Ах, эта промозглая осень со снегом...

Страничка из дневника.

Снова пишу в своём дневнике. Почти ежедневно тянет что-нибудь записать. Привычка с детства, после того как папа обязал: всё, что происходит в жизни, правдиво записывать в тетрадь - сказал: "для истории"... 

Глубокая осень. Полутора-месячные колхозные работы у студентов, наконец-то, закончились! Мы с подругой Любой едем в кузове грузовика, будто на троне (на довольно жёстком ледяном троне) по самые борта заваленным кочанами капусты...

С далёкой деревни до города Кириллова ехать больше двух часов, дорога в ухабах и колдобинах, заполненных густой и липкой серой дорожной грязью. Вот они - наши русские (вологодские) дороги!

День мрачный, стылый... В кабине с водителем сидит какая-то тётенька, конечно же, им там тепло! А мы сидим с Любой вплотную прижавшись спиной к друг к другу на холодных кочанах капусты и не переставая громко поём песни на два голоса... Голод - не тётка и мы, распотрошив капустный кочан, жуём сладкие сочные белые листья...      

Вторая половина октября, мы приступили к занятиям на втором курсе. Осень какая-то дождливая да холодная ещё и со снегом! Приходится одеваться теплей. Разве будет теплей, если у меня нет демисезонного пальто и я хожу в тёмно-зелёном непромокаемом прорезиненном плаще, на ногах тонкие простые трикотажные светло-коричневые чулочки на поясе с широкими резинками на застёжках и чёрные ботиночки со шнурками.

У девчонок опять новая мода: после просмотра фильма "Стряпуха" почти все ходят в разноцветных платочках на голове, завязанных вокруг шеи, как у героини из фильма. На мне тоже сатиновый платок с яркими цветами под «Хохлому». 

Полтора месяца назад, в сентябре, мне исполнилось семнадцать лет... пошёл восемнадцатый! Сегодня я какая-то не такая. Опять паршивое настроение, может из-за погоды. Оказывается не из-за погоды. Ура! Сегодня я превратилась из девочки в девушку, значит я здоровая как все и не урод, чего я так боялась. И это произошло на восемнадцатом году! Просто моё физическое развитие из-за тяжёлого полуголодного послевоенного трудового детства в деревне намного отстаёт от городских сверстниц...    
 


"Кладу тебе в конверт трёшник"

В общежитии меня ждало запоздалое письмо от мамы, написанное ещё в сентябре - к моему дню рождения...
Я тот час открыла конверт и мысленно оказалась рядом с родителями, братьями:
 
... «Нина, дак пощо у тебя худое настроеньё-то? Не переживай, не скуцяй об нас. Цево ты росстраиваиссе? Всё будет добро. Наплюнь-ко давай на всё да живи весело...

В етом году токо первой месяц осени, а погода уж що-то больно не баская, тяжёла, невесёла, дош со снегом и сильной витер, против пеци сиди да в окно гледи. Да сидить-то недосук, как хошь, а по дому робить надо, не отвертишьсе, пошла по воду, дак ветром до косья пронесло.

Сейгод больно картофь худа выросла, всё лето-летошно редко какой день без дожжа - льёт и льёт. Я тут всё по дому обряжаюсь, в эте дни поставила рамы в избе да законопатила, после заклеила бумажными лентоцками от газет.

Я уж больно неходкая стала: тиха да неросторопна, вон Марья старше меня, как струцёк повёртывается, в каждой день в лес по грибы ходила. Да що, она жись сибе сохранила, мы ей помогали, теперь и сами вот остарили и сили на жопу...
Я тоже бывывала за полем, пособирала вовнич да брусники, далеко боюсь ходить, медвидь бродит. Вот по коцикам и подбирала...            
   
Отеч всё сидит, читает да курит. Задох весь от курева, в избе чад, хоть топор вись...
А я хожу в магазин, вороцяю сумки: сумка сзади, сумка спереди. Приду и роспала по цястям...

На уличе гресь до ушей, выкурнуть из избы не охота. Да я, нет-нет, да на пець ускоцю, погриюсь... Корова стельна, доит худо, надо покидать...

Тут на днях пособила Вальке Егорковой назём возить в огородець...
А Валькин-то Гришка больно нестатной, тут пришёл, ещё не отчипивсе от дверей и уже просит: що Евстолья, есть у тебя кусок хлеба и огуреч на закуску, выпьем с Олександрычем сотку... 
Бедна Валька, все дни и ноци пьяной... Пьенич я не могу переживать...

Тамарка и Динка не пишут, пали как в камский мох. Одно переживаньё. На котору-то болесь оне уехали за семь вёрст киселя хлебать! На целину им вздумалось!
Может, письмо и пришло, да почтарка забыла из сумки выклась...

Всё. Пока – мама. Безо всякой горести живи...
Поздравляем тебя с днём рожденья, живи счастливо. Кладу тибе в конверт трёшник».
 


Мамочка, миленькая моя, я рада каждому рублику! 

Спасибо, мамочка, за письмо и за три рубля - как раз во время! Она частенько тайком от папы суёт мне денежки в конверт, чаще по рублю, а я рада-радёхонька  каждому рублику. Папа не разрешает давать больше установленной суммы, говорит, что нечего баловать, пусть живёт скромно, по средствам. Ох, папа, куда уж скромней, мне постоянно не хватает дожить до стипендии!



В гостях хорошо

Октябрьские праздники... День 7 ноября - красный день календаря! Отдыхаем три дня. Соседка по келье нашего общежития в монастыре - Наташа Носова приглашает меня в гости к родителям в деревню. Конечно же я дала согласие, на что она была безмерно рада...      

После занятий мы сели в маленький сельский автобус и проехали половину пути до одной из деревень, где ночевали у Наташкиных родственников. Далее надо идти пешком, это около тридцати километров. Хорошо, если повезёт и подвернётся грузовая машина-попутка или лошадь с повозкой. Бывает, что и везёт. 

-- Хотя вряд ли. Не факт... - сказала Наташа. 

Мы вышли ближе к обеду. Идти по липкой глине довольно трудно, ноги в резиновых сапожках скользят, как по льду, вязнут, залипают грязью... Такие вот они - наши русские дороги: повсеместно разбитые, в рытвинах и ухабах! 

В пути нам не встретилась ни одна душа. Топали да топали, наконец, к вечеру предельно уставшие добрались до деревни. В итоге шли часов девять. У меня сильно разболелись ноги. Всю усталость как рукой сняло после жаркой бани и праздничного ужина с вкусняцкими пирогами. Всё как у моей мамы.

Назавтра вечером с Наташкой и её старшим братом Эдиком пошли в клуб на танцы. Местные ребята с нескрываемым любопытством пялилась на меня, постоянно приглашали на танец, а я «кайфовала»... Уходить из клуба совершенно не хотелось.

И всё же, в гостях хорошо, но, - дела, дела, дела. Учёба не ждёт! Праздничные денёчки пролетели, пора и домой в общежитие в нашем монастыре, в свою маленькую уютную келью...

Путь обратно показался довольно лёгким. Дорога подмёрзла и глина уже не липла к сапогам.

 


Рецензии