Риторика. Предмет исследования

(Ссылка на публикацию:  Риторика как дисциплина. предмет и категории науки - в Руководство по изучению дисциплины «Общая риторика», 2007 г. -
Россия стала приобщаться к западным риторическим традициям довольно поздно. Только в XVII в. стали создаваться первые учебники по этой дисциплине. В XVIII в.в. М.В. Ломоносов, М.М. Сперанский, А.Ф. Мерзляков развили практически все разделы теории риторики. Было востребовано и учебное, и военное и другие виды красноречия. В конце XIX века Россия славилась такими блестящими судебными ораторами, как А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, П.А. Александров и др. В начале ХХ века стремительно развивались такие виды красноречия как парламентское, дипломатическое, политическое. Но этот довольно успешный процесс развития был прерван в начале XX века.
После Октябрьской революции 1917 года в стране произошла коренная ломка всех сфер общества. Коммунистическая идеология стала единственной. Постепенно вожди пролетариата были отстранены от власти. Харизматических лидеров сменили посредственные руководители. Красноречиво выступать перед большими аудиториями они не могли. Стало модно читать речь, спрятавшись за трибуну и имея перед собой заранее составленный текст более грамотными помощниками. Такие выступления, например, на съездах партии, готовились не как дискуссия по какому-то сложному вопросу, а как декларация успехов в продвижении к новому обществу. Риторика оказалась ненужной дисциплиной. Она разделила судьбу других наук – политологии, генетики, прикладной социологии, кибернетики, которые в советское время, многие годы не признавались в нашей стране. Например, политология – с приходом к власти большевиков в 1917 г. по 1989 г., генетика – с середины 30-х по 65 гг. Эти науки назывались лженауками, буржуазными науками, так как при Советской власти господствовал идеологический подход и в науке, и образовании. В советское время людей приучили говорить «по бумажке», чтобы в своих рассуждениях они не могли отклониться от «правильно» избранного партией и правительством пути развития.
Долгое время риторика числилась в разряде запрещенных наук и прозябала на задворках различных дисциплин. Радикальные перемены в нашей стране в 80 - х годах XX века поставили вопрос о пересмотре отношения ко многим наукам. В настоящее время в стране не существует единой идеологии. По статье 13 Конституции РФ (1993 г.) в нашей стране «признается идеологическое многообразие». С конца XX века страна перешла к новому способу организации производства и к новой форме правления. В России стала поощряться свобода слова, хотя этот процесс у нас проходит очень медленно. Риторика постепенно стала возвращаться как научная дисциплина и как руководство в практике общения. Будущее науки в настоящее время неясно, так как единого руководства и направления в преобразованиях в нашей стране пока не выработано.
 
Тема 1. Риторика как дисциплина. Предмет и категории науки
Основные вопросы:
1.   Предмет риторики как науки.
2.    Основное содержание понятий: «риторика», «ораторское искусство», «оратор», «ораторская речь».
 В мифологии древних говорится о божественном происхождении риторики. Будто бы царь богов римского пантеона Юпитер призвал к себе Меркурия. Меркурий – римский бог торговли, прибыли и обогащения, считался покровителем многих ремесел и магии. Иносказательно его имя означало – вестник, посланник. Юпитер приказал Меркурию дать людям риторику. Согласно этому мифу в обществе возникло красноречие. Таким образом, было положено начало человеческой цивилизации.
 1. Предмет риторики как науки
 В самом широком смысле слова риторика представляет собой методологию гуманитарного знания и является важнейшей частью духовной культуры человеческой цивилизации. В древности риторика соперничала с философией и в некотором смысле пересекалась с ней, хотя постоянно велись споры, является ли риторика наукой. Все-таки ее статус как важнейшей научной дисциплины был закреплен еще в античности. Если риторику рассматривать как некоторую метанауку, то в нее можно включать и философию как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления, и диалектику как науку о развитии, и логику как теорию и метод познания и преобразования действительности, и лингвистику (языкознание) как науку о человеческом естественном языке, общих законах его строения и функционирования и ряд других наук. В узком смысле слова риторика  понимается как теория и искусство красноречия.
