Искатели монет

   В  1961 году в СССР была проведена денежная реформа. Старые сталинские деньги обменяли на новые хрущёвские 10:1. В народе гуляет байка о том, что когда Никите Сергеевичу Хрущёву, главе правительства СССР, предоставили на утверждение банкноты и монеты нового образца, то встал вопрос о том, нужна ли монета номиналом 1 копейка. На что Хрущёв якобы заявил, что он заставит советских граждан наклоняться за упавшей копейкой.  И после проведения реформы появились товары стоимостью 1 копейка. Их было не так уж мало, на копейку можно было купить: простую ученическую тетрадь, закладку, ластик, коробок спичек, почтовый конверт без марки, простой карандаш, бумажный стаканчик, кусок мела, перо для чернильной ручки, стакан газировки без сиропа, газету «Пионерская правда» и ещё несколько полезных и нужных товаров. И советский человек, увидев потерянную копейку,  не ленился наклониться и подобрать её.
                * * *
   Нередко, мысленно возвращаясь в своё детство, я вспоминаю моменты, которые вольно или невольно оказали определённое влияние на становление моих интересов, моего характера, моих принципов. И именно тогда, в детстве,  я понял, что  слово «дай» в моей семье не работает и потому, прежде чем чего-то захотеть, нужно было хорошо подумать, как и откуда взять, и предпринять меры для получения желаемого.  В нашей семье финансами распоряжалась мать, у которой всегда на мои просьбы был лишь один ответ: «Денег нет» и потому, предпринимая очередную попытку попросить  мелочь, я заведомо знал ответ, но всё-равно на что-то надеялся. Иной раз я не понимал, куда деваются деньги из нашей семьи. Мой отец, работая на железной дороге составителем, достаточно неплохо зарабатывал, но платил 33% алиментов, а мать в то время работала в кинопрокатной мастерской и зарабатывала  мало и потому мы, то есть наша семья - я, сестра, папа и мама, жили бедненько. Моя мать, к сожалению, была хозяйка так себе, готовить не умела, шить и вязать тоже,  хотя и была родом из деревни. Она вечно была уставшая, раздражительная и нервничала по   пустякам. Обиднее всего было то, что у неё всегда кто-то был виноват, то муж, то дети и потому лишний раз подходить к ней и что-то просить  желания не было, тем более ответ был известен: «Денег нет». Я с детства тянулся к музыке, к спорту, к кинематографу, но нужно было оплачивать бассейн, покупать музыкальный инструмент и давать денег на кино, а «денег нет».  Особенно было обидно, когда ребята со двора собирались вместе и шли в кинотеатр на какой-нибудь культовый фильм: «Граф Монте-Кристо» или «Фантомас», а потом во дворе все  азартно  обсуждали интересные моменты из фильма, а я не мог в этом участвовать, потому что я фильм не смотрел. Я не понимал, почему другим детям дают деньги на кино, а мне нет, ведь это всего десять копеек и, конечно,  мне было очень обидно. Тогда я думал о том, что когда я вырасту и начну работать и зарабатывать деньги, то исполню все свои желания и посмотрю все фильмы, которые я в детстве не смотрел.
  В очередной раз, когда дворовая компания  ушла в кино, я сидел на лавке возле нашего дома и сильно переживал, что не посмотрю очередной интересный фильм. Но тут ко мне подошёл мой приятель Олежка,  которому тоже не дали денег на кино, так как он не успел выполнить уроки по музыке. Надо сказать, что Олег был из интеллигентной семьи. Его мама была работницей культпросвета, а отец художник. В нашем доме у них у первых появилась машина «Жигули» и они считались зажиточной семьёй. У Олега с детства была «коммерческая жилка», он то собирал и обменивал марки и художественные открытки, то копил старинные деньги, в общем,  считался «купи-продаем», но всё-равно был хорошим товарищем.  Его семья жила  над нами, выше этажом, и когда он делал уроки по музыке, стуча по клавишам советского пианино, то «вешались» все, кто жил в подъезде нашей пятиэтажки, где слышимость была ну очень хорошая, и лишь я один завидовал ему, потому что мне можно было только  мечтать о пианино.
– Чего сидишь один, чего с пацанами не пошёл в кино, или  опять денег не дали?
– Ну да, не дали. Мать опять сказала, что денег нет.
– Значит, их надо где-то найти.
– Это как найти?
– Да просто, подумать надо. Есть места, где они могут затеряться.
– Ты это про что, Олег?
– Да про то самое, про деньги,  но только тебе по секрету. Деньги надо искать там, где их могут выронить: в магазине, на остановках, возле какого-нибудь киоска. Ты же  сейчас ничего не делаешь, так пошли искать деньги, а я тебя кое-чему научу и кое-что расскажу.  Но только давай договоримся, что тот, кто найдёт деньги,  делится с другим, но не пополам, а, к примеру, так:  нашёл пятак, три копейки себе, две другому, нашёл три копейки, две себе, одну другому.
