Сверхчеловеческое, по Ф. Ницше

СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ПО Ф. НИЦШЕ

(Ссылка на публикацию: . СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ: ПО Ф. НИЦШЕ. Сидоренко Л.П. Социально-гуманитарные знания. 2018. № 9. С. 162-168. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35606756)

Аннотация:  В разные эпохи множество философов пытались найти пути становления человека, возможности совершенствования его личности, создание идеального образа. Одним из самых продуктивных из них в этой проблеме считается Ф. Ницше. В статье дается попытка проанализировать истинное содержание образа сверхчеловека, его аморальную составляющую и антигуманную направленность.
Ключевые слова: человеческое, «сверхчеловек», ницшеанство, антигуманизм, аморальность.

Русский серебряный век вобрал в себя комбинацию философских идей о человеке будущего и занялся строительством «высокого и далекого» как прожекта по самосовершенствованию того, что является земным и непрезентабельным – человеком, чтобы преобразить его несовершенное естество, опираясь на ницшеву идею. Возможно, что именно концепция Ф. Ницше оказалась наиболее приемлемой, а философ - одним из самых оригинальных, который пытался интерпретировать образ человека и его некоторый идеал – нового человека со сверх способностями – сверхчеловека, который волевым образом становится на вершину пьедестала – выше, чем самое земное и самое высшее существо – человек. Если рассматривать развитие философии с точки зрения диалектики , с точки зрения гегелевских триад, то вполне закономерно, что философия эпохи Возрождения с ее антропоцентризмом явилась стадией отрицания предыдущих эпох, начиная от философия Античности с ее трансцендентным космосоцентризмом, а в Новейшую историю с ее переходом в эксцентризм и «рождением» в центре цивилизации сверхсущества явилась стадией отрицания предыдущих этапов.
Создатель необыкновенных по форме и по идейным соображениям сочинений Ф. Ницше представляется как философ новейшей из новейших историй, а его философия кажется пронизанной глубоким проникновением в сущность человека, в его сознание, что способствовало тому, чтобы открыть для непосвященного путь к новым свершениям. Сочинения Ф. Ницше связаны с возможностью опрокинуть устоявшийся порядок вещей, пройти высшую точку уникального, особенного, сакрального бытия человека и человечества и взлететь на невиданную высоту. В первооснове сочинений этого писателя находится экзистенциальный подход в интерпретации основ бытия . Ницше как представитель иррационализма и волюнтаризма, основоположник философии жизни, один из первых в Европе совершил переворот и поворот философской мысли от классической философии к неклассической.
У Ницше в интерпретации бытия возникает картина сущего в его действительном проявлении. Он использует кантовское положение – наличное бытие: то, что дается в опыте, то, что существует как нечто эмпирически представленное. Если использовать хайдеггеровскую формулировку – то это «вот-бытие» (dasein). Но часто его рассуждения представлены довольно неопределенно, расплывчато, нечетко. Это не явилось каким-то случайным эпизодическим недосмотром Ницше. Ведь понятие «сущего» писатель не признавал, для него оно – фикция. Жизнь создаёт иллюзию сущего, считает он, поэтому предлагает такое понимание: «Коль скоро человек философ, он не разбирает, как и во все времена философы, ни минувшего, ни грядущего – он видит лишь сущее. Но так как никакого сущего нет, то «миром» философа остается лишь воображаемое» .
Кажется, что немецкий писатель становится на путь софистики, где истина у него только своя, но, в конце концов, выявляется, что истина одновременно становится и не только своей: она исторически становится тем, в чём находят себя и своё бытие. Она является самим бытием, которое интерпретируется у него волей к власти, так как бытие становится самим тем, кто мыслит.
Ницше волюнтарист, так как он продолжал развивать шопенгауэровский подход - философское течение, ставящего личную волю, а не законы бытия, основой жизни и причиной всего порядка вещей. Мыслить бытие как «становление» - единственное действительное бытие - и как «вечное возвращение»  для немецкого философа является естественным и оно связано с «amor fati» (лат. «любовь к судьбе»). Он использует экзистенциальный взгляд при рассмотрении бытия, определяя его в качестве жизненной необходимости в вот-бытии (dasein)., но при этом оно приобретает вид бесформенной основы. Ведь для расшифровки мыслей движущийся и становящийся мир «не поддается формулировке»: возможно дать только «ложное» и «себе противоречащее» представление.
