Принцип причинности в космологии

В силу объективных особенностей предмета своего исследования космология вынуждена оперировать понятиями, которые не могут быть предметом тех или иных экспериментальных исследований. Например:
- конечна или бесконечна наша Вселенная?
- непрерывна или дискретна?
- статична или динамична?
- все ли её свойства доступны нам в наблюдении? и т.д. и т.п.

В такой ситуации, казалось бы, нарушается основной принцип научного познания – любая гипотеза должна иметь экспериментальное подтверждение. Но практика научного познания дает нам примеры, когда при отсутствии прямого эксперимента, опираясь только на косвенные данные, формируется объективная картина изучаемого явления.

В качестве такого примера можно назвать природу электрического тока и элементарного заряда. В настоящее время у нас нет возможности разглядеть электрон в микроскоп, чтобы представить себе как он на самом деле выглядит, и уж тем более увидеть его в движении, но мы можем очень подробно изучить его физическую природу, даже не зная, как он на самом деле выглядит и движется ли вообще. И в этом нам помогает универсальный принцип причинности.

Принцип причинности является универсальным, так как проявляется абсолютно во всех сферах существования материи, начиная от самых разнообразных полевых структур и кончая формированием наблюдаемой нами Вселенной.

Принцип причинности устанавливает: все, что может так или иначе наблюдаться, или проявлять себя косвенно через иные наблюдения, имеет причину.

Например, рассматривая фотографию событий происходивших настолько давно, что ни участников этих событий, а возможно даже и самого места запечатлённого события уже не существует, мы, тем не менее, не предполагаем, что всего, что изображено на фотографии ни когда не было, так как между моментом создания этой фотографии и её просмотром происходило множество событий, о некоторых из которых мы можем не иметь никаких сведений, но они были связаны между собой цепочкой причинных связей. Таким образом, принцип причинности позволяет нам заглянуть в прошлое на столько далеко, насколько позволяют те или иные экспериментальный методы. На этом принципе построены все исторические науки, современная физика микромира, криминалистика и т.д. и т.п.

Правда иногда случаются события, причинную связь которых с предыдущими событиями установить не удается. В этом случае религиозное мышление относит их в разряд чуда, а научное мышление в разряд случайности, которая при этом рассматривается как непознанная необходимость, т.е. не смотря на то, что причинно-следственная связь не установлена, фактически она не исчезает, и может моделироваться вероятностными методами интерпретации. Полученные при этом результаты могут отличаться от реальных событий, но они, тем не менее, предотвращают разрыв причинно-следственных связей.

Наиболее важным следствием принципа причинности являются всеобщие законы сохранения материи и энергии, которые утверждают, что ни материя, ни энергия не возникают из ничего и соответственно не исчезают бесследно, а переходят из одного состояния в другое.

Все попытки обойти эти фундаментальные законы, насколько мне известно не разу не увенчались успехом. При этом современная наука рассматривает их значительно уже, чем они реализовываются в природе. Тем не менее, даже этот узкий взгляд на них позволил французской Академии наук в 1775 году сформулировать запрет на рассмотрение всех технических предложений по созданию вечных двигателей. Причём все действующие академии наук поддержали этот запрет и подобные предложения не только не рассматривают, но категорически исключают даже обсуждение этого вопроса на страницах своих изданий.

То есть на уровне технических решений наука твердо стоит на выработанных ею самой принципах причинности. Но вот современная космология эти принципы демонстративно проигнорировала и научная элита это надругательство не только проглотила, но и судорожно ищет возможности как-то завуалировать это надругательство.

Всё началось с «сингулярности».

Двадцатый век ворвался в нашу цивилизацию на волне абсурдизма в эстетических воззрениях. Одновременно с этим, открылись неведомые доселе для классической науки горизонты микромира, и абсурдизм, как раковая опухоль, тут же захватил неокрепшие умы новой научной элиты. Так на сцену выходит химера современного абсурдизма четырёхмерное пространство-время Минковского, ставшее основой суперхимеры «общей теории относительности». Если родитель этой суперхимеры, ещё пытался удержать себя в рамках научной приличности, рассматривая химеру Минковского как некую статичную виртуальность, то последующие адепты научного абсурдизма заявили о «смерти» пространства, и времени иже с ним, и загнали их в «сингулярность».