– А если десять копеек или «двадцатник»?
– Ну, если десять, то шесть и четыре, а «двадцатник» - тринадцать и семь.
– Ладно, договорились. Пошли искать.
- Ну, пошли. И пока никто не появился, начнём мы наш поиск, Женя, вон с тех деревянных столиков.
  Во дворе нашей пятиэтажки стояли два вкопанные в землю стола, за которыми после работы и по выходным дням сидели мужики и играли в карты, домино и шахматы. Часто в карты играли на мелкие ставки и потому шансы случайно найти оброненную или закатившуюся монетку были. Как ни странно, сегодня из взрослых никого не было и мы с Олегом обследовали ладонями всю землю под столиками и, к нашей радости, нашли первый "серебряный" десятник. Это было начало нашей поисковой деятельности.
  С того дня мы с Олегом обходили все места, где могли поживиться. Первым делом мы шли в «Угловой»  магазин-гастроном, где всегда толпился народ. Возле прилавков и кассы  мы смотрели под ноги и, если замечали монетку, тут же «ныряли» и очень аккуратно и быстро выскакивали с добычей. Потом заходили в соседний винно-водочный отдел и обследовали все углы, куда могли закатиться монетки.Наша мальчишеская логика была простая, мы считали, что у тех, кто пьёт, всегда трясутся руки, и они чаще теряют деньги. У нас всегда с собой  были велосипедные спицы, загнутые крючком на конце, чтобы можно было залезать ими в любые узкие щели. После мы шли к овощному киоску и проверяли трапик под окошком, конечно, когда никого не было. Дальше мы направлялись  к киоску «Союзпечать» и тоже осматривали трапик, а особенно щель внизу киоска, стоявшего на кирпичах. Немало времени уходило на обследования двух остановок, которые были на нашей территории. Мы проверяли буквально все щели,  переворачивали мусор, старые выкинутые билетики,  проверяли пустые пачки из-под сигарет,  спичечные коробки,  в поисках заветных монеток.  После мы шли к телефонным автоматам, к автоматам с газированной водой, где почти всегда хоть одну копейку, да находили. Далее на очереди по обходу были:  хозяйственный магазин, хлебный и аптека. Но, как ни странно, в аптеке почти никогда ничего не находили.  Не перспективный был объект.  А вот легендарная пивнушка, которую в народе называли «Аквариум» из-за того, что она имела большие витринные фасадные стёкла, была даже очень перспективная. На самом деле это была пивнушка-«забегаловка» - пив-бар, один из тех, которые находились в каждом районе города.  С момента открытия и до закрытия в ней постоянно толпился народ и сомнительные личности, которые были завсегдатаями этого заведения. За определённую плату они могли без очереди купить пива или достать  пивные кружки, которых вечно на всех посетителей не хватало. В самой пивнушке места было мало, да и очень душно, так как почти все курили и потому многие, покупая пиво, шли пить его на улицу или в ближайшие дворы и, как правило, в одни и те же места, которые мы вечером проверяли.
  Мы постоянно  анализировали, где ещё могли затеряться деньги, определяли эти места, и обследовали их.  Найти железный рубль - значит поймать удачу. Советский рубль имел вес, как в ощутимом состоянии, так и в номинальном. Иметь рубль в кармане - значит чувствовать себя гордо и уверенно. На рубль можно было много чего купить и много раз проехать в общественном транспорте и ещё останется сдача. Рубль занимали «до зарплаты»! Найти рубль — мечта!  И она иногда осуществлялась.
  Как-то, гуляя по массиву, я забрёл в старый заброшенный небольшой парк внутри жилых домов. Когда-то здесь стоял красивый фонтан, вокруг которого располагались лавочки, ну такие с железобетонными основаниями по бокам и горизонтальными рейками. Садишься и проваливаешься как в кресле, очень удобно. Фонтан, конечно, развалился за годы и представлял собой очень плачевное зрелище, а вот шесть лавочек выдержали испытание временем и ещё служили  бабушкам, ностальгирующим по прошлому, алкашам, любившим распивать на этих лавочках спиртные напитки и нам, пацанам. Вокруг лавочек всегда было грязно, но других мест для отдыха  поблизости не было. Я тоже присел на одну из них и обратил внимание на щели между досок, которые везде были затыканы окурками, фантиками, старыми проездными билетиками и просто хламом. И вдруг я увидел торец большой монеты. Вот это да! Это же рубль! Вот удача! Я осмотрелся по сторонам и, убедившись, что нет посторонних глаз, аккуратно вытащил монету из щели. Вот это да, целый рубль! Это же целых четыре билета в большой кинотеатр «Аврора»! Моей радости не было предела, хотелось ею быстрее поделиться с Олегом, но тогда ему нужно было отдать его долю. Ну и ладно, договорились, значит договорились.
  Я осмотрел остальные пять лавочек  и ещё обогатился аж на целых двадцать три копейки.
