Моделирование процессов образования в контексте

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОСЛОЖНЕНИЙ СО СТОРОНЫ КОМПЛЕКСНЫХ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАПРОСОВ

(Ссылка на публикацию: . Моделирование процессов образования в контексте осложнений со стороны комплексных социально-экономических запросов. Сидоренко Л.П. В сборнике: Актуальные проблемы контекстуального анализа ситуационно-регионального многообразия социального развития России в XXI веке 2017. С. 167-177. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30609243)

Аннотация:
В статье предлагается рассматривать учебный процесс как систему и роль в его развитии социального запроса, который может быть множественным. Делается попытка использовать моделирование как метод теоретического анализа для различных ситуаций прохождения учебного процесса. Автор приходит к выводу, что социальный запрос может быть комплексным и не отвечающим требованиям времени и общества.

Ключевые слова: социальный запрос, учебный процесс, схема, комплексность, сложности, искажения.

В настоящее время в научных исследованиях отдается предпочтение таким данным, которые связаны со стратегией решения научной проблемной ситуации на базе критического анализа экспериментальных данных на основе понятия «человеческое действие». Культивируя «критическое мышление», направленное против привычных стереотипов научных суждений, ученые сосредотачиваются на констатации действий, реконструкции опыта в качестве системообразующей основы человеческого бытия, что и составляет исходный пункт теоретических конструкций. Такие исследования отвечают требованию времени в подходе к процессам, явлениям, вещам не с позиций устоявшихся теоретических конструкций, а с точки зрения инструментального метода, направленного на выяснение эффективности действий самого человека для достижения тех или иных целевых установок.
Данная проблема является актуальной, так как в процессе преподавания возможны различного рода как адекватные, так и выходящие за рамки нормализованных процессов несоответствия, неточности, сдвиги. Причем эти изменения в развитии могут возникать на фоне вполне приемлемой для данного периода среды, что может быть связано и с деформацией общественных процессов, отклонений в сторону идеологических предпочтений, или целесообразности, связанной с экономикой, социальной или другой сферой жизни того или иного общества. Трудно назвать область науки, где бы данный метод ни применялся, так как в прогностическом варианте моделирование помогает понять многие процессы развития тех или иных вещей, явлений, процессов.
Моделирование процессов образования в различных контекстах вызывает неоднозначный интерес, признается довольно «модной» темой, но далеко не любая система предприятий, связанная с учебной деятельностью, поддается такому решению. Важно иметь в виду, что как субъект процесса образования, так и объект воздействия имеют огромное количество векторов, которые трудно разложить, соединить и поместить в «прокрустово ложе» схематизации, цикличности, упрощения и экспериментирования.
Эффект образования в значительной мере связан с пониманием как субъекта, так и объекта обучения цели самого процесса и его протекания. Возможно, что на начальном этапе необходима энная фабула, несложный каркас в разработке самого движения в зарождении, развитии, изменении, накоплении и оформлении отдельных фрагментарных частей этого процесса в некоторое единство с привлечением стартовой площадки – моделирования, когда определяются исходные данные, статика и предположительная динамика этого объединения, рассматриваются организационно-экономические ресурсы и возможности приближения к какому-то идеальному состоянию.
На наш взгляд, моделировать образовательные процессы возможно и даже необходимо для того, чтобы превратить системно-деструктивные отношений образования с государством и направить их в системно-эффективные коммуникативные процессы, хоть это и требует определенного поворота к упрощению. В настоящей статье под моделью мы подразумеваем небольшую знаковую систему, способную отобразить нужный нам объект. Это преобразование живой структуры процесса в данном случае обозначается в форме таблицы, схемы, макета, графика, матрицы показателей формирования и движения как упрощенная фигура, подобие моделируемого объекта.
Современная методологическая парадигма исследования общества, культуры, человека дает представление о мире как о многоликой, изменяющейся и усложняющейся реальности, отмечая культурную составляющую деятельности человека как органическое, творческое духовное начало, стратегически важный срез в его деятельности в условиях нестабильного и все усложняющегося мира. Данный анализ связан с теми трудностями, которые присущи исследованиям социальной формы движения материи, и в частности с тем, чтобы выявить сущность и назначения каких-либо «человеческих действий». Гуманитарное знание в отличие от знаний о природе имеет свои особенности и трудности: во-первых, это самый высокий уровень развития каких-либо систем; во-вторых, проблема фактически всегда связана с разумным началом действующего субъекта; в-третьих, предмет исследования невозможен без рассмотрения духовного начала как условия  направляемого развития. Необходимо затрагивается сфера трансцендентального, а при рассмотрении психологических характеристик – и сфера трансцендентного. Поэтому так непросто рассматривать в процессе обучения взаимосвязь объекта воздействия и субъекта обучения как сводимую к какой-либо законченной схеме, но в то же время попытаться выявить самую суть этого соединения и сопряжения.
В начале рассмотрения необходимо обратиться к идеальному типу процесса обучения. Для чего? Здесь можно выявить его возможности и необходимость. Известный социолог М. Вебер рассматривал идеальный тип как конструкцию путём «мысленного доведения» определённых элементов «до их полного выражения», посредством соединения множества существующих единичных явлений в «едином образе», где они достигают предела своей логической взаимной согласованности (см. Рис. 3)[1, C.110)].
По Максу Веберу, такой тип не воспроизводит процессов социальной реальности, а даже противостоит ей, но абсолютно необходим, хоть и находится в измерении небытия [2, c. 185]. Также создается и продукт теоретического воображения — утопия. Но утопию пытаются — и современная наука это доказала — внедрить в жизнь, в то время как она представляет собой произвольную конструкцию («идеальное государство» Платона, «Утопия» Т. Мора, «коммунизм» К. Маркса и др.). М. Вебер придавал «идеальному типу» также некоторую «утопичность», использовал его в мысленных экспериментах, ему нужны были идеально-типичные понятия  для рассмотрения и понимания «общих» понятий («капитализм», «рациональный», «харизматический» и др.). Выявление «типичности» и возможности – вот для чего может служить «идеальный тип».
Нам необходим такой принцип построения рассуждений, так как это вариант правильного, истинного для данной системы (идеального) социального запроса, хоть и находится в сфере небытия, где существует предполагаемый эталон с его ценностно-нормативными требованиями, а фактическое состояние находится в эмпирически-бытовой сфере и не может перейти в более высокую сферу, но при этом фактическая реальность  как возможное может стремиться к известному эталону. Это безупречная модель, важный инструмент для анализа. Логическая модель данного аспекта социальной реальности, а именно образования, как раз и представляет собой своеобразный «шаблон», «эталон» «идеал», сопоставляя с которым можно было бы не выстроить по данному сценарию обучение, а сделать вывод о мере отхода или, наоборот, близости к нему исследуемой эмпирической реальности -  процесса обучения.
Используя формулу Аристотеля о взаимоотношении оратора и аудитории, что определенным образом связано с процессом преподавания, можно представить самый простой вид этого процесса обучения, а конкретнее – контакта преподавателя со студентами следующим образом (см. рис. 1):
 
