Особенности эксплуатации УТК 2 и УТК3

Особенности эксплуатации УТК 2 и УТК3
(лекции Шакирова)
Тема урока: специфика эксплуатации учебно-тренировочных картов 2й и 3й категорий в зимних условиях. Лед, лед+снег, снег. Без шипов. Подбор выпуска или соотношения?

Справка:
Учебно-тренировочные карты (УТК) классифицируются по категориям сложности управления и обслуживания.

- УТК1 Х200 (Х270).
Прокатный карт, шасси Патриот или Римо (русск.транскр). Исполнение стандарт. В нашей группе (взлет-посадка)  срок накатки на УТК1 (три часа в неделю) –месяц-полтора, до  прекращения роста результатов. редуктор

-УТК2 Х200 (Х270)
Прокатный карт, в нашем случае Римо. Убраны ограничители  оборотов и заменена звезда ведущая и ведомая с 13/14 на 17/18/19 и с 34 на 28-32 соответсвенно. Сделано сие для того чтобы предельные обороты на прямой не превышали 6000. редуктор
Сия группа как основная для наката «безлошадных» прошедших УТК1.

-УТК3 Х200
Шасси от любого «спортивного» карта (МС, Тони, Бирель и т.д), как правило с базой 950, с установленным на нем двигателем Хонда или аналогом (Лифан). Сцепление (сухое), то есть редуктор отсутвует.
Это уже эволюция УТК2. Хотя УТК 3 может быть и с редуктором. В этом случае его обозначение УТК3 Х200 Р(редуктор).*

- УТК4
Спортивный карт б/у, после пары тройки лет эксплуатации. В нашей практике мы на нем проверяем готовность к соревнованиям на местном и республиканском уровне. Обычное место третья десятка из тридцати на РТ.
Примечательно, что УТК4 чудесным образом можно получить из УТК3 постой перестановкой двигателя с Хонда (Лифан) на Париллу в исполнении Микро, Мини или, как практиковалось нами даже в С.Мини. Срок адаптации не меньше месяца.
(то есть, если Шасси настроено под пилота, то двигателя Хонда и Парилла весьма отличаются по характеристикам, и месяц минимальный срок для нормальной адаптации пилота к смене двигателя. Но…если ребенок раз сел на Париллу, то возврата к хонде уже не ждите. Это как элитный класс. А не каждый родитель* может позволить себе затраты Мини даже в бюджетном исполнении УТК4)


Особенности эксплуатации
В тренировочном процессе «на результат» нами используются УТК2 и УТК3. азличаются они по весу. УТК2 это шасси РИМО, довольно таки тяжелые утюги под 100 кило (УТК2Х270 с редуктором), УТК2 Х200 с редуктором полегче. Базы -1040 и 970 если правильно отмерили.
УТК 3 отличается значительно меньшим весом – 70 кг, а то и меньше, база -950, и так называемым сухим сцеплением. Что и является камнем преткновения для перешелших с УТК 2 с редуктором на УТК3 без редуктора с сухим сцеплением.
 Вы знаете что такое редуктор? Пробовали  карт толкать с редуктором? Мы всегда заводим на подставке приподнимающей заднюю ось. Пока масло в редукторе не прогреется. Сам редуктор вмещает в себя так называемое «мокрое сцепление», которое как бы «ведет» особенно если новое. (то есть карт при стоянке с заведенным двигателем стремится двигаться.) Вот эта особенность к «ведению», то есть зацепу двигателяс трансмиссией, и основная фишка УТК2. то есть двигатель не разьединяется полностью. Что и есть гут для обучения при например курсовому скольжению.
А вот сухое сцепление уже дает возможность полностью разьеденить двигатель и трансмиссию. То есть карт вполне себе катится.

