Двенадцать стульев Ильфа и Петрова

Долгие двадцать лет я шел к тому, чтобы осилить произведение «Двенадцать стульев» и покорил эту горку, с разбегу на нее взобравшись. А отдышавшись и оглянувшись вокруг, понял, что это намного более глубокомысленный роман, чем кажется на первый взгляд.

Я даже возьму на себя смелость утверждать, что произведение недостаточно оценено. А еще я бы назвал «Двенадцать стульев» «Мертвыми душами» двадцатого века. По степени актуальности на все времена и количеству знаковых персонажей первое не уступит второму, а по количеству крылатых фраз они просто несопоставимы. Высказывания героев «Двенадцати стульев» значительно пополнили фразеологические словари. Даже тот же самый пресловутый «город N» фигурирует в обоих романах. Вот только если «Мертвые души» проходят в школах и разбирают в сочинениях, то «Двенадцать стульев» рекомендуют для внеклассного чтения. Роман, на мой взгляд, является классическим, а советские фильмы на его основе 1971 и 1976 года – культовыми. Прототипы персонажей взяты из реальной жизни и их можно без труда найти до сих пор спустя почти сто лет, а атмосфера  первых лет советской власти с примесью дореволюционных пережитков передана с иронической тонкостью.

Сюжет краток и его описать одним абзацем. Некий государственный служащий уездного города N из числа бывших дворян, Ипполит Матвеевич Воробьянинов, узнает о том, что теща спрятала от него в конфискованной некогда мебели (точнее говоря, в одном из стульев) фамильные драгоценности. На смертном одре она открывает ему эту тайну. Охваченный «золотой лихорадкой», Воробьянинов берет двухнедельный отпуск и отправляется на поиски сокровищ. В городе своего прежнего проживания, Старгороде, он встречается и «берет себе в помощники» жулика Остапа Бендера и они на протяжении полугода охотятся за предметами гарнитура. В конце концов, перед тем, как распотрошить последний стул, Воробьянинов нейтрализует своего компаньона, чтобы не делиться с ним и вымещая на нем затаенную злобу за унижения. Но вскрытие последнего стула не приносит никакой выгоды, так как сокрытые в нем сокровища благодаря воле случая уже были обнаружены неким честным сторожем и на них был отстроен новый клуб Железнодорожников. Можно было воспользоваться вложенным капиталом, но нельзя было унести его с собой. В итоге главный герой терпит крах.

 Не смотря на то, что главным героем этого романа следует считать Воробьянинова и его изменения под воздействием низменных инстинктов можно явно наблюдать на протяжении романа от начала до конца, ключевым персонажем безусловно являет Остап Бендер. Без Остапа Ипполит Матвеевич скорее всего вернулся бы в родной город и продолжил службу, регистрируя рождения, смерти и браки до конца жизни. При этом у него была бы относительно спокойная ровная жизнь и небольшой достаток. А стулья ушли бы с молотка и продолжали бы служить хозяевам в качестве мебели. Либо до сокровищ добрался поп-авантюрист отец Федор и потратил бы их впустую на какое-либо заведомо убыточное предприятие по типу свечного заводика в Самаре. Кто бы ему позволил иметь собственный завод при Советской власти, да еще производящий продукцию на нужды гонимой тогда Церкви? Впрочем, проекты Остапа Бендера были не менее авантюрными. Что до Ипполита Матвеевича, то он и вовсе не имел в голове никаких проектов. Имение своей жены он уже некогда пустил по ветру. При мысли о больших деньгах, никаких воображений, кроме как гулянки в питейных заведениях Парижа его как правило не навещали. И вот, ради этого дыма, который развеялся бы достаточно быстро, он бросил работу, терпел нужду и лишения, окончательно превратился в старика и впал в беспросветную депрессию.
Остап Бендер выступает в роли эдакого змея-искусителя, постоянно нажимающего на больное и поддерживая в партнере необходимую степень жадности. Подкупают его искрометное чувство юмора и неудержимый оптимизм. Живущий сегодняшним днем, он никогда не унывал, даже оставаясь без носков и зимней одежды. Впрочем, и Киса ему был нужен в качестве свободных ушей для поучений, а также для черновой работы. Хотя надо сказать, что и душевно он привязался к своему другу. Правда использовал его и не хотел делиться. Хоть и шутил он, что оставит без денег, но как говорится, в каждой шутке для шутки.
В романе фигурирует и масса других не менее колоритных персонажей, на рассмотрение которых пусть потратит время читатель самостоятельно. Они интересны каждый по-своему, но у большинства есть нечто общее. Каждый из этих людей менее всего подходит под определение «строителя коммунизма». Это люди из старой закваски, которые и при прежнем режиме не испытывали тягостных нужд. А после смены режима смогли приспособиться и не утонуть в водовороте событий. Многие из них сами себе на уме и считают себя умными, но попадают впросак в результате комбинаций «великого комбинатора».
А в конце романа и сам Остап Бендер становится жертвой. Впрочем, и его палач тоже попадает в выкопанную яму. Вместо драгоценностей – разжатые пружины и потроха разодранного стула. Вместо услужливых лакеев и сладких вин – общественное здание. А рядом уже нет спутника, который подбодрит, утешит и подкинет новую идею. Отдав все ради призрачной мечты, он теряет все…