где P – преподаватель, а SSS – студенты.
Рис. 1. СХЕМА: Преподаватель – Студенты.

Или с учетом воздействия Наставника (преподавателя) на Аудиторию (студентов) при помощи вербальных и невербальных методов для усвоения той или ной информации (см. рис. 2):

 
где P – преподаватель, – E - его влияние на студентов в форме вербального и невербального воздействия - обучения, SSS – студенты.
Рис. 2. СХЕМА: Преподаватель – Обучение – Студенты

Сам процесс протекает гораздо сложнее, но отвлекаясь от частностей, можно увидеть в этом воздействии при положительных качествах преподавателя определенные сдвиги  в сознании и поведении, т.е. формирующие у объекта воздействия также положительные свойства. Термин «учебный процесс» по сравнению с представленной схемой шире: постоянные сдвиги в определенном направлении означают накопление этих положительных качеств уже при помощи многих последовательных шагов в этом направлении. Как латинское слово «processus» означает определенную систему в виде последовательных актов «движения вперед» как целое, связанное из совокупности элементов, которые соотносятся друг с другом таким образом, что они взаимодополняют и сопрягаются друг с другом, образуя связи и отношения в их целостности и единстве. «Учебный процесс» - одна из ключевых философско-методических и специально-научных категорий методики воздействия преподавателя на студента.
Анализ этого процесса можно представить в более развернутой схеме с точки зрения прямой и обратной связи осуществления обучения с точки зрения получения преподавателем социального запроса от социальной системы как более высокой структуры.

