Расшифровываем непонятные поступки Гиляровского

     Бросьте, нет никаких непонятных поступков и загадок, дурачил читателя Гиляровский, мистифицировал или, говоря по-простому, врал. В таком стиле и тональности объясняется ряд противоречий в биографии Владимира Алексеевича Гиляровского. Об этом вы можете прочитать у писателей Алексея Митрофанова и Владимира Аринина, и ряде газетно-журнальных публикаций.

     Собственно, других мнений вы не встретите на просторах печатных и электронных СМИ. Чтобы понять противоречия в воспоминаниях Гиляровского о своём детстве, а нас интересует в основном его сямский период жизни, нужно погрузиться в архивные документы, ставшие теперь доступными; не просто прочитать, а проанализировать его «Мои скитания» и многочисленные воспоминания родственников и современников. И тогда противоречия, связанные с женитьбой Алексея Гиляровского, двусмысленность в воспоминаниях о детстве и скитаниях молодого Володи Гиляровского, необъяснимые с точки зрения простой логики, обретают и смысл и логику.
Для тех, кто сомневается в необходимости подобного изучения биографии Владимира Алексеевича, предложу ответить, к примеру, на следующие вопросы:

      1. Почему Алексей Гиляровский выпускник Вологодской духовной семинарии, нарушив вековые традиции семьи променял карьеру священнослужителя на службу в барском имении?
     2. Как мог Гиляровский, находясь в здравом уме и твёрдой памяти утверждать о замужестве матери в 16 лет, когда по церковной ведомости венчание состоялось на 21 году её жизни?
     3. Почему Владимир Алексеевич Гиляровский никогда, ни одной строчкой не рассказал про белозерскую родню со стороны отца, а постоянно выпячивал казацкие, запорожские корни по линии матери?
     4. Почему Владимир Алексеевич уничтожил метрики при увольнении с воинской службы и несколько лет бродяжничал, не имея паспорта?
     5. Почему на могильном памятнике В.А. Гиляровского указан 1853 год рождения, а не 1855 год, как записано в метриках?
Перечень вопросов не полный, но пока достаточный для возбуждения интереса к личности Гиляровского со стороны любознательных читателей. Другие читатели, впрочем, имеют право согласиться с Арининым и Митрофановым и всё списать на мистицизм Гиляровского.

Реконструкция событий и поступков Алексея Гиляровского. Вторая половина 19 века.

     Белозерье. Алексей Гиляровский, предки которого двести пятьдесят лет несут церковную службу в церкви Воздвижения Честнаго Креста Господня в селе Воздвиженском на берегу Ворбозомского озера, поступает на обучение в Вологодскую духовную семинарию, но завершив учёбу в 1849 году, к огорчению родных изменяет семейной традиции, не возвращается в родительский дом. Вместо церковной службы выбирает службу в имении помещицы Олсуфьевой в Березниковской волости на побережье Кубенского озера.

     Видимо, Алексей будучи ещё семинаристом познакомился и подружился с молодой девушкой Надеждой Мусатовой. Дружба переросла в любовь, оказавшуюся сильнее верности семейным традициям. Отец девушки Мусатов Пётр Иванович, не видя для дочери достойной партии среди местных крестьянских парней, соглашается взять Алексея Ивановича своим помощником по управлению помещичьим имением и поселяет его в доме дворовых людей в деревне Горка. Имение Марии Васильевны Олсуфьевой большое в нём 18 деревень и почти 1000 крестьянских душ.

     Спустя год Алексей Гиляровский и Надежда Мусатова создают семью, начинают жить, как теперь говорят, в гражданском браке. Вот почему Владимир Алексеевич Гиляровский пишет о замужестве матери в 16 лет: «Отец мой, новгородец с Белоозера, через год после службы в имении, женился на шестнадцатилетней дочери» Петра Мусатова. (Мои скитания) Он не ошибся, Надежде Петровне в это время именно 16 лет.

     Родители Алексея Иоанн Петров с Прасковьей Матвеевой прервали отношения с сыном и не благословили женитьбу без церковного освещения, не смягчило их сердца и рождение внука Владимира 26 ноября 1853 года. Скорее всего, дело не только и не столько в непослушании сына, с годами, в конце концов, обиды на самовольство детей забываются и возобновляются нормальные отношения, а в мировоззренческих противоречиях семейств Мусатовых и Петровых, отравляющих сознание и глубоко разделяющих людей, не исключая и родственников.
 
