Он всё мне делает назло!

В кабинет к школьному психологу пришла мама одного из наших учеников, которому четырнадцать лет и в моём присутствии начала интересный разговор по душам.
- Я очень обеспокоена нашими с Фёдором отношениями. Сын постоянно меня злит, причём он это делает нарочно, чтобы вывести меня из себя. Муж постоянно в командировках и мне трудно с сыном найти общий язык.
- Расскажите, в чём эта его злоба, как вы говорите, выражается?
- Всё на зло делает! Если семечки грызёт, то раскидает шелуху по всей комнате, разбил стакан и осколки не собрал, замёл их в угол, клей разлил на письменном столе и ждал, пока он засохнет. Видите ли, так его соскребать потом будет удобнее. Нет, он это оставил для того, чтобы я видела и злилась! Потерял недавно свитер на уроке физкультуры, пришёл домой без него и не помнит где забыл, тоже мне нарочно. А на днях рубашку порвал, весь рукав разодрал и спрятал от меня, думал – не найду.
- И, что, нашли? – спросила психолог с улыбкой.
- Разумеется, у меня на это нюх. Если, что-то спрятал, значит виноват. Ну, устроила ему сцену, думала извинится. Ни в какую! Молча ушёл в комнату и сидел там до вечера, молчал, как сыч!
Мамаша достала носовой платок, протёрла вспотевший лоб и раскрасневшиеся щёки и потом продолжала:
- А вчера произошёл вопиющий и непонятный для меня случай. Приехал из командировки муж, мы сели в кухне ужинать, а Фёдор взял свою коробку с инструментами, полную гвоздей и пошёл, что-то на балконе делать. Вдруг – грохот! Мы с мужем вышли в комнату и, представляете, Фёдор до балкона гвозди не донёс, уронил коробку и гвозди раскатились по всей комнате. Якобы, случайно рассыпал гвозди по всему полу! И. так ещё растерянно посмотрел на отца. Ну и дела, говорит, я такой неуклюжий! Я, конечно, вскипела, и только хотела открыть рот и сказать, мол, посмотри, что ты наделал? Куда ты спешишь? Разве нельзя быть осторожнее? Почему, до чего бы ты не дотронулся, всё оказывается на полу? .. А отец вместо этого подошёл к нему и говорит: «Не это надо говорить, что ты неуклюжий, когда рассыпают гвозди.» Фёдор поинтересовался – А, что же? И отец ответил: «Надо сказать, раз я рассыпал гвозди, значит, надо их собрать!» И это всё? И всё! И Фёдор ему сказал: Спасибо папа! Вы представляете, а потом муж ползал на коленках и помогал собирать гвозди этому оболтусу, а тот на отца смотрел с явным восхищением. Я понимаю, мальчик не стал бы лучше, если бы отец накричал на него, но ведь это же тоже не дело! Просто подрывается мой авторитет, как матери, как воспитателя, наконец!
- А этот авторитет-то у вас был перед сыном, вы уверены?
- А, как же! Я же мать! В глазах сына я всегда обладаю двойным весом. Мы и уроки вместе учим, я его во всём контролирую, я его, фактически, воспитываю, муж не часто им занимается. И вот приезжает на некоторое время, потом всё портит и моё влияние опять падает. Как мне в этой ситуации быть? Как на них обоих повлиять?
Психолог задумалась, глядя на эту, очень радеющую за своё чадо, но не в меру, мамашу.
- Вот отец собрал вместе с сыном гвозди и Фёдор теперь будет долго помнить урок зрелости, который преподал ему отец, - вот так надо по доброму, конструктивно решать возникшие проблемы и улаживать неприятные ситуации. Парень не узнал бы этого, если бы отец критиковал его. И, проблема ли это? Вот вы мама, а сами до сих пор не можете отличать просто неприятные и раздражающие события от серьёзных и трагичных. Вы должны вместе с сыном научиться отделять шелуху от ценностей, как та, что у вас от семечек осталось. Ребята неряхи, это понятно, но не следует его любую неудачу рассматривать как глобальную катастрофу. Разбитый стакан – не сломанная рука. Разлитый клей – это не пролитая кровь. Потерянный свитер не должен вас выводить из себя, надо было наоборот сына успокоить, ведь мальчик, явно из-за этого переживал. Порванная рубашка – не причина для безобразной сцены с вашей стороны.
- Ну, если так рассуждать…
- А, как иначе, ведь вы воспитываете человека, личность и постоянно на эту личность нападаете. Критикуете черты его характера, а если он вас покритикует, то не обрадуетесь, у нас у взрослых недостатков больше, чем у детей наших! И, мой вам совет, разрешайте проблему, которая возникает в данный момент, а не где-то эфемерно, когда, что-то произойдёт. И произойдёт ли, вообще? И не переводите всё на свой счёт, ведь счета в семье одинаковые. Не думайте постоянно, что сын вам делает всё назло или за что-то вам мстит. Он ведь, чётко отцу сказал – я неуклюжий! Он так себя и считает, а поделать с этим ничего, пока растёт, не может. У них всё так, у ребят, за что не возьмутся, всё валится из рук. Это такой период в их жизни. Они сейчас неповоротливые и неуклюжие, такие уж!...