 
где
Ss – социальная система
So – социальный запрос
P -  преподаватель
I – цель обучения в связи с запросом
F – воздействие преподавателя
E – обучение как осуществление цели
SSS – студенты
R – реализация цели

Рис. 3. СХЕМА: Роль социального запроса в процессе обучения.

Любой процесс обучения является выполнением какого-либо социального (государственного) запроса (ср. социальный и государственный заказ). Внушительным, представительным, презентабельным или малопривлекательным, неудачным, совершенно искаженным получится процесс обучения, во многом зависит и от преподавателя, и от студентов, но не менее - от социального запроса. От особенностей любого элемента процесса и отношений между ними зависит уровень и качественное состояние самого обучения в целом.
Преподаватель использует все ресурсы обучения, строит свою систему для выполнения этого социального запроса. В обучении всегда стоят две взаимосвязанные задачи – обучить и воспитать. Иначе процесс обучения не совершается по истинным законам воздействия на обучающегося. Преподаватель ставит при этом перед собой определённую цель — научить, дать основы дисциплины, убедить, заставить задуматься над проблемами и др., а в комплексе он удовлетворяет и свои потребности (чувство самовыражения, рефлексия, связанная с умением обучать, воспитывать обычно приносит определенное удовлетворение и самому наставнику). Процесс развивается таким образом, что студенты также обычно удовлетворяют свои потребности, получая знания, умения. Так выполняется социальный запрос.
Под «социальным запросом» в образовании можно понимать потребности населения в образовательных услугах. Спектр социальных запросов велик – от государства, общества и населения до отдельной личности как индивидуальный образовательный запрос [3]. Этот термин близок подобному ему -«социальный заказ» как общественная потребность в чем-либо. Это заказы общества, государства, рынка, людей. Часто социальный запрос строится на основе государственного заказа. Госзаказ в образовании почти всегда связан с учётом идеологической направленности официальной политики государства. Без него социальный запрос не всегда может сработать. В XX в., в условиях становления постиндустриального общества, существовали строгие режимы. Поэтому социальный запрос сам по себе во многих странах как актуальная задача для общества в целом был мало привлекательным. Он осуществлялся скорее вопреки объективным закономерностям и общественным потребностям. Процесс обучения проходил в условиях, ограничивающих преподавание жестким кольцом идеологии и партийных заказов.
Так, в реальности выполнение социального запроса может протекать в контексте осложнений со стороны комплексных социально-экономических требований. Например, в XX в. ошибочный социальный запрос мог спровоцировать целый конгломерат видоизменений. Если рассматривать процесс обучения в тоталитарных обществах, то в условиях «закрытого» общества, когда отсутствуют законы правового государства, нет субъектов права, социальный запрос мог строиться произвольно, исходя из диктата властных структур.
В Германии, например, накануне войны господствовала идеология фашизма; и социальный заказ от вермахта при обучении заставлял «не только учить солдат …военному делу, но и формировать у них определенное мировоззрение», которое строилось на материале национал-социалистских идеалов, изложенных в программной книге Адольфа Гитлера «Моя борьба». Идеи национал-социализма были основаны на теории расово-антропологической школы, на ненависти к другим народам, и в первую очередь к СССР. Соответственно и социальный запрос был построен на предвоенной тематике, а обучение молодых немцев и проводилось в соответствии с подготовкой к войне. Последствия такого обучения сказались на развитии событий в мировых масштабах.
Не менее претенциозным оказался социальный запрос после революции в России. С самого начала требования власти были слишком узкими, односторонними. Тезис В.И. Ленина: «нравственно все, что служит построению коммунизма, делу революции» оправдывал любые действия власти и народа. В стране террор стал обыденным явлением. Позже в документе «Моральный кодекс строителя коммунизма» как своде принципов коммунистической морали в тексте Третьей Программы и Устава КПСС в 1961г. были сформулированы идейные основы общества, сознательно включающие в коммунистическую идеологию религиозные элементы. Многие принципы этого кодекса соответствовали основным нормам демократических государств того времени, но некоторые положения, такие как «преданность делу коммунизма», «нетерпимость к врагам коммунизма» фактически перечеркивали предыдущие положения кодекса. Впоследствии в СССР и других странах, ориентирующихся на строительство нового общества – коммунизма, социальный запрос почти не изменился. Требовалось соответствие и подчинение любого рассуждения, любой научной работы одной идеологии  марксизма-ленинизма. Три составные части марксизма – основные общественные дисциплины в то время: научный коммунизм, политэкономия и марксистско-ленинская философия находились в пределах не научного мировоззрения, а подобных религиозным «догматов» марксизма. Те же процессы происходили и при подчинении одной какой-либо идеологии, например, на базе партийных установок Мао-Цзэдуна в Китае и т.д.

