80... 90... 100... Что-то ты...

На фото: Александр Быков. Подпись на фото в мой адрес, но я не служил с ним в Афганистане. Это он, мой командир на срочной службе уже в Харькове.

"Михаил! Служба твоя заканчивается, но такой, как у меня нельзя никому."

Харьков. 1989г.

Столько воспоминаний об этом человеке! Получил я раз задание поехать к старшине и доставить в часть из его гаража старый большой шлифовальный круг диаметром около полуметра. Потом бойцы батальона им вручную плашмя шлифовали новое крыльцо казармы из цемента и гранитной крошки. Хорошо получилось. Но за несколько дней до этого Сашка показывал мене некоторые свои фото с боевой службы. Я спрашивал про разные детали и подробности на фото. Показывает он мне фото из Кандагара - "А это твой старшина роты, Лунёв. Он вон на той вышке служил там." А что это за растительность там вдалеке? - спрашиваю. Отвечает - Апельсиновые деревья. Вот если Санька Лунёв разговорится на эту тему, спроси. Он удивится.

Не сказать, что много он рассказывал о службе, но иногда прорывало. Заходил ст. прапорщик Савченко, в мою бытность старший в экипаже одной из машин связи или дальней навигации (точно не помню уже). Заходил по делам, а когда ушел, то Саша мне про одну из его, Савченко, "красных звёзд" коротко рассказал. Попали они под обстрел с разведкой. Чувствуют ребята, ещё немного, и обложат со всех сторон, а тут как назло у БТР один движок заклинило. Не долго думая полоснул он очередью из автомата и перебил кардан заклиненного движка и так и ушла команда от правоверных в халатах.

Прихожу к старшине на дом с краткосрочной увольнительной, выписанной на 2 часа. Да не всё так просто. У старшины обед, полный стол. Просто так, говорит, не отпущу. "Надо бы по 100 грамм к борщу, но тебе в казарму же обратно, так что..." Но мне и не было мыслей про "100гр". Подкрепился я изрядно борщом и "вторым", чай с выпечкой подоспел. Достаёт старшина альбом и спрашивает "Интересно посмотреть?" "Конечно!" Сильное осталось впечатление от альбома. По большей части светло-серые фото, как с Луны, но от них несло жаром и песком. Эта служба "укатала" почти всех, кто через неё прошел. Кому не хватило боёв, тем досталось по печени, причем не столько от водки, сколько от нехватки воды и сухпайков. Спросил "Как апельсины были в Кандагаре?" Расплылся старшина улыбкой "Быков рассказал? Не больно там погуляешь за апельсинами. Только знай пригибайся и от брони далеко не уходи."

А уезжая со своей мирной службы задержался я ещё у своего ст. прапорщика на несколько дней и прошли они с открытым альбомом днём под песни с кассет, а вечером заглядывали сослуживцы его. Мало кто без 50-100гр 70-градусного самогона уходил "на посошок", а мы на субботу-воскресенье себя вообще отпустили.

Осталось в памяти терпкое, как сухой афганский ветер, понимание, сочувствие, благодарность. И как в понедельник с самогонным головокружением и ещё парой стопок "сверху" полез пилить 4-х этажный тополь у него на участке (в своём домике) жил прапорщик. Ладно что додумался себя за пояс верёвкой обвязать, да толстые в 15-20см ветви другой верёвкой страховать от свободного падения, чтобы крышу не разнести вхлам. А как снёс крону, сел на вершину как на пень на высоте метров 8 да так с полчаса там и просидел, дыша ветром и вспоминая вчерашние разговоры.

И не отпускало:

"Мне надоело нервничать

"Ведь нервы не сучок.

"Я нажимаю автомата спусковой крючок..."

...

Сух и харьковский ветер иногда.

Едва узнал свой дом Саша,когда со службы вечером возвращался.

Осталась в памяти моя вина, что твою установку для разлива электролита, которую ты изобрёл и сконструировал, не успел я промыть после показа комиссии из Москвы. Дело в пятницу было, а до понедельника на нержавеющих кранах много окислов выступило, как накипь в чайнике. Прости!


Рецензии