Следовательно, истинно познанного схватывания какого-либо константного бытия быть не может, а теория познания невозможна. «Понятие «истины» нелепо. Вся область «истинно-ложного» имеет в виду только отношение между сущностями, а не «вещь в себе» .
По Ницше, совершенным состоянием является только состояние настоящей слитности с бытием. Рассматривая несколько плоскостных ипостасей человеческого бытия именно через категорию «воли»: толкование мира как некоего шифра является выражением этой воли, удовлетворяющей потребности оценивать бытие, философ приходит к тому, что не каждому дана такая перспектива. Ницшева идея состоит в том, что дойти до настоящей человечности могут лишь «подлинные люди», которые не являются зверьем — это «философы, художники и святые».
Его пророк – вышедший из глубин веков основоположник зороастризма – Заратустра (фактически этот сверхчеловек – новый человек), который затмит все ныне созданное природой. С легендой реального существования идеолога зороастризма связана судьба этого мудреца, распространившего свои идеи по всему Ирану. Писатель вложил в уста данного пророка-сверхчеловека суждения о сущности жизни. Созданные им высказывания о сверхчеловеке, новом типе «идеального» варианта полугения, полусвятого, источника силы и прогресса, оказались настолько популярными и привлекательными, что он до сих пор остается кумиром многих высоко интеллектуальных людей и модным автором
В 1881 г. Ницше начал осуществлять свою идею о сверхсуществе. Пророк Заратустра стал увлекать его своими идеями. Ницше уже начал выходить из болезненного состояния, беседуя с этим полугением, полубогом («видения» писателя). В это время он знакомится с дочерью петербургского генерала Лу Саломе. В критических обзорах творчества Ницше есть мнение, что прекрасная Заратустра явилась ему таким образом в реальном воплощении. Чертами Лу Саломе в Заратустре, принято считать: отсутствие ressentiment (духа мщения, зависти, трусости, жестокости, корысти), жизнеутверждающий оптимизм и amor fati (согласие с бытием, принятие своей жизни такой, какова она есть) .
Пророк Ницше обращается к людям с призывом «разбить старые скрижали» и провозгласить новую мораль. Он и возвещает о грядущем – блестящем восхождении Сверхчеловека. Нет особенной ясности, является ли Заратустра всего лишь предтечей Сверхчеловека. Но это неважно, так как основная характеристика сверхсущенства уже вполне четко прорисована. Ницше выдвигает фактически совершенный желательный и «правильный», как он утверждает, путь человека-творца - сильной и экстраординарной личности, обладающей сверх способностями. Остальные менее способные и неодаренные (толпа) – всего лишь средство, «мостик» для ее восхождения на Олимп. Простой человек – это мимолетный образ, «болезнь Земли», «в своей основе есть нечто ошибочное». То, что эти несовершенные существа должны быть «преодолены» - это не какая-то поддержка или помощь – это «жертва» со стороны простого люда, так как сверхчеловек - это в определенном смысле Божество (или сам Дьявол) ницшево утверждение звучит совершенно явно и не двусмысленно.
Впоследствии другие похожие направления философии, где, как в кривом зеркале, отражается толкование бытия, сущность сознания. Вывернутые наизнанку идеи, приправленные сомнением, страхом, ложью, принимаются во всем своем «величии» духа и «святости» постижения всей полноты жизни. Данные анализа, например, иррационалистической антропологии и рационалистических антропологических концепций, не могли способствовать дальнейшему продвижению науки вперед, так как ведущее место среди этих исследований занимают биология и медицина, и где даже преступность рассматривается как нормальное социальное явление, а само преступление как неотъемлемый и присущий цивилизации фактор человеческого существования. В данном случае сознание отдельного человека рассматривается как настолько индивидуальное и неповторимое, а поведение настолько своеобразным, когда каждый человек дает свою оценку происходящего, что сама наука становится завуалированной, фактически беспомощной и часто сводится к простой констатации фактов. Поэтому ответить на вопросы, какова сущность человека, что лежит в основе его действий, каковы главные черты его сознания, в чем смысл его жизни, каково его предназначение не представляется возможным .