     Здесь мы подошли к главному, ключевому объяснению всех, так называемых, мистических поступков и загадок в поведении Владимира Алексеевича Гиляровского.
Таким мировоззренческим противоречием в отношениях семей жениха и невесты могли быть и стали, на наш взгляд, различия в вероисповедании. Петровы многовековые служители православной церкви, а семейство казака Петра Мусатова приехавшего из города Калязин Тверской губернии принадлежало к одному из староверческих согласий.
     В 19 веке Поволжье - один из центров раскола, место компактного проживания раскольников, а казачество всегда тяготело к старой вере. Староверие было широко распространено в Кубанском и Терском казачьем войске. Более того, всюду, где бы казаки не несли службу, среди них были приверженцы старой веры, даже в личной охране Александра 11. Один из двух погибших с императором 1 марта 1881 года охранников был старообрядец из казаков.

     Таким образом, не имея прямых доказательств, но опираясь на ряд косвенных признаков, можно с большой долей уверенности говорить о староверии Петра Ивановича Мусатова. Гиляровский пишет, прадед:
«…запорожец, после разгрома Сечи в 1775 г. Екатериной ушел на Кубань, где обзавелся семейством и где вырос Петр Иванович, участвовавший в покорении Кавказа. С Кубани сюда он прибыл с женой и малолетней дочкой к Олсуфьеву, тоже участнику кавказских войн.»

     Семейство Мусатовых не было белой вороной в Кубеноозерье, не выделялось особенностью веры. При знакомстве с исповедными ведомостями церквей бывшей Сямской волости за 1915-1917 годы обнаруживаем записи о проживании раскольников в деревне Плющево Сямской Покровской церкви, деревнях Заболотье, Меньшовское, Воронино, Билибино, Бобровское прихода соседней Николаевской Елегонской церкви. Выходит, явление староверия в нашей Вологодской губернии, не относившейся к крупным очагам старой веры, не было экзотикой ещё совсем недавно.

     Рассматривая поступки родителей Гиляровского, исходя из причастности к староверию, можно понять и объяснить логику событий тех лет.

О венчании Алексея и Надежды в православной церкви не могло быть и речи, для начала невесте нужно было перейти в православие, а для законности брака по старой вере «потребны только: согласие сторон, благословение родителей, обручение, свидетели и законные лета»
До поры до времени староверы не стремились к церковному обряду венчания, хотя новорождённые в семьях раскольников не получали метрических свидетельств, и «не признавались в присутственных местах». Дети не получали права на фамилию отца и наследование его имущества. В староверческих общинах научились обходить гражданские ограничения благодаря сплочённости единоверцев, взаимопомощи и поддержке друг друга. Огромные финансовые ресурсы торговых и промышленных предприятий раскольников позволили захватить значительные рынки России, иметь не малый авторитет и вес в общественной жизни. Талантливые дети староверов имели все возможности для карьеры и достойной жизни.

     Молодая семья Мусатовых решилась принять православие спустя 4 года под давлением внешних условий.
В середине 1850-х годов, в конце царствования Николая 1 власти предприняли решительные меры по искоренению раскола, ужесточая социальное и экономическое законодательство, что в то время квалифицировалось не иначе, как коллапс староверческой жизни.
Алексей Иванович Гиляровский в 1854 году начинает служить по полицейскому ведомству и узнаёт о грядущих притеснениях староверов. Надежда Петровна Мусатова, спасая будущее ребёнка, принимает православие и получает право на венчание в церкви.
     А в 1855 году после крещения на Владимира Гиляровского выписывается его первый гражданский документ, метрическое свидетельство о рождении.
Несмотря на переход Надежды Петровны в православие сердца семейства Петровых не смягчились, они по-прежнему не дают сыну Алексею согласия на брак. Поэтому Алексей Иванович вместо родительского благословления предъявляет к обыску: «Дозволение жениху на вступление в брак от Вологодского земского суда сего года от 17 августа данное за №5105» и заключение духовного отца о возможности брака с бывшей староверкой. (Из книги для записи брачных обысков по Вологодской епархии за 1854 год. (ф.496, оп.1, д.12607, л.324об.325)

     По нашей версии, священник Иоанн Петров не просто обиделся, а перестал считать Алексея сыном, отрёкся от него, поэтому получение судебного дозволения на брак допустимо и оправдано.
Ни одной строчки о родне отца вы не найдёте в автобиографических воспоминаниях Владимира Алексеевича Гиляровского.
А объяснение может быть очень простым, Гиляровский о своих белозерских родственниках ничего не знал. В семье Гиляровских-Мусатовых вычеркнули из своей жизни белозерско-кирилловскую родню, никогда не вспоминали, не рассказывали о ней сыну.
     Его внучатая племянница Екатерина Георгиевна Киселёва, и годы спустя, утверждает, что дед писателя был простым рыбаком, а не священником. «Славился среди них вековой род Петровых, сплошь рыбаки и охотники. Они были поставщиками рыбы в Кирилловский монастырь, где пользовались почетом. У одного из Петровых — Ивана, деда по отцу, было три сына. Настоятель Кирилловского монастыря за хорошую службу деда-рыбака (исправно поставлял с Белого озера в монастырь снетка да судака) определил всех троих сыновей в Череповецкое духовное училище». ("Рассказы р дяде Гиляе.")