Теория риторики возникла в античности в середине I тысячелетия до Р.Х (2500 лет назад, если использовать традиционное летоисчисление). За это время накопилось много определений данного понятия. Некоторые авторы, например, А.А. Волков, рассматривает риторику как филологическую дисциплину, изучающую отношение мысли к слову (см. 1, с. 3-6). Н.А. Безменова в своей книге «Очерки по теории и истории риторики» выделяет три группы дефиниций этого понятия (см. 2, с. 14 - 15). Можно найти еще больше различных подходов к определению риторики, а соответственно и предмета исследования этой науки. Эти определения можно группировать. Предлагаем разобраться с этими вопросами.
Для научного познания существенным и важным является то, что исследуется и как исследуется. Ответ на вопрос, что исследуется, раскрывает природу объекта и предмета науки. Ответ на вопрос, как исследуется, раскрывает природу метода исследования. Специфика любой науки (отличительные особенности, присущие только данной дисциплине) получает свое выражение через предмет исследования, ее основные категории.
Нам необходимо выделить основные характеристики данной науки риторики, а также ее объект и предмет. Объект исследования науки – это наиболее широкое определение того, что изучает данная дисциплина. Предмет исследования науки – специфическое в данном объекте, та сторона объекта, которая в данной дисциплине выступает как основной компонент. От понимания этой главной составляющей зависит все дальнейшее рассмотрение проблем какой-либо области жизни, на которую направлено изучение.
Объектом исследования риторики являются все процессы, связанные с проблемами взаимосвязи оратора со слушателями. Объектом исследования риторики являются все связи между явлениями в природе и обществе (научные данные, которые отрывают нам суть предмета разговора), а также все вербальные и невербальные методы общения оратора с аудиторией. На что же направлено наше основное внимание? Что главное?
В отношении понимания риторики как дисциплины, ее сути наметилось несколько различных подходов.
Выделим четыре различных и наиболее распространенных точки зрения в понимании сути такой науки как риторика:
1.   Риторика как наука – средство поиска истины (условно платоновский подход к риторике): Риторика - это метод и средство поиска истины и приобретения нового знания. В диалоге  Платона «Федр» Сократ характеризует искусство красноречия как умение «увлечь души словами», что важно не только в общественной, но и в частной жизни. Сократ часто критиковал красноречие за «угодничество», как «сноровку», говорил, что это «вообще не искусство». По мнению Сократа, красноречие дает возможность размышлять о том, что говоришь. Это как бы форма и техника мысли. Сократовская система философии вела к установлению истины при помощи диалогического мышления: истина рождается в споре. Сократ предполагал, что существует абсолютная истина, которая возникает из столкновения двух противоположных мыслей об одной и той же вещи, и эта истина находится посередине. Красноречие способствует этому нахождению. Как средство и метод поиска истины определяли риторику и значительно позже. В XIX в. эта точка зрения была наиболее распространенной в Европе. Например, наш соотечественник Н.В. Кошанский определял риторику  как “науку изобретать, располагать и выражать мысли”.
2.    Риторика - это искусство убеждения (условно аристотелевский подход): Риторика - это “искусство убеждения”. В противоположность Сократу софисты называли красноречие «божественным и великим», «справедливым и величайшим». Платон приписывает определение красноречия как «искусства убеждения» Горгию, иногда авторство связывают с Исократом, т.е. риторику понимают, как искусство приобщить к своей вере слушателя, убедить в своей позиции (см.3, с.87). У Аристотеля, Исократа, Аполлодара риторика выступала одной из важнейших категорий в их сочинениях. Это было связано с тем, что риторика синкретически включала в себя в то время все гуманитарные дисциплины, имела всеохватывающий характер. В концепции софистов риторика дает умение «говорить, убеждать, советовать», дает людям свободу и власть над другими людьми, спасает человека в судах и служит справедливости. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения для каждого данного предмета» (4, соч. 751).
