МОЕ МОРЕ

«Сердце человеческое похоже на море:
В нём случаются шторма, приливы и отливы,
И в своих глубинах оно хранит свои жемчужины.»
     Винсент Ван Гог, письма

Ах! Как хочется начать так:
Любите ли вы море?  Любите ли вы его так, как люблю его я?
Да как не любить его, если оно рядом, в двух минутах…
Утром я вижу его из окна своей комнаты, слышу его зов. И, выходя из дома, сворачиваю вначале направо, к морю.

Иду прямо на волнорез. Он такой длинный, что когда ступаю на край его, то кажется – я одна в этом «бескрайнем, бесконечном просторе.»
Солнце светит слева, и моей щеке становится все теплее и теплее. И это приятно, ведь сейчас – зима. Солнечная дорожка искрится до самого горизонта, разделяя его на две половины.

Там, на море, ни паруса, ни лодки – ни души.
Море только для меня.

«Сердце, как друга, море встречает,
Сердце, как песня, летит из груди.»

Хотите – верьте, хотите – нет… Но, глядя в море, всегда напевается какая-либо мелодия песни о море.

Сейчас вспоминается давняя история из студенческих лет, когда мы, студенты разных курсов и ВУЗов, но старые друзья – соседи по двору выбираем место у Чёрного моря, где было бы подешевле… Нет, я не говорю отдохнуть… Какой отдых?! Когда нам чуть более 20. Нет, конечно!

Мы едем путешествовать, открывать…

И , конечно , нас ждет Любовь!

Нас четверо: Юля, Володя, Эрик и я – едем в Феодосию. Знакомые сказали, что там дешевле, чем где-либо в Крыму, прожить летом. А я знаю, что в Феодосии есть единственная в своем роде картинная галерея Айвазовского, художника-мариниста.
В Феодосии устраиваемся в частном домике, а точнее – во дворе этого домика под раскидистым ореховым деревом, рядом с летней кухней. Красота!

Что еще надо путешественникам!
Наши мальчики устраиваются на работу по сбору винограда: лишние денежки – никогда не лишние.

Мы с Юлей сутра идем на «дикий» пляж. Лежим на полотенце, брошенном  прямо на гальку у самой воды.   Красота!

После полудня бродим по каменистым улочкам древнего города, основанном греками в далекие, еще до н. э. , времена.
 
Осматриваем Дом-музей Александра Грина. Надо обязательно показать его нашим спутникам. Им тоже будет интересно увидеть последний приют писателя – романтика. Дом напоминает то ли кубрик моряка, то ли хижину рыбака.

 А вечером… А вечером все четверо идем к морю. Здесь рано темнеет. Темнота густая, непроницаемая, пропитанная  запахами моря.

Темно… И нам кажется, что мы купаемся ночью. Это придает еще больше таинственности и остроты нашему необычному отдыху.

Вода теплая,  бархатная, ласковая.   Где-то вдалеке мелькают отражённые в море береговые огоньки.

Купаясь, мы устраиваем «соревнования» - кто быстрее доплывет до Турции.  Мы знаем, что на противоположном берегу есть незнакомая нам страна.
Но заплывать далеко даже ночью нельзя. Всегда откуда ни возьмись появляются невидимые люди на катере и сигналят, чтобы мы возвращались к своему берегу.
Мы возвращаемся к своему берегу… на свою родину. И всегда при этом шутливо напевая:

Не нужен нам берег турецкий
И Африка нам не нужна.
Но позже это романтическое купание вспоминалось, когда я слышала песню в исполнении Валерия Ободзинского:
У моря, у синего моря
С тобою, я рядом с тобою,
И сладким кажется на берегу
Поцелуй соленых губ.

Однажды во время купания в море нас застиг дождь. Помню, такое случалось не раз в Белом море, но там я всегда была в лодке.
А здесь стена дождя внезапно обрушилась на нас, купающихся. Вода просто «кипела» вокруг нас. Вначале мы чуть-чуть перепугались, но потом этот «душ» принимали как  крещенскую купель.

И снова мне на помощь приходят стихи:
«Волной упрямой бьется мысль простая:
Окружены вселенскою водой,
А вдруг сейчас и сами мы растаем,
Чтоб слиться с этой мокрою средой?»

Несомненно, язык поэзии более выразителен, ярче, эмоциональнее рисует картину, в палитре поэзии больше выразительных средств, чем в прозе. И я снова прибегла к полюбившимся мне стихам Светланы Шаляпиной (из стихотворения «Дождь на море», сб.стихов «Летний сад», из-во «Левша», Санкт-Петербург, 2000г.)
 
