поставлены на один уровень, одно это ставит множество вопросов.  Может потому, что Д. Кантемир  дальний потомок императоров Византии. Что это, стремление Петра к венцу Византии, чтобы вырваться от неминуемого онемечивания императорской династии, или ...??? Сама постановка равенства империи и княжества художником глубоко зашифрована!
Далее повествование  по дугам плотного кольца окружения и обороны.

Д. Кантемир, молдаване и татары
Войны Д. Кантемира, вооружённые  палками, или копьями, отбивают нападение молдаван(сохранивших верность туркам) и ногайских татар, которые вооружены примерно также.

Первая внешняя дуга окружения Петра 1
По первой дуге окружения Петра 1 (справа картины) видны запорожские казаки (казаки правого берега Днепра, гетмана Петра Дорошенко, которые лояльны османскому Султану).  Казаки на крепких лошадях и с саблями. Немного левее лежит мёртвый казак, упавший с умирающей лошади. Казак успел убить русского воина. Смерть не примирила православных, на что указывают их позы. Эта непримиримость сохранится на долгие годы. И даёт себя знать по сегодняшний день.
Ещё левее(левый угол картины)  поверженные пушечной шрапнелью два всадника-янычара, и пеший янычар, пытающийся защитится от шрапнели ладонями собственных рук. Янычары вовсе не желают умирать за эти безплодные пограничные степи кочевников, да ещё принадлежащие  вассалам, молдавским боярам и ногайскому Мурзе.  Другое дело, если русские переступят границы Османской империи!

В глубине перспективы, куда уходит  внешняя дуга окружения, голова великого и мудрого визиря – Балтаджи Мехмед-паша, который позволил Петру 1 уйти из окружения, предварительно получив взятку 150 тысяч золотых рублей. Получил шикарный откуп для подарка своему Султану–повелителю. Навязал Петру 1 кабальные условия: отступить от азовского моря до  Киева, и до конца правления забыть о попытках войны с Великой османской Империей. Татарам и казакам мудрейший Балтаджи Мехмед-паша великодушно позволил добить и до нитки ограбить русских, если конечно, у них что-то ещё осталось!

Внутренняя дуга защиты Петра 1
Плотно защищая своего императора по этой дуге стоят  Бомбардиры и Фузелёры артиллерийского полка; гренадёры, пехота и лейб-гвардейцы, отгородившись от нападающих переносной изгородью (изображён лишь её фрагмент). Решимость защищать своего императора чётко отображена в позах и жестах каждого война. Рассказ о Прутском походе по картине потребует, практически, целый час.
Художник Арсени Виктор глубоко зашифровал тайну картины. Только большой знаток истории и наблюдательный ценитель живописи увидит: "Кровопролитие идёт между православными. Османский Паша изображён почти на одном уровне с Петром 1! Окружающие Пашу Балтаджи янычары окутаны голубоватой дымкой надменности над этим кровопролитием. Жест руками переднего янычара как бы сталкивает в преисподнюю воюющих.

Примечание:  Ужас, страх и смерти женщин из свиты Петра 1 и офицерских жён художник не изобразил. Испортил бы весь сюжет! Получился бы сюжет типа «Последний день Помпеи»!

Картина художника, пронизана тайными иносказаниями, поверхностному зрителю броско выпячена лишь часть правды - яркая героика. В результате такая "правда" укрепила в народе миф о Петре Великом, полностью зашифровав всю будущую трагедию Балканских войн и современных процессов на Украине, в Молдове, Болгарии, а также Русско-турецких войн!


Рецензии
Доброго вечера, Борис!
Вот как всегда:зайду почитаю, а потом бегом на Википедию. Потому что после ознакомления визуально с картиной, начинаю "плавать" в исторических фактах. И получается по Сократу
" Я знаю, что ничего не знаю!"
Не жалуюсь, благодарю наоборот. Потому что чтение от вас не развлекательное, а скорее просветительское. И мне это нравится. Что- то на Википедии , что- то из Вашего текста- уже вселенная в отдельно взятой голове стала шире .
Спасибо огромное.
Благодарный читатель
Галина.

Галина Санарова   08.12.2021 20:31     Заявить о нарушении
Галина! Спасибо за оценку работы художника Виктора Арсени. Территории Северного Причерноморья, на формальных основаниях признаются европейцами и Россией принадлежащими Молдове и Украине. Реально они веками принадлежали ногайским(буджакским) татарам. История изгнания татар с этих земель это особо затуманенная статья современной истории. Она очень напоминает изгнание индейцев с земель США. Историю не судят! Историю принимают такой, какой она была. Пётр первый верил в возрождение Византийской империи!
С Уважением Борис

Борис Вугман   09.12.2021 11:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.