3.    Риторика как искусство говорить хорошо (условно римская). Эта точка зрения существовала до средних веков. Риторика – “искусство говорить хорошо”. Такая наиболее ясно выраженная позиция у Квантилиана. В риторике выделяется ее эстетический потенциал, литературно-языковая часть, хотя понятие «хорошо» может включать не только оформление речи, но и ее суть. Но чаще всего это «хорошо» понимается как «хорошая форма».
4.     Риторика как искусство украшения речи (условно эллинистическая эпоха и начальный период Возрождения). Риторика - это “искусство украшения речи”. Первоначально это понимание риторики возникло в период упадка красноречия и вылилось в пустословие, по-русски - в краснобайство. Впоследствии стала выделяться именно эта часть науки в связи с тем, что произошел окончательный распад синкретичности (слитность, нерасчлененность, чаще всего характеризующая первоначальную стадию развития чего-либо) логоса. Познание (мысль) и оформление этих мыслей (язык) в определенный момент начинают свое раздельное существование. К этому периоду (понимания риторики как украшения речи) Н.А. Безменова относит и средневековье, но это сомнительно, так как тогда главным было не светское красноречие, а искусство проповеди. А в проповеди главное не украшение речи, а ее смысл.
Итак, мы рассмотрели несколько различных подходов к понятию «риторика». Если три последних подхода объединить в одном понимании: риторика – это искусство (убеждения, украшения речи и др.), то получается: особенности науки риторики в том, что она является либо методом нахождения истины, либо искусством быть красноречивым.
С нашей точки зрения эти подходы лишь с разных сторон отражают суть самой риторики и предмета ее исследования. Отвлекаясь от конкретных форм существования данной науки, отметим, что предмет риторики представляет собой по содержанию - поиск истины (а, значит, науку), а по форме является настоящим искусством (убеждения, красиво говорить и др.). В этом суть риторики как дисциплины.
Как же осуществляется поиск истины? Сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов. За случайным нужно увидеть необходимое, закономерное. В единичном нужно отыскать общее. Тогда можно сделать какие-то выводы. Именно так осуществляется предвидение различных явлений, событий. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов и их описание доводится до уровня включения их в систему понятий, в состав теории (см. Наука - 5, т.3).
Чтобы прийти к истине и суметь ее донести до аудитории, оратору необходимо изучить предмет разговора во всех его подробностях, а также познать все особенности коммуникации оратора с аудиторией.
Каковы же основные закономерности данной дисциплины? Природа этих закономерностей двойственна.
С одной стороны, это нахождение сущности объекта рассмотрения в законах природы и общества, а также использование законов логики при рассуждениях: Речь не должна входить в противоречие с различными сторонами развития природы и общества.
В зависимости от предмета исследования и его рассмотрения в условиях речевой коммуникации необходимо обратиться к другим наукам для выяснения и нахождения сути явлений. Здесь можно использовать законы, которые дают нам многие другие науки об интересующем нас объекте рассуждений.
 
1.  Речь должна открывать истину. Необходимо обоснование определенной позиции (точки зрения) по обсуждаемому вопросу.
Иначе рассуждения будут блужданием среди различных позиций по данному вопросу. Речь должна быть непротиворечивой и строиться по законам природы, а также в соответствии с законами гуманитарных дисциплин – философии, логики, психологии и др.
С другой стороны, закономерностями искусного владения аудиторией являются общие закономерности коммуникации оратора с аудиторией и пути оптимизации речевого общения, которые, как считает А.К. Михальская в своей книге «Основы риторики», только начинают разрабатываться в отечественной филологии (см. Риторика - 6, с.204).
Закономерности, которые можно выделить, необходимые для общения оратора с аудиторией, таковы (фактически, это основные требования, игнорирование которых может привести к осложнениям при общении с аудиторий):
•     Закон проблематичности речи (или закон гармонизирующего диалога). Ведь эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Имея перед собой пусть лишь воображаемого собеседника, оратору придется отстаивать свою точку зрения, а, значит, рассмотреть другие подходы к рассматриваемой проблеме и подкреплять аргументами свою позицию. При обсуждении какого-либо сложного вопроса необходимо не только рассматривать различные точки зрения, но и по возможности их сгруппировать.