  Вот это день! В хлебном магазине я разменял рубль, купив булочку-посыпушку,  и отправился хвастаться к Олегу.  Рассказав ему про неслыханную удачу, кое-что правда утаив, я вручил ему  сорок копеек. Олег,  наверное, такого не ожидал и был рад тому, что ему перепало и тут-же сообщил мне, что «надыбал» ещё одно место - это баскетбольная площадка возле школы, засыпанная гравием. Мол, народ там бегает, прыгает, вот  мелочь  из карманов и выпадает, «сыпется», так сказать.  И вот он тоже там «прошвырнулся» и кое-что нашёл. После этого он достал пятак и вручил мне. Наверняка больше нашёл, но я и пятаку был рад, тем более, что Олег это всё затеял.
  Через некоторое время,  путём наблюдений  я выявил, где чаще всего таксисты высаживали пассажиров и что интересно, поискав, находил уже почерневшие от времени монетки. Были места, где люди чаще всего переходили или перебегали  дорогу и эти места тоже были перспективными.  Можно было пройтись по обочине вдоль  автомобильной дороги и тоже попытать шанс. Вариантов было предостаточно, главное цель. 
  Почти возле каждого многоквартирного дома были погреба, так сказать, злачные места, где взрослые дяди, а иногда и тёти распивали спиртные напитки.  «Бухать» на погребах было принято повсеместно. Как только начиналась весна, первые проталины появлялись возле погребов, так как деревянные крышки обитые, как правило, жестью нагревались на солнце и снег первым стаивал с них. Желающие выпить  располагались возле крышки,  стелилась газетка,  на которую выставлялась бутылка водки или пива, выкладывались немудрёная закусь и сигареты,  и люди часами так проводили время. Надо охладить водку – тут же воткнули бутылку в снег и вот тебе  природный холодильник. Всегда возле таких погребов на ближайшем дереве, на ветках, висел один или два гранёных "дежурных" стакана. Снял, дунул, протёр чем-нибудь и порядок. С ранней весны и до первых снегов  погреба служили местом посиделок страждущих выпить.  Конечно,  там было много мусора и старых круглых пробок от пивных бутылок, но места тоже были перспективные и попадали в наше поле зрения. И если мы замечали пьющую компанию на погребах, то обязательно проверяли эти места после попойки.
  У моего приятеля Андрея семья была не благополучная. Отец нигде не работал и постоянно "бухал" - пил спиртные напитки. Так вот он, то ли додумался, то ли по своему опыту, почти каждый день просыпался как по часам в 06-00 и шёл к ресторану "Орион" на поиски денег. Знал, что с вечера народ пьяненький "выползает из кабака", а кого и в принудительном порядке выводят. А по пьяне сами знаете, всё из карманов вываливается. Бывало, что отец Андрюхи и портмоне с деньгами находил. А сам Андрюха ходил весной вдоль дорог и высматривал по ручьям мелочь, которая оттаивала из под снега.
  Недалеко от нашего дома находилось озеро, а вернее сказать «Мотодромовский» карьер, место массового отдыха граждан. Когда-то в черте города добывали гранит, а потом прорвали из земных недр ключи и затопили  водой карьер, превратив его в озеро. Люди стали приходить семьями, стелиться на травке и отдыхать. К вечеру, естественно,  собирались домой, а тут мы с Олегом. Вроде как пришли полюбоваться озером, а сами глазами шарили по земле, по траве и не раз удача улыбалась нам. У меня настолько стал «намётан глаз», что я быстро замечал «кругляк» и определял визуально монетка это или нет. 
  Заходя в транспорт,  я  вначале смотрел под ноги пассажиров, кассира или осматривал место возле кассы  по продаже билетов и, заметив монетку, прикидывал, как быстро её  поднять и почти всегда мне это удавалось.
  А ещё мы не брезговали собирать "пушнину" - так алкаши называли стеклянную тару. Дело в том, что пустые стеклянные бутылки тоже было выгодно собирать и сдавать в пункты приёма стеклотары. За"Чебурашку", бутылку из-под лимонада или пива давали 15 копеек, за большую бутылку из-под молока - 20 копеек, за маленькую - 15 копеек, да ещё и разные банки принимали. И это тоже были деньги и неплохие деньги, на них многое можно было купить.
  Так я стал подкапливать деньги на кино и разные мелкие покупки. А ещё, имея мелочь в кармане, я стал поигрывать на «железные» деньги в «Чику», «Трясучку» и «Пристенок» и как игрок имел авторитет. Старшие пацаны частенько зазывали меня поиграть, как серьёзного игрока.  Много я не выигрывал, но и в проигрыше  никогда не был, по крайне мере, такого не помню. Я всегда чувствовал,  когда надо было остановиться.
  Сейчас, по истечении многих лет, я тоже автоматически замечаю потерянные монетки, но не подбираю их –  и смысла нет,  и стыдно. А, в общем,  я стал суеверным и чужих «халявных» монет мне не надо.


Рецензии