Я тихонько вышла из кабинета. До конца этот разговор слушать не стала. Мать всё равно будет отстаивать и доказывать правильность своей позиции, а я считаю, что худшая критика ребёнка – это заклеймить человека разрушительным прилагательным. Такое клеймо ложно, неизбежно оскорбительно и всегда приводит в бешенство. Можно, конечно и разгневаться, не без этого, но гнев не должен быть оскорбительным. Как можно назвать его словами этой женщины – безруким, увальнем, когда он, вон, на балконе даже сам, что-то делает, помогает отцу с починкой мелких квартирных деталей. Тут наоборот, похвалить надо парня, а она – гвозди рассыпал!... Ну, и что?!
Фёдор стоял в конце коридора и когда я пошла в класс, подошёл ко мне.
- Там мама пришла, она на меня сильно ругалась?
- Нет, мама пришла с педагогом поговорить, по своим делам. Никто ни на кого не ругался, и не жаловался. Иди на занятия, сегодня лепить будете игрушки под роспись.
Но Фёдор стоял на месте. И тут я увидела за шкафом у противоположной стены коридора Сергея Рогова.
- Федя, вон у окна Сергей стоит, пойди к нему, он просил тебя позвать, - и мальчик медленным шагом пошёл к своему старшему товарищу. Сергей вёл у них практику.
Придя в свой кабинет, я вспомнила, почему-то классиков. Толстой писал: « Один из самых широко распространённых предрассудков – это то, что каждый человек имеет свои личные, определённые, неповторимые и неизменные качества: доброту или жестокость, мудрость или глупость, энергичность или безразличие и т.д. Но люди не таковы… люди, как реки… каждая река где-то сужается, то течёт быстрее, то медленнее, где-то – шире, то чистая, то холодная, то унылая или тёплая. То же самое и человек. Каждый человек несёт в себе начало разных человеческих качеств, и иногда то одно проявляет себя, то другое, и человек часто становится не похожим на себя, хотя внешне остаётся тем же человеком».
А мы хотим наших детей видеть только каким-то одним образом, однотонными. Да, не бывает такого!
Я вышла из кабинета и увидела, как в конце коридора у окна Сергей рисовал Федин портрет, сидя на детском стульчике. Федя симпатичный мальчик, хороший портрет получится!


Рецензии
Да уж,"повезло" мальчику с мамашей.Такая во всем "по трупам пойдет".:(

Ирина Давыдова 5   04.09.2020 20:34     Заявить о нарушении
Мальчик очень талантливый, хорошо рисует, очень нам помогает на выставках, занимается с малышами выпиливанием, выжиганием, а теперь и лепкой из глины, а дома им, почему-то, всегда недовольны. Вот психолог и пригласила маму на беседу... А то, что мы от нее услышали и вошло в этот рассказ. Невеселая ситуация, но, надеюсь, со временем, они поймут друг друга.
Спасибо Вам за отзыв!
С уважением!

Ольга Азарова 3   04.09.2020 21:50   Заявить о нарушении
он делает ( без ,)
назло - наречие. А рассказ хороший

Нина Тур   06.09.2020 19:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.