В выходной наших тружеников мы вчетвером идем в картинную галерею Айвазовского. Тогда она считалась единственной галереей одного художника.
Он хозяин этого дома , сам устроитель этих залов.

«Здесь в 1845 году прошла первая выставка из 49 работ художника. А в 1880 году он основал картинную галерею и художественные мастерские по собственному проекту.»

Во времена нашего посещения это был уже Дом-музей И. Айвазовского. У входа стоял памятник художнику с надписью:

«Феодосия – Айвазовскому»
Люблю рассматривать морские пейзажи. Очень любопытно – как художник создает разное состояние моря.

И тем не менее, с не меньшей радостью спешим к нашему живому морю.
Да, настоящее море – живое! Оно дышит, волнуется, отдыхает. И оно всегда говорит. Даже в самую тихую погоду.

Сколько оно рассказало историй, легенд, сказок, драматических и трагических, и всегда – романтических.

Во все времена слушали люди его шёпот и рокот, чтобы поведать о нем другим людям.

Рассказывали красками, музыкой, стихами.

Детство мое прошло на Белом море. Тогда мне казалось, что море мое всегда будет со мной.  Так и случилось, только прибавились еще и другие моря. Теперь я каждую зиму живу у Чёрного моря и невольно сравниваю эти моря, уже в названиях они – антонимы.

Мне понятно название Белого моря. Оно более полугода находится под панцирем льда и снега. Белое море – Студеное (Гандвик) – такое название его мы находим на старинных картах.

А Чёрное –даже зимой бирюзовое, синее… Теплое. Только в шторм оно темнеет.
 И шторма на них разные. На Белом – свирепее, грознее…  Мне кажется, и чайки на этих морях тоже разные.  На Белом они крупнее, совсем белые… Очень красивые.
Но те и другие –крикливые, особенно в шторм.

«Чайки стонут перед бурей, стонут, мечутся на морем.
И на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей!»
Да, красиво написал М. Горький!

 На Белом море во время отлива(«куйпога»-поморское название) обнажается морское дно настолько, что всякий раз , ступая по дну его( «кечкара»- поморское название)  думаешь, что здесь все, как было миллионы лет назад: водоросли, медузы, ракушки с мидиями, камни, обкатанные водой до гладкости, до округлости…
 На Чёрном море мы не видим дна. Здесь нет приливов и отливов. Вода моря скрывает все тайны…

Одна тайна меня мучает и по сей день.

Когда я отдыхала в декабре 2017 года в санатории «Южное взморье», на наших глазах рухнул в море самолет с Ансамблем имени Александрова. Все до одного оказались на морском дне… И вода поглотила и молодость, и талант – все, что зовется жизнью.

Итак, что значит для меня море:

Море – это память о суровой жизни моих предков – поморов.
Море – вечная колыбель тем, кто нашел последний приют на морском дне.
Море – это песня, музыка, которая всегда звучит во мне на море.
Море –это вдохновение, рождающее добрые помыслы.

«О море, море, преданным скалам
Ты ненадолго подаришь прибой.
Море , возьми меня в дальние страны
Парусом алым вместе с собой!» 

     (из песни, которую поет Муслим Магомаев).

Февраль 2020. Сочи.

фото автора


Рецензии
Анна Алексеевна, как я Вас понимаю! Феодосия , что переводиться, как ,,Богом данная", прекрасна! Жаль, галерея Айвазовского несколько лет на ремонте. Я отыскала его могилу, поклонилась.
А море, оно там особенное, чистое, теплое! Понимаю Ваше единение со стихией, это особенная любовь, умение чувствовать море, говорить с ним.
Мы любим его за то, что оно есть, бескорыстно, преданно.
Потрясающее впечатление от Вашего произведения, чистое, светлое чувство на душе.
С восхищением!!!!!

Виктория Романюк   15.10.2023 18:42     Заявить о нарушении
Ах, Виктория, и в самом деле, Как приятно и какое светлое чувство на душе от единения читающего и пишущего. На одной волне! я вс

Анна Алексеевна Золотовская   15.10.2023 19:47   Заявить о нарушении
Почему-то соскочил мой отзыв и не восстановился. А писала я том светлом чувстве на душе, когда чиьающий и пишущий "на одной волне."
Кстати, Вашу серию я решила прочитать всю сразу, а потом комментировать, ибо содержание для меня слишком ново. Но не отпускает, а наоборот... Словом, читаю дальше.
Спасибо, дорогая Виктория, за Вашу душевную рецензию.

Анна Алексеевна Золотовская   15.10.2023 19:58   Заявить о нарушении
Анна Алексеевна, премного благодарна за то, что проявили интерес к этой серии. С интересом ожидаю Ваше мнение!

Виктория Романюк   15.10.2023 23:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.