Представим ошибочный (извращенный) социальный запрос следующим образом:
 
где g – заблуждение, искажение, аномалия, неточности
gSo – ошибочный социальный запрос
Рис. 4. Ошибочный социальный запрос

Естественно, что все параметры структуры модели меняются, и на выходе получается видоизмененный или извращенный продукт, так как в самом начале ошибочная стратегия дает сбой в развитии системы.

 
Так выглядит видоизмененная система.
Где g (как аномалия, заблуждение и т.п.) входит в структуру всех элементов системы.
Рис. 5. СХЕМА. Учебный процесс при ошибочном социальном запросе.

Что касается проверки ошибочности социального запроса, то достоверность событий часто не представляет собой столь очевидное явление. Но истина всегда конкретна. Бывает так, как это произошло со вступившими на радикальный путь развития обществами, государствами, что только «проверка временем» позволила выяснить истинное положение вещей.
В результате этого вхождения в структуру при ошибочном социальном запросе ошибки, искажения, неточности, заблуждения могут сопровождать это движение и искажать весь процесс еще больше, так как неверный запрос начинает обрастать новыми неточностями, заблуждениями и т.д. Схема видоизмененной системы может выглядеть подобным образом:

 
где 2 – это двойное искажение запроса уже самим преподавателем.
b – новые ошибки и неточности.
Рис. 6. СХЕМА. Возможное начало учебного процесса при ошибочном социальном запросе и при наложении еще больших неточностей и заблуждений по мере развития этого процесса.