(мы используем как схему векторное сложение. Рисуем прямоугольник –это карт. Задние колесики. Это ведомые. Они «гребут или не гребут. То есть стрелка от оси вперед направлена. А вот передник колесики у на повернуты. Если «выход на прямую», это левый поворот, коронная и показательная фишка на публику даже без шипов, то карт боком и колесе вправо. Вот от них тоже стрелка. Переносим обе стрелки отдельно и рисуем между них третий вектор. Сие и есть вектор курсового скольжения. Так же рисуем отработку (снег) и показываем с точки зрения что происходит если карт утыкается передом и что делать (газ в пол!). большинство пилотов испытывает панический страх пред отработкой (снегом) газ сбрасывается и вуаля, машина вальсирует.
То есть. если передок или колесо одно зацепило снег, то по всем принципам векторного сложения идет преобладания вектора бокового смещения, который стремится повернуть карт вокруг оси, так как передок загружен. Здесь надо просто дать газку и прскочить отработку.)
Вот поэтому то у пилотом на УТК3 с сухим сцеплением и встречаются проблемы, они сбрасывают газ там где нежелательно эього делать. То есть…
Пилот рулит и газует. На УТК 2 проще, мотор не разьединяетя полностью, и как бы гребет все равно. Есть тяга на валу и вектор тоже есть. УТК 3 капризная штука. Тут разьндинение приосходит постоянно. Вот и представте себе работу системы карт пилот особенно в нестабильной системе с базой 950 и летним загрузом. (имеется в виду без шипов)

.
Почему так?
Первое БАЗА. УТК2 Х270 это 1040, УТК2Х200 -970. А УТК 3 (МС в нашем случае) довольно таки вертлявая на букву с….ее база 950.
Второе –вес и загруз задней оси. УТК2 Х270 это внушительные утюги и не каждый Ротакс к ним рискнет приблизиться. (это в классе свободный зимой, где каждой твари не по паре).
Стабильные тачки в повороте, и их место по ТТХ с пятого по десятое из двадцатки-тридцатки.
Карт с редуктором имеет некоторое преимущество при курсовом скольжении и торможении двигателем. Редуктор тормозит сам, достаточно посто присбросить газ. Зацеп с трансмиссией всеравно есть. отсюда и стабильность, так как момент на колеса варьируется. А значит и прогнозируемость управления
(мне было странно видеть в сезонах 2018 и 2019, когда тачки со стандартными искрогастелями и редукторами но на спортшасси преспокойненько себе ходили в призовой тройке без напряга)

А вот УТК 3 с сухим сцеплением, особенно подношенным уже доставляет проблемы пилоту, особенно такому который любит «подгазовывать». (есть другое слово но оно неприличное). Представим что происходит…
Газ туда газ сюда. Сцепление то включится то отключится. То есть задний вал то крутится то не крутится. Все это имеет вес. Задний вал, колеса и тд. Все это работает в рваном режиме. А база 950. а вес летний (развесовка). А кастор. А колея?

Как мы вышли из проблемной ситуации кроме того что поработали над шасси. Развесовка, колея, кастора. Вал туда сюда обратно. Подшипники переставили чтобы вал погибче был, сидентка подальше и повыше.

Просто добавили ХОЛОСТЫХ.
Так чтобы тачка (карт) стремился сам ехать. То есть, здесь мы использовали принцип, если гора не идет, то мы идем к ней. Пилот уже неделю мудохается в борьбе с тачкой и трассой, хотя ему было сказано не дро…ть газом а просто поймать режим.
И в общем то и все. Пилот газ сбраывает а мотор на грани зацепа. Так и получилось поймать курсовое скольжение. Не айс конечно, все равно крутит иногда, но не на каждом же повороте.

Лед, лед+снег, Снег
Мы отстраиваем тачку на лед то есть соотношение и выпуск. Обычно это самое скоростное и короткая труба –ала самолет (писилка). (тоже наблюдалка из предыдущих сезонов). На льду надо чтобы на цыпочках крался. Короткой трубой и соотношением мы смешаем моменты в област  высоких оборотов. То есть, ослабляем низа что бы не было букса.
На лед и настраиваем шасси. потому что на снегу ледовая настройка тоже идет. (мы практиковали с «зимней» шасси Патриот, еще самого древнего выпуска без передних регулировок (ужас!!!), замученной под Хонду с редуктором. Неплохой вариантец получился, после отрезания задней трубы и егулируемого кастора.. Достаточно конкурентноспособный, так вот, там снеговой вариант на льду не работал. Кастор гдето градусов пять-семь, если верить памяти. Но тут опять же. база большая. Так что не всегда слепо копируйте. Работает не работает принцип технического шпионажа.

