Модерн и постмодернизм. История болезни

Французский психолог и психоаналитик Юлия Кристева определила психологическое состояние модерна как "болезнь смерти", а постмодерна - как "переживание болезни смерти со смехом".

Она ведет речь о модерне, как о существовании  "баз исцеления и без Бога, без ценности и без красоты, если не считать красоту самой болезни". И именно по той причине, что счастье для всех одинаково и заключается в гармонии и равновесии, а несчастье, - как утеря равновесия, - выражается во всевозможных мелких и крупных искажениях и болях, - искусство в период модерна становится клиникой для душевнобольных.

На примере писательницы Маргерит Дюрас, создавшей множество сценариев для известных фильмов, она доказывает, что именно клиника, именно истории болезни, именно  искажения нормы создали то страшное, загадочное и темное пространство, в которое оказалось ввергнуто нынешнее общество:  обычные люди, ученые, бизнесмены, писатели, поэты и художники.

"Именно поэтому, - пишет Кристева в работе "Чёрное солнце", - в нем [модернизме] обнаруживается больше колдовства и чар, чем благодати и прощения, традиционно связываемых с художественным гением".  И добавляет: "... Никогда, быть может, искусство не было катарсичным в столь малой степени".

Погружение в неестественный  мир психического расстройства  в фильме, литературном произведении, в политике и в повседневной жизни, ощущается "пользователями"  болезненной картины мира как спускание в ад  или тюрьму, из которых нет выхода.

Ю.Кристева называет такое специфичное мировидение "сговором с болезнью, болью и смертью". И эта линия, лишенная трезвости врачебного знания, настолько калечит психику современного человека, что в результате он оказывается вблизи тех опасных границ, на которых рушится тождество его смысла, личности и жизни".

И, если о поэтических полотнах Клода Лоррена Барре говорит как о "Тайне среди белого дня", то больное псевдоискусство модерна и, порожденная им псевдо-жизнь, становятся "безумием среди белого дня".  Это помешательство  мы  видим повсюду: в науке, в политике, в организации труда - везде, куда дотянулось безумие модерна.*
________
* Вспомните изуверский и абсолютно бесчеловечный мир бизнеса моды, который был показан в фильме "Дьявол носит Прадо" - и тогда станет ясно, в чем конкретно заключается психоз постмодерна. Он заключается в показе "прикольного" безумия.
________

Болезнь коснулось и нашей несчастной страны, когда часть людей - носителей злого вируса, заразила часть наивного советского народа, внушив влиятельной политической группе, что болезнь  прерасна в своих сыпях, кашлях и нагноениях. Что она загадочна и сладка в кровотечениях. Что с болезнью вполне можно заключить партнерский договор. Что, наконец, с ней можно заниматься сексом . Что, собственно, и происходит.

"Мы присутствуем, - пишет Ю.Кристева, - при НИЧТО СМЫСЛА И ЧУВСТВ, чье угасание сопровождается ясным сознанием. Мы - свидетели того, как наши собственные скорби нейтрализованы в холодной незначимости психического окоченения..."

Постмодерн, это, собственно, та же болезнь, НО перешедшая в хронику. Это то же нравственное и психическое окоченение, вдобавок, сопровождаемое  нездоровым смехом, который обычно сотрясает человека, бьющегося в истерике. Это не что иное как катастрофа духа - его агония, которую почему-то никто не может остановить.

Напротив, призывается "риторика Апокалипсиса", которая должна оправдать это безумие. Безумие того загадочного, огромного и всесильного идиота, чьими глазами смотрит сегодня на мир все человечество.

Вся трагедия модерна и постмодерна, я думаю, может быть окончательно понята из аллегории Леонида Андреева, изложенной в виде тяжелого и страстного жития Василия Фивейского.*
________
* Леонид Андреев. Жизнь Василия Фивейского.
________

 Это - история рождения, роста и зла безумия в лице семейного идиота, приведшая к апокалиптическим последствиям. Здесь было все: и благое смирение перед болезнью, и стремление жить по-старому, и попытка сохранения собственной идентичности, и, наконец, побег в никуда, окончившийся страшной погибелью всей семьи.

"Ему было 4 года, но он еще не начал ходить и умел говорить только слово "дай". Был зол и требователен и, если чего-нибудь не навали, громко кричал злым животным криком и тянул вперед руки с хищно скрюченными пальцами. В своих привычках он был нечистоплотен, как животное, всё делал под себя, на постилку, и менять ее каждый раз было мучением. Со злой хитростью он выжидал момента, когда к нему наклонится голова матери или сестры, и впивался в волосы руками, выдергивая целые пряди..."

"Так же трудно было кормить его. Жадный и нетерпеливый, он не умел рассчитывать своих движений: опрокидывал чашку, давился и злобно тянулся к волосам скрюченными пальцами. И был отвратителен и страшен его вид: на узеньких, совсем еще детских плечах сидел маленький череп с огромным, неподвижным и широким лицом, как у взрослого. Что-то тревожное и пугающее было в этом диком несоответствии между головой и телом и казалось, что ребенок надел зачем-то огромную и страшную маску".

Это было существование вблизи идиота, когда семье нельзя было ни жить, ни умереть, когда нарочитый, истеричный смех и отвлечение в виде игры в "дурака" заканчивалось страшным отрезвлением и снова "глядели поверх стола два холодных, два бледных, два угрюмых лица" отца и матери, произведших урода, которые "одиноко выдвигались из темноты и качались в странной немой пляске - два холодных, два угрюмых лица".

Жизнь была и, одновременно ее не было. Потому что в доме жил идиот, который направлял все дела и мысли семьи. Все было подчинено ему: его уродству, уходу за ним и его безумным прихотям. Из отчаянных потуг хозяина что-то построить, что-то создать - ничего не получалось -  он распластывался по земле "и всё рассыпалось, валилось, всё отвечало ему дикой насмешкой и глумлением".

А подросший идиот облизывал губы длинным, как у животного языком, потом сердился, кричал, бил себя по щекам и сползал на пол. Временами он впадал в тяжелое оцепенение. Высунув язык, он смотрел перед собой и тогда чудилось, что он вовсе не идиот, и  что думает он что-то особенное... Что-то страшное о будущем для всех...

Когда силы семьи, направленные на имитацию нормальной жизни истощились, пришло отрезвление и они стали думать: почему в хорошей, доброй, достаточной семье произошло это несчастье?

"... Когда люди очнулись и взглянули вокруг себя - над всеми мыслями и жизнью их господствовал СТРАШНЫЙ ОБРАЗ ИДИОТА. Как прежде топились печи и велось хозяйство, и люди разговаривали о своих делах, но было нечто новое и страшное: ни у кого не стало охоты жить, и от этого всё приходило в расстройство..."

"И куда бы люди ни шли, что бы они ни делали, ОНИ НИ НА МИНУТУ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ТОМ, ЧТО ТАМ, В ПОЛУТЕМНОЙ КОМНАТЕ СИДИТ НЕКТО НЕОЖИДАННЫЙ И СТРАШНЫЙ, БЕЗУМИЕМ РОЖДЕННЫЙ".

"И не были спокойны их ночи. Бесстрастны были лица спящих, а под их черепом, в кошмарных грёзах и снах вырастал чудовищный мир безумия, и владыкою его был всё тот же загадочный и страшный образ полуребенка-полузверя".


Рецензии