     Благодаря сохранившимся в архивах церковным документам легко доказывается священнослужение деда Гиляровского и обучение его сыновей не в Череповецком, а в Кирилловском духовном училище.
Ивану Петрову деду нашего героя не нашлось места, можно сказать, в семейной церкви села Воздвиженье, поэтому пришлось «служить сначала в г. Кирилове, а затем в Подгородней Ильинской церкви диаконом, где женился на дочери настоятеля Подгородней ц. Прасковье Матвеевой». «В ревизской сказке (1815–1857 гг.) Подгородней Ильинской церкви у диакона Иоанна Петрова значатся дети Алексей и Павел». Алексей Петров будущий отец Владимира Гиляровского от рождения имел, как и положено фамилию Петров.

     В подтверждение нашей версии о причастности семьи Мусатовых к расколу рассказывает и сам Владимир Алексеевич Гиляровский. На этот его очень знаковый рассказ, почему-то никто раньше не обращал внимания.
«Родился я в лесном хуторе за Кубенским озером, и часть детства своего провел в дремучих домшинских лесах, где по волокам да болотам непроходимым — медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.
     В Домшине пробегала через леса дремучие быстрая речонка Тошня, а за ней, среди вековых лесов, болота. А за этими болотами скиты раскольничьи (люди древнего благочестия — звали они себя.), куда доступ был только зимой, по тайным нарубкам на деревьях, которые чужому и не приметить, а летом на шестах пробираться приходилось, да и то в знакомых местах, а то попадешь в болотное окно, сразу провалишься — и конец. А то чуть с кочки оступишься — тина засосет, не выпустит сверху человека и затянет.
      На шестах пробирались. Подойдешь к болоту в сопровождении своего, знаемого человека, а он откуда-то из-под кореньев шесты трехсаженные несет.
Возьмешь два шеста, просунешь по пути следования по болоту один шест, а потом параллельно ему, на аршин расстояния — другой, станешь на четвереньки — ногами на одном месте, а руками на другом — и ползешь боком вперед, передвигаешь ноги по одному шесту и руки иногда по локоть в воде, по другому. Дойдешь до конца шестов — на одном стоишь, а другой вперед двигаешь. И это был единственный путь в раскольничьи скиты, где уж очень хорошими пряниками горячими с сотовым медом угощала меня мать Манефа.
      Разбросаны эти скиты были за болотами на высоких местах, красной сосной поросших. Когда они появились — никто и не помнил, а старики и старухи были в них здесь родившиеся и никуда больше не ходившие… В белых рубахах, в лаптях. Волосы подстрижены спереди челкой, а на затылке круглые проплешины до кожи выстрижены — «гуменышко», называли они это стриженное место. Бороды у них косматые, никогда их ножницы не касались — и ногти на ногах и руках черные да заскорузлые, вокруг пальцев закрюченные, отроду не стриглись.
     А потому, что они веровали, что рай находится на высокой горе, и после смерти надо карабкаться вверх, чтобы до него добраться, — а тут ногти то и будут нужны (легенды искания рая с 12 го века). Так все веровали, и никто не стриг ногтей.
     Чистота в избах была удивительная. Освещение— лучина в светце. По вечерам женщины сидят на лавках, прядут «куделю» и поют духовные стихи. Посуда своей работы, деревянная и глиняная. Но чашка и ложка были у каждого своя, и, если кто-нибудь посторонний, не их веры, поел из чашки или попил от ковша, то она считалась поганой, «обмирщенной», и пряталась отдельно».

     Судя по всему, Гиляровский со своим наставником дядькой Китаевым гостил у раскольников одной из крайне оппозиционных православию ветвей старообрядчества. Современные исследования раскола выявляют великое множество течений и согласий не принимающих официальную церковь. Если староверы-поповцы были на виду у правительственной бюрократии, поскольку существование этого согласия напрямую зависело от состояния церковной инфраструктуры, то совсем иная картина наблюдалась в беспоповских толках, малозаметных для окружающего мира.
     Большинство беспоповцев числились самыми обычными православными и не проявляли публично свою староверческую принадлежность – о ней, как правило, становилось известно лишь после смерти этих приверженцев раскола. Архивы содержат немало дел с разбирательствами, но поводу завещаний якобы православных людей хоронить их на старообрядческих кладбищах.

Продолжение следует.


Рецензии
Здравствуйте дорогой друг, скажите пожалуйста, что вы думаете насчёт малорусского происхождения Мусатовых? истина это или выдумка ради образа? Спасибо.

Мартин Мозес   15.03.2023 13:41     Заявить о нарушении
Доброго вам дня. Сопоставляя тексты Гиляровского и фактуру исторических событий, есть все основания говорить о малорусских корнях Петра Ивановича Мусатова.

Валерий Кумзеров   27.12.2023 13:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.