Ницше оказался первооткрывателем подобного рода толкований жизни: в его творчестве отразился кризис его эпохи. В пределах новомодных течений, когда не существует ничего запретного, немецкий философ в эйфории от ложной беспредельной свободы, мыслит в категориях крайностей и неопределённого целого. Его философия фактически состоит в позиции отрицания, и в целом определяется тем, что именно подлежит отрицанию: даже сама жизнь. Его рассуждение о том, стоит ли жить или нет, представляется как вполне закономерное: ведь самоубийство – это такой же простой акт, как и продолжение жизни. Ведь телесное не может торжествовать над духом: болезни, дряхление – это должно быть исключено. В чем и состоит парадоксальность утверждения: дух смерти, восторжествовав над телом, убивает его - тем самым побеждает не дух, а полнейшая бездуховность. Здесь действует принцип бездуховности как неразвитой, разорванной духовности.
Ницше оказался наиболее радикальным представителем нового течения решения проблем о смысле человеческого бытия. Он явился предтечей абсурдизма («философия абсурда») как системы философских взглядов, отталкивающейся от экзистенциализма, которая предполагает отсутствие смысла человеческого существования, а по-другому - утверждает абсурдность человеческого бытия. Даже А. Камю, продолжая эту традицию, все-таки не осмеливается низвергнуть человечество в царство теней. Для него сделать жизнь достойной того, чтобы не умереть – это возможность увидеть и оценить красоту этого мира. Если это и не станет объективным смыслом жизни, но всё же окажется «осознанным протестом» против отрицания абсурдности мира и жизни.
У Ницше полно противоречий во всех его суждениях: отвергая позитивизм и надсмехаясь над ним, он постоянно впадает в позитивные трактовки; отрицает познание, истину, но при этом не чурается объявить о том, что познал нечто существенное; суждения его о человеке или о сверхчеловеке до сих пор рассматривается как полные многих смыслов, не отвечающих, как правило, какому-то ясному пониманию и т. д. «Ницше со своими идеями в конечном счёте везде словно проваливается в пустоту: рассматривали ли мы его понятия истины, его понятие человека, его видение будущего, всё заканчивалось либо противоречиями, либо неясными символами, либо словами, указующими направление, но по-прежнему неконкретными, -  утверждает К. Ясперс .
Цинизм и кощунство в трактатах Ницше нужно рассматривать как антиобщественную и антигуманную направленность его идей. Самое уязвимое место в его концепции – представление о человеке как о существе довольно примитивном, которое должно принести себя в жертву сверхчеловеку – «молнии из темной тучи человечества»
Биологически-натуралистическое волюнтаристическое трансцендирование Ницше, с примесью экзистенциально – сверхценных установок на бытие человека, в рамках расистского подхода к становлению человечества, с претензией на новую элитарную теорию довольно несостоятельно. Известно, что Ф. Ницше сам не стремился стать идеологом  фашизма, но оказался таковым не без оснований.
В области детекции лжи, которую изучают современные ученые, Ницше можно рассматривать как шизоида (не путать этот термин с болезнью: «шизоид» - «шизофрения» - это явления разные, т. к. "шизоидность" от греч. "пхизис" – "расщепление".) . Вероятно, что Ницше как шизоид из своих соображений (депрессия, неудачи и т.д.) использовал ложь при создании своих произведений. Ложь в рассуждениях о человечестве и о сверхчеловеке Ницше прикрывает великолепной формой изложения. Но при всей видимости его триумфа писателя это нетрудно не заметить. Возможно, что это был и самообман: ведь шизоид не всегда адекватно мыслит.
Одна из важнейших философских работ немецкого писателя - книга «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов». Мы бы перефразировали это название на «Сверхчеловеческое, слишком сверх меры…». Мы бы дали такую оценку всему творчеству Ницше.
Русские философы Н. Бердяев («Бог, человек и богочеловек»), Е. Трубецкой («Философия Ницше. Критический очерк»), Л. Толстой, Д. Мережковский, А. Белый и др. рассматривали идею сверхчеловека и предлагали свою оценку концепции Ф. Ницше. Особенно важный  вклад в критический анализ его работ внес К. Ясперс.
По существующим сочинениям Ф. Ницше, по идеям, изложенным в его трудах, его новая «переоценка ценностей» не смогла дать миру важного направления в науке, а скорее наоборот: придумывая «новую» мораль, он дошел всего лишь до отрицания старой, причем абсолютно неудачно. Мы считаем, что Ф. Ницше, которого называют философом, написал сочинения художественного толка весьма сомнительного свойства, а вовсе не философские труды. Он всего лишь писатель  с придуманным им сверхчеловеком будущего.


Рецензии