Для понимания, «сингулярность», эта вся наша Вселенная, в том числе и та о которой мы пока ничего не знаем, сжата в абсолютный ноль. При этом за внешними границами этой химеры нет ничего, ни пространства, ни времени. То есть в самой идеи Большого взрыва заложено нарушение принципа причинности: любому наблюдаемому явлению всегда, без каких либо исключений, предшествует некая причина. В теории Большого взрыва появлению «сингулярности», мало того что ничего не предшествует, так и появляется она непостижимым чудесным образом, в полным смысле этого слова, из ничего.

Как это укладывается в голове академиков, которые утверждают, что вечный двигатель не возможен, я не могу себе представить. Подобный феномен это уже подлинное чудо.

Итак, вводя понятие «сингулярность» учёные, следуя в русле христианской теологии, дважды нарушили принцип причинности. Первый раз, когда утверждают, что до её появления пространства не существовало, а второй, когда утверждают, что «сингулярности» ни чего не предшествовало.

Дальнейшее утверждение о сотворении Вселенной через Большой взрыв не менее примечательно, чем чудесное появление самой «сингулярности».

Официальная версия гласит, что начало Большому взрыву положило саморазвитие материи внутри чудесным образом появившейся «сингулярности».

Тут необходимо небольшое отступление.

Первые сторонники ТБВ предполагали, что материя формируется по мере расширения пространства и соответственно фиксируется в том месте, где она сформировалась, так появилась так называемая «модель стационарной Вселенной» [1] Но после того как было открыто «красное смещение» от стационарной модели пришлось отказаться и на сцену вышла «красавица» - расширяющаяся Вселенная. Но ценой этой «красоты» был отказ от нарушения законов сохранения материи и энергии. Поэтому пришлось загонять всю массу Вселенной в «сингулярность».

С точки зрения здравого смысла и математики это решение было не менее абсурдным, чем само чудесное появление «сингулярности» в том чего нет, и никогда не было.

Сегодня мы знаем только приблизительные размеры видимой части Вселенной, которые, очень приблизительно, оцениваются как 14 млрд. св. лет. Распространяется ли Вселенная за эти размеры, современная концепция ничего нам не говорит, но даже эти размеры весьма значительны и охватываю массу вещества не менее 10^(52) кг. Соответственно если размеры Вселенной в момент её расширения, очевидно, были значительно меньше, чем мы можем наблюдать сегодня, то плотность материи сконцентрированной в «сингулярности» должна быть бесконечной.

Я полагаю, что люди, которые создавали такую нелепость, как «сингулярность», вообще плохо представляли себе, что такое бесконечность. На бытовом уровне это понятие настолько абстрактное, что скорее воспринимается как пустой звук. В этом случае на помощь приходит математика, которой совершено без разницы что считать.

Так вот, для математики бесконечность это любое вещественной число больше наперёд заданного. Например, определим верхнюю границу плотности материи в один гугол (10^(100)), бесконечность будет больше. Попробуем приблизиться к бесконечности и представим предельную плотность в 10^(10000), бесконечность и в этом случае будет больше. Какое бы безумно большое число мы бы себе не представляли бесконечность более чем в это число раз будет больше.

Таким образом, «сингулярность» это нечто такое, что не имеет пространственных координат, так как по определению, пространства в это время ещё не существует, но в ней сосредоточенна бесконечная масса, сжатая в бесконечную плотность.

Парадокс теории Большого взрыва заключается в том, что мы не можем говорить о некой конечной массе в условиях бесконечной плотности материи и нулевой метрики. В этом случае оснований утверждать, что масса Вселенной конечна у нас нет. Но если масса Вселенной бесконечна при конечной наблюдаемой плотности (10^(-28) кг/м куб.), то размеры её должны быть бесконечны. Если конечно мы и в этом случае не наплюём на принцип причинности.

Итак, современная космология, раз перешагнув через принцип причинности, вынуждена и дальше заниматься этим непотребством, игнорируя как сам этот принцип, так и наблюдаемые проявления реальности.




[1] В действительности в этой модели речь идёт о псевдостационарной Вселенной.


Рецензии