Далее – еще большие сложности и искажения самого процесса.
Современное развитие учебного процесса в России связано с не менее проблематичными обстоятельствами. Существенное изменение общества в сторону демократизации изменило облик государства. Правового государства пока нет. Хотя демократия имеет фиктивный характер, но граждане стали более свободны; формируется, хотя и еще слишком слабое гражданское общество. Проблем в системе образования в настоящее время достаточно. Различные слои население все более склонны с переходом к буржуазному способу производства ориентироваться на получение прибыли, поэтому образование занимает далеко не первостепенное значение в жизненных планах. Первоначальное накопление капитала не протекает безболезненно, хотя первые шаги уже сделаны.
Конституция Российской Федерации как высший нормативный правовой акт имеет гуманистическую направленность. В ней содержатся общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. В статье 13 говорится о том, что в РФ «признается идеологическое многообразие» и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а также существует и признаются «политическое многообразие, многопартийность» [4]. Но данные положения пока слабо осуществляются в обществе. Государство по-прежнему играет ключевую роль в формировании социального запроса.
В условиях современного технотронного общества требования социального порядка более явные и настоятельные. Методологической основой здесь являются философские положения о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мира. Осложнения со стороны комплексных социально-экономических запросов в учебном процессе постоянно возрастают. Со стороны государства нет резких ограничений в идеологической направленности образования, но переориентация общества от равенства внизу при существовании в социуме «более равных» на общество потребления сказывается на запросах образовательных процессов и результатах обучения. Настоящие цели подменяются другими, не соответствующими ни потребностям государства, ни интересам самих студентов. Возникают явления противоположного эффекта: студенты не получают необходимых знаний, должного воспитания, и, в конечном итоге, полноценной социализации в обществе [см. 4, 8].
Если рассмотреть современный процесс общения во время обучения, то его современный вид часто намного сложнее, он содержит массу запросов и определенных преград. Это может быть связано с вмешательством в учебный процесс различных коммуникационных барьеров, даже если в целом социальный заказ является адекватным времени. Сюда можно отнести нестабильность современной экономической и социальной ситуации, сложности политической обстановки, что влияет не только на жизненный уровень населения, но и на его образовательные потребности и запросы.
В наше время в РФ произошло существенное изменение состава запрашиваемых, выступающих в качестве носителей социального заказа на образование и выразителей образовательных и культурных потребностей: раньше в большей степени эту деятельность осуществляло практически монопольным образом государство, но теперь число и разнообразие запросов увеличилось – это субъекты: например: научные круги, этнические, национальные группы; представители фирм, религиозные конфессии, отдельные лица. Кроме этого, прибавились виртуальные заказчики – рынок, культурные сферы, СМИ, искусство и др., которые могут вносить свои запросы не совсем внятно. Социальный запрос в настоящее время связан с совокупностью индивидуальных и коллективных субъектов, физических и юридических лиц, которые выступают иногда вместе, в совокупности их просьб и требований, а чаще – отдельно. Это и составляет каркас заказчика социальных запросов на образование от общества в целом.
Если социальный запрос в целом представляет собой множество данных требований, которые в совокупности могут быть каким-то образом объединены, сгруппированы и представлены комплексно, то вид схемы учебного процесса, несмотря на всю его сложность и разноплановость , будет приближаться к нашему идеальному варианту (см. Рис. 3. СХЕМА. Роль социального запроса в процессе обучения).
Если же в учебный процесс со стороны социального запроса будут внедряться деструктивные силы, то развитие его может быть даже более дестабилизирующим и разрушительным. Например, вмешательство в учебный процесс других коммуникаторов, которые будут преследовать иные цели, или другие коммуникаторы, которые не имеют отношения к образованию.
Ошибочные запросы могут предъявлять какие-то сторонние субъекты, которые требуют выполнения преподавателем, например, новой установки или других ресурсов. Это могут быть плюс второй или даже третий коммуникатор. Иногда бывают ситуации, когда вмешиваются такие коммуникаторы: например, вышестоящее лицо или коллега (коллеги) требует от преподавателя какого-то нового решения проблем, не связанное с его профессиональной деятельностью, его непосредственными обязанностями, или студенты вмешиваются в процесс преподавания вовсе не с требованием знаний. Это могут быть запросы ориентации на западные ценности или ориентации на чьи-то личные интересы и т.д.
Тогда схему можно будет представить следующим образом:

 
где
2,3.4 g – ошибочные запросы, мешающие учебному процессу.
Рис. 7. СХЕМА. Учебный процесс при нескольких ошибочных социальных запросах.

Дальнейшее развитие сопровождается не менее агрессивным видоизменением самого процесса, аналогичное которому было рассмотрено на предыдущем этапе (см. Рис. 6).

С самого начала педагог должен понимать, что цель его работы — удовлетворение потребностей обучающихся, а в целом – выполнение социальных запросов от общества. Для преподавателя являются важными не только те импульсы, которые он получает от социальной системы, но и от тех, кто находится внутри и заинтересован в процессе обучения, те, что ему посылает студенческая аудитория. При этом для него непростой задачей является положительное воздействие на студентов, возможность добиваться своих целей[5,7]. Всегда возникает опасность со стороны различных структур, как внешних, так и внутренних, от самого процесса в сторону искажения его адекватного течения. Социальный запрос может в любую минуту видоизменяться, даже если посыл является верным. Учебный процесс может подвергаться воздействию как со стороны самого преподавателя, так со стороны и студентов или какой-либо внешней силы. Стрелки в обратном направлении показывают, что студенты могут тормозить процесс выполнения этого запроса.
Свои коррективы в социальный запрос могут вносить в современной экономике России и нестабильная экономическая обстановка, и замедление экономического роста и др. негативные явления. В условиях рынка требования к образованию снижаются, в учебном процессе на выходе особо ценится не высокодуховная личность, а «готовый» предприниматель, способный получить прибыль, иногда и нечестным путем. Хотя миф об аморальности бизнеса на Западе давно разрушен, России предстоит еще только пройти этот сложный путь от «дикого» капитализма к цивилизованному обществу. На это потребуются годы.