•     Речь должна строиться по плану (его называют законом продвижения и ориентации адресата). У оратора должна быть полная ясность плана его речи и четкое определение цели. Оратор должен ясно представлять структуру своей речи и так построить свое выступление, чтобы у слушателей возникало ощущение неуклонного продвижения к этой цели.
•     Закон эмоциональности речи. Оратор должен не только рассуждать, но и рассуждать неравнодушно. Для исполнения этого закона используются различные фигуры и тропы речи.
•     Речь должна доставлять удовольствие (радость) слушателю. Надо произносить речь легко. Именно такую речь приятно слушать. Этот закон сочетается с другими законами, здесь используются те же принципы. Неясная, путаная, невыразительная речь недопустима.
 
Нужно иметь в виду, что в истории цивилизации по мере улучшений условий жизни человечества, роста образования и развития культуры (хотя современный этап следует более характеризовать как некоторый упадок, а не развитие культуры в истории развития цивилизаций, но это другой вопрос) одни правила поведения и речевого этикета сменяются другими. Одни народы придерживаются одних культурных норм, другие – даже противоположных. Правила риторики отличаются от норм, например, морали, хотя и здесь есть свои проблемы. Существуют какие-то общечеловеческие нормы и принципы: не убей, не укради, не лги и др., но в разных странах – свои законы. В отличие, например, от закона Ома: он и в Африке, и в Европе одинаков. Но это природный мир, а не такое сложное образование как общество. В обществе законы, требующие обязательного выполнения, могут быть разными. В юриспруденции такие правила имеют более жесткие условия их выполнения. При несоблюдении норм законов человек может подвергнуться наказанию. Риторические нормы являются часто условными, носят характер неписаного соглашения между людьми, что общепринято, а что нет. То есть эти нормы носят рекомендательный характер. Эти правила необходимо знать, но каждый оратор сам для себя решает, что соблюдать, а что нет. При этом незнание этих норм может привести к полному краху, провалу.
Итак, требования, построенные на основе законов риторики, не являются абсолютными. Они носят рекомендательный характер. Соблюдение их, как и соблюдение правил этикета в целом, зависит от времени, места и обстоятельств, в которых оказывается оратор. Речь и манеры поведения во время выступления оратора отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.
2.Основное содержание понятий: «риторика», «ораторское искусство», «оратор», «ораторская речь»
 
Каковы же категории данной дисциплины?
Теперь поговорим о категориях риторики. Этимология (происхождение) слова риторика (гр. rhetorike) такова. Еще с античных времен под этим понятием понимали (кстати, и в последующие времена понимают так же) теорию и искусство красноречия. Как видно из определения - в понятие ораторского искусства не входила его теория. В современной научной литературе существует довольно сильный разброс в определении понятий “риторика” и “ораторское искусство”, но часто эти понятия употребляют как синонимы. Когда употребляют понятие “риторика”, то в основном имеют в виду теорию ораторского мастерства, которая помогает практическому его применению. «Теория красноречия - риторика, - писал Е.А. Ножин, - это собрание правил и методических приемов обучения красноречию» (см. 7, с. 12). Таким образом, кратко риторику можно охарактеризовать как теоретическое обобщение практики ораторского искусства. Когда употребляется понятие “ораторское искусство”, то обычно выделяют, прежде всего, практику красноречия, не отрицая при этом и его теорию. В связи с этим огромное значение имеет практический выход данной дисциплины, что определяется содержанием фактической деятельности оратора, умением произнести публичную речь. Поэтому ораторское искусство некоторые авторы считают прикладной наукой, имеющей больше практическое, чем теоретическое значение. Такова взаимосвязь этих категорий.