Лед плюс снег.
Не есть гут, и зацепа еще нет, а сопротвление уже есть. не айс однако. Тут кому как. Большинство ездит как ездит. Мы добавляем длинны, хотя большинство с длинной под 20-30 см писилками.
(есть вариант лед со снегом внутри. Это как после того, как по залитой и ровной трассе промчалась стая Ротаксов. Ям еще нет, но поверхность уже шершавая. Самый гут. Лед не скользкий и сопротивления почти нет. (имеется виде без шипов. Если шипы то настрйки иные).

Снег. Плотный.
Пока не укатанный донельзя то неплохо, до образования ледовой корочки от пробуксовки резины без шипов. А это быает например в классе Своводный где стадо Ротаксов, Хонд, Минских и прочих раритетов достигает 35 и больше. То есть начало заезда снег, пятый круг лед сверху снега.
Тут тоже по ситуации. Большинство ездят на том что имеют. Не заморачиваются.

Снег плотный и сверху рыхлый
В этом случае, если карт «не тянет» по (критерий – курсовое скольжение, машина выгребает или нет). Самое время поставить длинную трубу, калабашку или вообще резонанстную систему от двухтактника. Которая «выгребает». Кстати, она вполне может пригодиься на шипах, хотя на нашей трасе она, труба «Ракета», проигрывала классическму прямотоку с калабашкой 0,3 сека. Но на площади с затыками ей не было равных.
Скажут…а соотношение?
Можно сссс. НО…это ставить звезду, потом линейкой вымерять, потом натягивать. На улице. Холодно. Вам это надо? И вообще, все тестовые заезды надо проводить дома в режиме УТС.(если конечно трасса есть).
Поэтому просто добавь длинны к имеющемуся выпуску, а он на лед. (это в наших условиях). Где шипы уже греьок нужен. А это совсем иная история







Примечания…
Не каждый родитель может позволить себе..
Если УТК3 Х200 это сравнительно бюджетный класс, (себестоимость до 50 тысяч, если не брать оригинальную Хонду, но она и не нужна на первомэтапе накатки), то Мини (парилла) уже затраты просто на обслуживание. И далее по нарастающей. Сервис мен. Инструктор наката, ибо родитель может пригодиться только на первичном этапе наката. Начиная с УТК4 уже нужен практик инструктор, спортсмен или практикующий. А уже через сезон, утк4 требует роста затрат, так как понимаясь из третей десятки и дальше середины уже нужны хорошие железяки, инструкторы ну  конечно же ведущие специалисты, как правило с многолетним стажем, представители так называемых «школ» или «конюшен».
Если УТк3 это хобби или любительский класс, дворовая команда, то признак принадлежности к УТК4 уже своего рода принадлежность к элите спорта. Так сказать, третий сорт не брак.
Вот именно УТК4 и позволяет «заметить» потенциального пилота для какой либо команды. В ряде случаев и УТК3. хотя у нас он применяется как переходная ступень для УТК4.
Интересный факт…но УТК3, даже в его стандатрном исполнении с карбюратором и зажиганием и оборотами до 6000, вполне себе неплох как эрзац карт. По крайней мере время прохождения трассы на УТК3 на шасси класса Мини  меньше 41секунд, и это при несвежей резине. (Вега после спортсменов). (рекорд миников первой пятерки 39).
А вот ребята из соседней республики, где сей класс наличествует уже давно, добивались результата и менбше 40 секунд. Но там соответсвие по нашей классификации УТК3Х200 «свободный». То есть, другое зажигание, карбюратор, пружины. В общем чтото типа класс Союзный Б эпохи СССР. Кстати, весьма способствует инженерному мышлению как констуктора так и технолога. По мне так великолепная замена хоть и эрзац карт, классу Мини и С.Мини. По крайней мере карт из соседнего городка с таким мотором на зимних погонялках с шипами в классе Мини либо первый либо второй.
(мы в зимнем сезоне 2018/19 практиковали шипы на хонду  причем УТК2. при старте вместе с Миниками Хонда срывалась со старта и уходила метров на 30-40 вперед пока Миники буксовали. )

*редуктор…
Обычное соотношение 2,0.
Таким образом общее просто умножается на два. То есть, если (для примера) ведущая 15 ведомая 30 то 2 умноженное на 2 итого общее соотношение4,0. Отюда, если мы убираем редуктор, то нужно соответсвующее соотношение.


Рецензии