Можно извлечь много уроков из данного произведения. Я бы выделил два. Во-первых, нужно довольствоваться малым. Во-вторых, никогда не следует опускать руки.

Мне известно о восьми экранизациях произведения: 1933 год – страны производства Польша и Чехословакия, 1938 год – Германия, 1970 год – США, 1971 год – СССР, 1976 год – СССР, 2004 год – Германия, 2004 год - Россия и Украина, 2016 год – Литва.

Авторы романа, выдающиеся писатели Ильф и Петров, были сильно привязаны друг к другу и оба ушли из жизни в 39 лет с небольшим промежутком в пять лет, но оставили бессмертное наследие, за что мы и должны быть им премного благодарны.

16.02.2020

П.С.
Мои любимые фразы из романа и экранизаций.

1. А может тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
2. Исповедовал. Чистая душа. Мужайтесь.
3. — Ну что, дядя, невесты в вашем городе есть? — Кому и кобыла невеста.— Больше вопросов не имею!
4. А ваш дворник большой пошляк. Разве можно так напиваться на рубль?
5. А по мне хоть всю жизнь живи раз хороший человек.
6. Вам некуда торопиться. ГПУ за вами само придет.
7. Это же грабеж среди бела дня!
8. Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!
9. Командовать парадом буду я!
10. Всю контрабанду делают в Одессе.
11. Отобедайте чем Бог послал.В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед бутылку зубровки, домашние грибки, форшмак из селедки, украинский борщ с мясом первого сорта, курицу с рисом и компот из сушеных яблок.
12. Ну ты, жертва аборта, а ну быстро говори, кому продал стул?
13. Здесь Паша Эмильевич, обладавший сверхъестественным чутьем, понял, что сейчас его будут бить, может быть, даже ногами.
14. Набил бы я тебе морду, да Заратустра не позволяет.
15. Быстро только кошки родятся!
16. Может вы, святой отец, партийный?
17. Покупаем старые вещи, новые крадем.
18. От мёртвого осла уши
19. Почем опиум для народа?
20. — Божья корова! — Сам дурак!
21. Бог даст, заживем в Самаре возле маленького свечного заводика.
22. Ближе к телу, как говорил Мопассан.
23. Живем мы, знаете, как на вулкане... все может произойти...
24. А мне многого не надо, лишь десяточку за ордерок.
25. «Прыткий молодой человек». «А старик типичная сволочь».
26. Старуха не подкачает? Надежная женщина?
27. Союз меча и орала.
28. — Ваше политическое кредо? — Всегда!
29. Вы знаете кто этот мощный старик? Это гигант мысли, отец российской демократии. Особа, приближенная к императору!
30. И только беспризорные дети находятся без призора!
31. Дети – цветы жизни.
32. Заграница нам поможет! Запад с нами!
33. Крепитесь! Россия вас не забудет!
34. У нас очень длинные руки.
35. При наличии отсутствия.
36. К поцелуям зовущая вся такая воздушная.
37. Знойная женщина — мечта поэта!
38. К обеду не жди твой суслик.
39. Ничего, моя курочка, твой петушок здоров.
40. Не могу есть фальшивого кролика из морковки.
41. Все болезни от мяса. Организм, отягченный мясом, не в силах справиться с инфекцией.
42. Поедемте в нумера!
43. Стул не иголка, найдем.
44. Правосудие продано!
45. Эффект был велик. Таких ударов великий комбинатор не испытывал давно.
46. Вот тебе седина в бороду, вот тебе бес в ребро.
47. Стулья нужно ковать, пока они горячи.