Понятие «оратор» тоже имеет свои особенности. Кого можно назвать оратором? В Древней Греции этого слова не было, а было слово «ритор»; понятие «оратор» появилось позже. А что такое речь? По Цицерону, «всякое говорение есть речь, но только речь оратора носит это имя по справедливости» (8, с.343).
Оратор (от лат. orator ^ orare говорить) - тот, кто произносит речь, выступает с речью. Это тот, кто не просто выступает, а тот, кто произносит речь. Ведь выступать может и певец, и артист, но ни тот, ни другой не являются ораторами. Причем оратор не просто читает какую-то информацию, например, диктор радио, телевидения, а рассказывает. Все-таки оратор - тот, кто излагает свои мысли устно (в письменном виде оформляет свои мысли писатель). Это понятие имеет и другое значение, которое чаще всего и имеется в виду: оратор - тот, кто обладает даром произносить речи, т.е. красноречием. Цицерон пишет: «…оратором… будет тот, кто любой представившийся ему вопрос, требующий словесной разработки, сумеет изложить толково, стройно, красиво, памятливо и в достойном исполнении» (8, с.89). Оратор в этом смысле слова - это мастер произносить речи. Действительно, настоящий оратор - тот, кто владеет словом. В настоящее время употребляется и то, и другое значение слова. Таким образом, научное понимание этого понятия предполагает и низкий, и высокий уровень выступления с речью. Поэтому и возможно говорить о великих ораторах и ораторах посредственных (в дальнейшем мы будем оперировать научным понятием идеального типа оратора). Оратор может опираться более на письменный текст, чем воспроизводить свои мысли устно. Правда, например, в Советское время, да и теперь повсеместно, ораторы говорят по бумажке, что в эпоху античности вызвало бы непонимание. При этом необходимо заметить, что аудитория не всегда адекватно может воспринять выступление оратора (так же, как и певца, и артиста). Ведь критерии качественного выступления различны. К тому же на практике даже у самого искушенного оратора нет гарантии, что его выступление пройдет успешно.
На основе всего выше сказанного ораторскую речь можно определить как публичное (открытое, обращенное к аудитории, т.е. некоторому множеству слушателей) выступление с предложением каких-либо идей. Все зависит и от оратора, и от аудитории, и от типа речи, который определяется целью и задачами, которые преследует выступающий. Если брать второе значение понятия “оратор”, то ораторская речь связывается с высоким качеством выступления перед публикой. Значит, ораторская речь - это искусно построенное и мастерски исполненное публичное выступление (доклад, сообщение) на какую-либо тему.
Риторика – востребованная наука в наше время. Многие другие науки дают ей основу для рассуждений, а поэзия, театр – уроки. Сфера риторики – говорить устно, красно. Поле деятельности оратора – сама жизнь.
2007
Литература
1.   Волков А.А. Основы риторики: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2003. – 304 с. («Gaudeamus»).
2.   Безменова Н.А. Очерки по истории риторики. - М., Наука, 1991, - 215 с.
3.   Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч.; Сост., ред. и авт. вступит. статьи А.Ф. Лосев; Авт. Примеч. А.А. Тахо-Годи. – М.: Изд-во «Мысль», 1998. – 607 с. (Классическая философская мысль).
4.   Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Мн.: Литература 1998. – 1392 с. – (Классическая философская мысль).
5.   Наука. – Философская энциклопедия./ Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., «Советская энциклопедия», 1964, т. 3.
6.   Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение: АО “Моск. учеб.”, 1996. - 416 с.
7.   Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., “Знание”, 1973. - 352 с.
8.   Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с лат. Ф.А. Петровского, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова. Под ред. М.Л. Гаспарова. Вступит. статья “Цицерон и античная риторика” М.Л. Гаспарова (7 - 74 с.). - Научно-издательский центр “Ладомир”, Москва, 1994, 471 с.
9.   Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. - Изд. 2 - е испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 312 с.
10.Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998. – 480 с.
11.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Учебное пособие – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2002. – 576 с.


Рецензии