Читая воспоминания фронтовиков о войне

У нас бывало трудно заставить фронтовиков рассказывать о войне. И у меня были и отец и дядя, которые пришли и рассказывали. Мало скупо, но рассказывали. 
Еще я много читал литературы о войне. Хотя, не все - просто её очень много.
Вообще из текстов я люблю читать только документальные  рассказы от очевидцев о  реальных событиях.

И, если картину этой войны, описанную участниками с нашей стороны, я  знал, как мне казалось, хорошо, то как та война выглядела глазами немцев - информации не было совсем.
И это стало интересно.  Для наших солдат все было ясно. Они на своей земле - защищали свою Родину от захватчиков.  Но что думали немцы?  Почему они пришли  к нам с войной.
Как они это понимали?   Ведь, не может же солдат воевать, не осознавая правоты своего дела. Попытаться понять их - значит понять причину войны.

Сначала я просто смотрел немецкую кинохронику. Потом стали попадаться воспоминания немецких солдат и офицеров о той войне

И вот оказалось, что на Ютубе есть много озвученных на русском языке воспоминаний
солдат второй мировой войны. Это и наших солдат и немецких.
И я стал слушать. И скоро понял, что это бесценные по своей суровой значимости человеческие свидетельства. Это сильнее, чем литература. Это правда.

Война, как самое жуткое, отвратительное действие, дает огромный, неисчерпаемый опыт человеческого героизма и предательства. Писать об этом имеют право только те, кто видел все это своими глазами. 

Воспоминание немцев состоят из писем с фронта и написанные после войны.
Самые жуткие письма приходили из Сталинграда. Там для них был настоящий ад и они это понимали и описывали его не жалея черных красок реализма.  У немцев  в письмах было понимание того, что командование их бросило.  Но вот раскаяния в своем  участия в этой войне я не заметил. Даже понимая, что они уже не выживут, они жалели об одном, что не увидят больше свою семью - жену и детей.
Оказалось, что ничто человеческое им - не чуждо.

И оказалось, что солдат и с той и с другой стороны чувствует одно и тоже.
Характерен был такой эпизод, когда в степи жарким летом была сильная жажда и немцы ползали к роднику за чистой водой. Но туда же со своими флягами приползали и русские.
И они там встречались и по очереди - набирали воду. И не стреляли друг в друга.

И еще, я узнал, что среди немецких солдат были окопники и каратели. И окопники откровенно презирали карателей.  Называли их мародерами и лесными псами.
Доходило дело и до жестокой драки. Вообще, надо понимать, что среди немцев были разные люди. Много было простых рабочих и фермеров - людей не военных.Были и коммунисты и противники Гитлера.

Как я их понял, по ту сторону для них был просто враг. Они должны были делать эту работу. Фюрер и Гебельс им обещали там земли. А коммунизм (мало что зная о нем) они считали злейшей идеологией а Сталинскую власть - тиранией. 
Они шли нас освобождать и думали, что до осени все это закончится.
Попробуйте понять зачем мы пришли в Афганистан с оружием.

Многие немцы  были одурманены пропагандой.  Они, как сами потом говорили, не знали о лагерях смерти, а если бы им рассказали - не поверили бы. Многие из немецких солдат уже прошли Европу и там война была  победным парадным маршем. И они никак не ожидали того ожесточенного сопротивления, которое встретили на востоке.  Оно началось с первых дней и далее только нарастало и немцы видели, как растет сила Красной Армии.   
У противника появились и танки и самолеты и орудия. К всему добавились сорокоградусные морозы. Они стали понимать, что война проиграна, хотя еще ждали секретного оружия, но уже не для победы, а чтобы выжить.
Они никак не ожидали, что попадут в такой кошмар из которого не было выхода. 
Их письма, написанные простыми словами, полны мужества и обреченного раскаяния солдата войны, который начинает понимать, что он сделал и куда попал.

Многие потом сдавались в плен. И там идут уже новые впечатления немцев от своего пребывания в плену. Они ждали жестокого обращения, как их запугивала пропаганда.
Но ничего этого не было. Их даже кормили лучше, чем местное население.
С ними обращались по человечески.

В этих воспоминаниях много деталей и событий той войны. Но я не имел целью это пересказывать. Мне нужно было понять людей с той стороны.
 
Как можно описать такое, что в окопе после штурма сидит немец - окопник , снятый с фронта для борьбы с партизанами и лежит еще живой, но смертельно раненный партизан. И они смотрят друг на друга. Партизан не может говорить и только показывает глазами на автомат немца - просит прекратить его страдания. Немец выполнил его просьбу.

Странно, что у меня не было ненависти к этим немцами, которые мелькали в кинохронике и которые делились своими правдивыми воспоминаниями. А вот сочувствие было. И я уже не разделял солдат войны на своих и чужих.
Выяснялся еще один факт, грязную карательную работу брались выполнять предатели.
И они делали это с особым усердием и жестокостью.
 


Рецензии
(Фюрер и Гебельс им обещали там земли.)
«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней», говорил Геббельс, фюрер же давал и земельную радость за власть.
(А коммунизм (мало что зная о нем) они считали злейшей идеологией)
А что знает наш народ о коммунизме? Ровным счётом ничего!

Юрий Волохов 2   15.02.2020 17:48     Заявить о нарушении
Нам про коммунизм преподавали в школе. И мы кое что о нем знаем. Это наше будущее. Если оно наступит, конечно.

Николай Кладов   15.02.2020 17:58   Заявить о нарушении
То что нам "преподавали" в школе была ложь чистейшей воды и с коммунизмом никак
не связывалась. Так же в юные и зрелые мои годы, я будучи искренним коммунистом
поражался ложным понятиям о коммунизме как руководителей мелкого, так и
высшего звена компартии. Про народ уже вообще молчу.
Сейчас, "благодаря" народу тема коммунизма вообще вне закона. Тот, кто будет пропагандировать идеи коммунизма преступник, а ведь это и есть спасение жизни на Земле и человечества. Невежество господствует над Истиной!

Юрий Волохов 2   15.02.2020 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.