Существует и масса других негативных явлений, тормозящих учебный процесс и видоизменяющих социальные запросы. В учебном процессе информационные образовательные технологии используются все более активно. С одной стороны, использование технических средств обучения оправдано. Оно обеспечивает более наглядное предоставление информации, помогает легче управлять процессами понимания, запоминания и применения знаний на практике, а также сопровождается более четким контролем результатов обучения студентов. С другой стороны, происходит свертывание «живого» контакта преподавателя со студентами, сокращение практики общения. Исследования показывают, что атмосфера, в которой проходит обучение в эпоху технотронного общества, становится более свободной. Студенты имеют возможность получить некоторые знания по различным вопросам не так, как это происходило раньше: студент должен был пойти в библиотеку, взять нужную книгу, учебники, словари, прочитать, законспектировать и т.д. Теперь достаточно в адресной строке набрать нужный запрос и получить ответ из разных источников. Учебный процесс начинает приобретать вид общения обучающегося как "диалог студента с компьютером". В интернете как в большом хранилище есть много различной литературы, причем не всегда соответствующей высокому уровню компетентности. Но студенты не в состоянии определить этот уровень, поэтому они иногда склонны преувеличивать свои возможности [5,6].
На занятиях студенты не имеют право пользоваться гаджетами, так как это отвлекает их от учебного процесса. Они могут использовать электронные средства вовсе не для обучения, а для развлечения на занятиях. В настоящее время студенты не всегда заинтересованы в получении высоких знаний. Их запросы иногда сводятся к простому получению всего лишь аттестации. Тогда в учебном процессе необходимо искать ресурсы, которые бы способствовали его расширению, а не свертыванию.
2017

Немного измененный текст и схемы можно увидеть здесь:
N. N. Petrova, L. P. Sidorenko, S G. Absalyamova, R. L. Sakhapov, and prospects of webinars as a method of interactive communication in the Humanities, Efficiency and prospects of webinars as a method of interactive communication in the Humanities, p. 940-949. - Proceedings of the 14th International Conference on Remote Engineering and Virtual Instrumentation REV 2017, held 15–17 March 2017, Columbia University, New York, USA

Литература:

1. ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП - Современная западная социология: Словарь / Сост. Давыдов Ю.Н. и др.- М., 1990.- С. 110).
2. Сидоренко Л.П. Риторический канон., Москва, «Колос», 2008. – 246 стр. - https://elibrary.ru/item.asp?id=28930901
3. Тишина Т. Н. Социальный запрос как условие успешного функционирования образовательной системы - Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 
3. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.). - http://constitution.kremlin.ru/
4. N. N. Petrova, L. P. Sidorenko, S G. Absalyamova, R. L. Sakhapov, and prospects of webinars as a method of interactive communication in the Humanities, Efficiency and prospects of webinars as a method of interactive communication in the Humanities, p. 940-949. - Proceedings of the 14th International Conference on Remote Engineering and Virtual Instrumentation REV 2017, held 15–17 March 2017, Columbia University, New York, USA –
5. ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ И ТРУДНОСТИ ПРОВЕРКИ ИХ РАБОТЫ В СРЕДЕ E-LEARNING. Сидоренко Л.П. В сборнике: Преподаватель в среде e-learning Сборник докладов и тезисов Форума. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 2014. С. 137-141.- https://elibrary.ru/item.asp?id=23350906
6. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДЛЯ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ. Кузьмина Г.П., Сидоренко Л.П. Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 166-171.- https://elibrary.ru/download/elibrary_21062572_95956704.pdf
7. СЛОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕБИНАРОВ КАК ONLINE-МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ. Петрова Н.Н., Сидоренко Л.П. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016. № 3 (91). С. 134-139. - https://elibrary.ru/download/elibrary_26632576_46628091.pdf
8. ЭТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИСТА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. Сидоренко Л.П. В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе Материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции. В 2 томах. 2017. С. 117-123.- https://elibrary.ru/download/elibrary_29015894_47035958.pdf


Рецензии