Эпоха матриархата

                От автора

Маленькие рассказы о любви и счастье. Я писал их в течение нескольких десятилетий и никогда не публиковал. Наверное, потому что рассказы, тем более о любви, не мой жанр. До сих пор меня знали как автора научных исследований в области химии, писал я также о своей жизни и о судьбах моих родственников, достойных того, чтобы их имена и дела не оказались забытыми. Иными словами – о времени, в котором прошла моя жизнь и которое сильно изменилось. Когда я собрал вместе эти рассказы, то увидел: они тоже о том времени – о людях, о судьбах, о нравах.

Рассказы написаны от первого лица, но это совсем не означает их автобиографичности. В то же время они навеяны реальными событиями из жизни – моей или людей, которых я знал.

Что такое счастье? Герой фильма "Доживём до понедельника" ответил на этот вечно злободневный вопрос односложно: "Счастье – это когда тебя понимают". Однако счастье – явление многогранное, его одним словом не определишь. И пути к нему очень разные. Сколько судеб, столько и путей к счастью. Или к несчастью. Пути эти часто определяет Его Величество Случай. О них и мои рассказы. Один из них предлагаю на суд читателей. Понравится – опубликую всю книгу.

                Эпоха матриархата

Расстались мы мирно. По её инициативе. Я полагал, что у нас нормальная семья. Конечно, не без ссор, но они некритичны. У неё было другое мнение.

– Дело не в количестве ссор, а в их причине. Мне надоела эта борьба за власть. У себя на работе ты можешь командовать, кем угодно и как угодно, а в семьях давно уже наступила эпоха матриархата – изволь подчиняться. Не нравится – до свидания.

До свадьбы, да и какое-то время после неё она своих «матриархальных» взглядов не высказывала.

Детей у нас не было, а в решительности ей не откажешь.

Два года спустя я женился вторично. Когда обжигаешься на горячем молоке, то дуешь на холодную воду: я сознательно искал девушку, не заражённую идеей семейного матриархата. Я не собирался быть жёстким диктатором в семье. Никто в семье не должен править, необходимо согласие. Однако я – не о себе, а о ней. Лет на 5 я потерял её из виду. Не специально, просто так получилось. И вдруг нос к носу столкнулся с ней на улице. Я – обрадовался, она, по-моему, не очень.

– Давно не виделись. Как живёшь?

– Ничего. Не жалуюсь.

– Что-то очень грустно звучит… Замужем? Как твой матриархат?

Она посмотрела мне в глаза и, видимо, поняла, что я совсем не собираюсь её подначивать.

– Честно?

– Конечно. Мы же всё-таки не чужие. Я всегда тебе только добра желал.

– Дура я – вот и весь матриархат. Дура, что от тебя ушла. Вышла вторично замуж, так он через неделю мне сказал: «Хочешь, чтобы я под твою дудку плясал? Не выйдет!». Начала ему про матриархат вякать, так он покрутил пальцем у виска, собрал манатки и ушёл. Сразу. Даже ссориться со мной не стал.

– Да, печально. И что дальше?

– Не знаю. Обратно не возьмёшь?

– Не получится – у меня жена, сын.
 
В следующий раз судьба свела нас ещё лет через пять. В наш отдел пришёл новый сотрудник. Странный такой очкарик: вроде бы неглупый, но какой-то весь зажатый, неуверенный в себе. На праздники позвал нас с жёнами к себе домой. Пошли, конечно. Знакомит нас со своей женой – она, моя бывшая.

– А мы знакомы. Рад тебя видеть!

Вижу: она тоже рада. Но главное не в этом. А в том, как она с мужем обращалась. Короля играет его свита. Так вот она играла своего замечательного мужа. Какой он умный, какой талантливый, какой внимательный, как ей, жене, с ним счастливо. А его самого распирало от гордости: смотрите, какая у меня славная жена. Какая ухоженная квартира, какая жена отличная хозяйка, как она вкусно готовит. Кажется, он и позвал нас, чтобы это продемонстрировать. Мои сотрудники потом говорили ему:

– А жена у тебя замечательная. Вот ведь повезло человеку!

Мы, конечно, своих отношений не раскрыли. Так, знакомы по институту. Когда мы все от них уходили, я поцеловал ей руку и тихонько сказал:

– Молодец. Так держать! Желаю тебе счастья.

Она благодарно улыбнулась.

А ведь она воплотила в жизнь свой семейный матриархат. Только поняла, в чём он состоит: муж должен быть уверен, что он – глава семьи, что жена его любит и уважает, что все решения принимает он сам, а она только соглашается.

Я не спросил её, знала ли она, под чьим началом служит теперь её муж. Хотя… зачем спрашивать: наверняка знала. Более того, уверен: он и попал в наш коллектив не без её участия. Была убеждена: помогу. А ведь парень – хороший специалист. Голова у него на месте. После того праздничного приёма и крылья расправил. Почувствовал доверие и благожелательное отношение.

Знаете, а ведь с таким вариантом семейного матриархата я, пожалуй, соглашусь. Прямо хоть лозунг выдвигай: «Каждому очкарику – по умной жене!».


Рецензии