48. Действовать смело. Побольше цинизма. Людям это нравится.
49. И никакой уголовщины — кодекс мы должны чтить!
50. Не учите меня жить!
51. — Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей...— Мрак!— Взяток не беру... Денег не краду и подделывать их не умею...— Жуть!..
52. Я побью тебя, как ребенка...
53. Увидев меня такой, мужчины взволнуются. Они задрожат. Они пойдут за мной на край света, заикаясь от любви. Но я буду холодна. Разве они стоят меня? Я — самая красивая.
54. Стулья расползаются, как тараканы.
55. Из двух зайцев выбирают того, кто пожирнее.
56. Где вы видели, чтобы мужья изменяли женам?
57. Твой суслик летит к своей курочке на крыльях любви!
58. Или вы встанете, или он сядет!
59. Мальчишка у меня шустрый, привык к спартанской обстановке.
60. Кто скажет, что это девочка, пусть первым бросит в меня камень!
61. Киса, я вас давно хотел спросить как художник художника… Вы рисовать умеете?
62. Вы поразительно догадливы, охотник за табуретками.
63. Берегите пенсне, Киса! Сейчас начнется!
64. Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих.
65. Когда будут бить, тогда будете плакать, а сейчас идите на пристань.
66. Остапа понесло. Он почувствовал прилив новых сил и шахматных идей.
67. Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно.
68. Скучно, девушки!
69. Позвольте, товарищи, у меня все ходы записаны!
70. Контора пишет.
71. Товарищи, cмотрите, любителя бьют!
72. Нас топят, мы выплываем.
73. Нас никто не любит, если не считать уголовного розыска, который тоже нас не любит.
74. Мы чужие на этом празднике жизни...
75. Дуся, вы меня озлобляете!
76. Скажу вам как человек, измученный нарзаном!
77. Деньги вперед, утром — деньги, вечером — стулья
78. Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.
79. Хорошо излагает, зараза! Учитесь, Киса!
80. Ответ есть эквивилент мысли.
81. — Никогда еще Воробьянинов не протягивал руки?!
— Так протянете ноги, старый дуралей!
82. Же не манж па сис жюр. Гибен зи мир битте цвайи марк. Подайте бывшему члену Государственной Думы!
83. Талант к нищенству у вас заложен с детства.
84. – С какой целью берется плата? – С целью капитального ремонта Провала, чтобы не слишком проваливался.
85. Мусик! Готов гусик?
86. Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены!
87. Никакая я вам не матушка! И в моем доме не садитесь ни на какие колени!
88. А давайте напишем «Киса и Ося были тут». Забьем Мике баки!
89. Отдай колбасу, дурак. Вернись, я все прощу!
90. Я верну колбасу, только снимите меня отсюда!
91. Люди, покайтесь публично!
92. Я полагаю, что торг здесь не уместен!
93. Бунт на корабле?!
94. А мне моя жизнь дорога, как память.
95. А между прочим, предводитель, зачем вам деньги?
96. Не бейте себя ушами по щекам !
97. Да, это вам не Рио-де-Жанейро!
98. Дышите глубже! Вы взволнованы!
99. Не волнуйтесь, будут у вас деньги. Будете кушать крем-марго, батистовые портянки носить.
100. Ходют тут, ходют всякие. Ходют и ходют.


Рецензии
Лаконично! Думаю, великие Ильф и Петров не расстроились бы, прочитав вашу рецензию.)

Эрик Аспиров   17.02.2020 10:34     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отзыв!

Вадим Чечнев   18.02.2020 13:57   Заявить о нарушении