Фокусы кристаллизации

В газете “Сан Петербургские ведомости” за 1773 год описан станный случай, случившийся в одном богатом доме во время вечернего бала, назваемого тогда ассамблеей. В бальном зале скопилось много народа стало жарко и душно. Молодые дамы начали падать в обморок. Тогда было модно молодым женщинам демонстрировать свою нежность и слабость обмороком по любому поводу, поэтому кавалеры вначале пытались веерами привести своих дам в чувство, но обмороки были на этот раз настоящие. Один офицер понял причину обмороков и шпагой выбил стекло в окне. Форточек тогда в окнах еще не делали. Морозный воздух ворвался в бальный зал и вдруг в этом помещении выпал  густой снег. Дамы сразу почувствовали облегчение, но испугались этому фокусу кристаллизации снежинок. Они не знали физики этого процесса. А дело было в том, что от дыхания собравшихся на бал людей образовалось множество капелек водяного пара, которые превратились в снежинки, когда ворвался через разбитое стекло морозный воздух. Поэтому на сильном морозе: “пар идет изо рта”. Это крисстализуются белым инеем пары, выдыхаемые человеком.
Что такое кристалл? Согласно французскому кристаллографу аббату Рене Жюст Гаюи (1743-1826 ) кристалл это склад из кирпичиков- мельчайших частиц, собранный по законам симметрии.Сами мельчайшие частицы- атомы уже имеют симметрию кристалла.
Почему дамы приняли выпадение снега в помещении бального зала за некое знамение? Дело в было в том, что в это время Россия воевала с Турцией за  Крым. Они молились за победу русской армии.  Выпавший снег они решили, что являтся знаком небес на победу русской армии. Так же решили советники Екатерины 11 и она приказала продолжить войну до победы. Она не ошиблась в толковании этого знамения.
Действительно, в июле 1774 года был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну. Договор положил конец османскому господству над Крымом. К России отошли крепости Керчь и Еникале, запиравшие выход из Азовского в Чёрное море. Керченский пролив стал российским, что имело большое значение для южной торговли России. Крымское ханство было объявлено независимым, а Турции и России было запрещено вмешиваться в его внутренние дела: «Все татарские народы: пребывающими под самодержавной властью собственного их хана чингисского поколения, всем татарским обществом избранного и возведенного, который да управляет ими по древним их законам и обычаям, не отдавая отчета ни в чём никакой посторонней державе, и для того ни российский двор, ни Оттоманская Порта не имеют вступаться как в избрание и в возведение помянутого хана, так и в домашние, политические, гражданские и внутренние их дела ни под каким видом…»
К Крымскому ханству перешли бывшие османские владения на полуострове (Южный и Юго-Восточный Крым). Историческая задача выхода России в Чёрное море была решена.
Фокусы кристаллизации оставили свой след в архитектуре православных церквей и иконописи.
Считается наиболее древней техникой золочения способ который носил название жжёного злата. Он широко использовалось на Руси с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути. Тонкие кристаллы золотого осадка прочно соединяются с поверхостью металла, получившего этот осадок. В этом фокус процесса кристаллизации. Но мастера золочения расплачивались за изготовление позолоты своей душой. Выпариваемая ртуть мстила мастерам смертью. Пары ртути ядовиты. Древние позолоченные вещи хранят память о их творцах, которые отдали свои души великому делу изобразительного  искуcства и архитектуры.
Эта технология золочения была широко распространена в архитектуре, наиболее известные примеры: позолота куполов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (1838—1841) и шпиля колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (1735 и 1744 годы).Ещё одним из направлений использования огневого золочения являлась одноимённая техника иконописи на металле. Одним из самых известных памятников этой техники являются Златые врата Рождественского собора в Суздале.
Достоинство — высокая коррозионная стойкость и долговечность покрытия. Недостаток — высокая токсичность ртути.

Православные храмы обычно имеют круглый по форме купол. Такая тенденция наблюдалась при строительстве первых церквей и храмов, эта традиция остается актуальной и до сих пор. Красивый могущественный купол возвышается над зданием как символ преодоления и одухотворения мертвой материи.
Покрытие куполов золотом всегда было крайней ответственной и трудоемкой работой. А еще пару веков назад труд мастеров золотильщиков был даже опасным. В то время облицовка купола проводилась старинным методом огневого золочения. Для этого бралась ртуть, в ней растворялось золото, и затем над горящими углями устанавливался медный лист, на который способом тщательной растирки наносилась амальгама- сплав ртути с золотом.
Опасность работы заключалась в том, что выделяющая вредные испарения ртуть убивала мастеров. Во время золочения куполов Исаакиевского собора, на которые ушло 100 кг золота, погибло 60 мастеров. Любуясь куполом этого собора, помните о крепостных, которые отдали свои души за эту красоту - фокус кристаллографии! Архитекторы этих сооружений знали о мрачных последствиях такого золочения, но в них дремало чувство безразличия к судьбе раба. Им нужно было человеческое жертвоприношение для увековечивания их творения. Тенденция язычества человеческих жертвоприношений тайно жила в их христианских мозгах.


Рецензии