Мемуары Войны

               

                Мне кажется не кончилась война
                Иные формы приняла она;
                И лавры победителей войны,
                И козни проходимцев вновь равны!
                ( капитан 1-го ранга – инженер д.т.н.,
                участник Великой отечественной Войны,
                Г. А. Сергеев     /из неопубликованного/   )

                ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ…
            Дату 22 июня 1941 года народы бывшего Советского Союза давным-давно окрестили «Чёрным Листком календаря». Сегодня нет необходимости подтверждать или опровергать эту оценку - она стала достоянием истории. Вместе с тем, достоянием истории до настоящего времени не стали многие эпизоды и факты Великой Отечественной… Об одной из них и пойдёт речь ниже.
           Прежде всего, необходимо вернуться к самой дате 22 июня 1941 года. Эта официальная дата нападения фашистской Германии на СССР. Однако, существует и неофициальная дата начала войны, которую сегодня установить вряд ли возможно. Мой друг – Герой Советского Союза – Николай Стрелков, служивший накануне начала Великой Отечественной в Прибалтике, рассказывал, что фактически немцы начали провокационные действия в этом регионе за неделю-полторы до 22 июня.
           Точно таким же образом оценивает ситуацию в Прибалтике и петербуржец – Репин Анатолий Семёнович, который служил в этот период в одном из инженерных подразделений Красной Армии в Литве.
           - Примерно за неделю до полномасштабного начала войны с СССР, - рассказывает Анатолий Семёнович, - немцы начали активную разведку боем на границе с СССР, только без применения бронетехники и авиации. От разрывов мин и снарядов на нашей территории возникали земляные фонтаны; в рядах защитников Родины появились первые убитые и раненые, но приказа подавлять огневые точки – не поступало. Москва – безмолвствовала! В печати не появилось ни одной НОТЫ ПРОТЕСТА нашего МИДа против враждебных действий Германии. А ведь это был, фактически, первый этап т. н. «ВНЕЗАПНОГО НАПАДЕНИЯ» Германии на СССР.  Таким образом, дату 22 июня 1941 года можно окрестить вторым этапом «ВНЕЗАПНОГО НАПАДЕНИЯ» на нашу страну.
           Командование погранвойск постоянно доносило о приграничных конфликтах в Москву, но Кремль и Министерство Обороны реагировали на эти предвестники большой беды очень вяло…
         - Раннее утро 22 июня 1941 года, когда войска Вермахта перешли границу СССР, вспоминается как сплошной кошмар,- продолжал далее Анатолий Семёнович,- наши оборонительные рубежи были в считанные минуты прорваны и оставшиеся в живых войны Красной Армии в беспорядке отступали на Восток. В спину отступавшим стреляли литовские повстанцы, которые были, вероятно, готовы к подобному развитию событий. Как в том хаосе удалось остаться в живых – не понимаю до сей поры!?
        Получить описанную выше информацию мне  удалось в результате многочисленных встречь с ветеранами той Войны. С 1972 по 1995 год я был Секретарём Общественного комитета по сооружению памятника Маршалу СССР – Г. К. Жукову в Ленинграде-СПб. Председателем этого Комитета был как раз Герой Советского Союза – Стрелков Николай Михайлович!
              Число ветеранов Войны, которые делились своими воспоминаниями, исчислялось тысячами. Схематически, суть их можно представить следующим образом. Первые дни и недели войны, несмотря на героическое сопротивление наших войск, линия фронта непрерывно откатывалась на Восток. И военные и политические просчёты, чтобы не сказать жёстче, привели к тому, что на Северо-Западном направлении нашей страны уже 10 июля 1941 года, т. е. менее чем за три недели военных действий, гитлеровцы оказались под Лугой, в непосредственной близости от Ленинграда! Только на этом рубеже войскам Красной Армии удалось на полтора месяца остановить буквально парадное шествие Вермахта, что сорвало планы Гитлера овладеть Ленинградом сходу. Не удалось ему этого и позднее, но 8 сентября 1941 года кольцо окружения города всё же сомкнулось на казавшиеся бесконечными 900 дней Блокады!
          На помощь блокадному Ленинграду была срочно направлена 54-армия, которая в это время формировалась в Московском военном округе; командующим армией был назначен маршал Советского Союза – Г. И. Кулик. Как следует из карты боевых действий за июнь-декабрь 1941 года 54-я армия заняла оборону по правому берегу реки Волхов. Какая трагедия разыгралась далее и со штабом 54-й армии, и с её командующим – неизвестно…, но абсолютно точно известно только одно: 54-я армия осталась без командующего. Он исчез.
           Новым её командующим был назначен генерал-лейтенант М. С. Хозин.
          О дальнейшей судьбе Г. И. Кулика мне поведал заместитель начальника ОКР СМЕРШ одного из районов авиабазирования ВВС Волховского фронта – подполковник Сергей Игнатьевич Моисеев.
          - Осенью 1941 года, кажется в октябре, - свидетельствует ветеран СМЕРШа,-  в расположение нашей части вышел какой-то старик, который назвался задержавшим его солдатам, Маршалом Советского Союза – Куликом.
         Часовые привели задержанного в штаб части и я был одним из первых, не считая часовых, увидевших этого человека. Его вид поражал воображение: давно не бритое лицо напоминало львинную морду; на ногах – лапти; одет он был в какое-то тряпьё, вызывавшее отвращение. Где он находился всё это время, после разгрома Штаба 54-й армии – мне неизвестно, говорит С. Г. Моисеев.
          Я в этот период был секретарём партийной организации штаба части и, прежде всего, отдал распоряжение хозяйственникам о том, чтобы несчастного Маршала помыли, побрили и одели - привели, как говорится, в «божеский вид»!
          Через час-полтора ко мне вновь привели этого человека уже побритого и одетого в униформу военного образца без, естественно, знаков отличия. Мы обменялись с ним несколькими фразами, касавшимися состояния его здоровья, которое оказалось не сильно пострадавшим… После чего я препроводил его к своему начальнику. Разговор между ними вёлся уже без свидетелей и о содержании допроса мне ничего неизвестно, кроме того что после его окончания мой начальник связался с Генеральным Штабом, откуда последовало распоряжение немедленно переправить задержанного Маршала в Москву.
         Позже стало известно, что в начале 1942 года Г. И. Кулик был понижен в звании до генерал-майора, а в 1957 году, посмертно, ему было возвращено звание Маршала Советского Союза и награды.
          Как видно, эта трагичная история лишний раз свидетельствует о тяжелейшем положении нашего государства в целом и Красной Армии в частности из-за военной и политической недальновидности Верховного Главнокомандующего – тов. И. В. Сталина и его ближайшего окружения. А всю тяжесть Войны и всю ответственность за её промахи  пришлось взять на себя простым людям – военным, морякам, рабочим, служащим и крестьянам всех национальностей нашей страны.
           ------------------------------    .      ----------------------------------   .   --------------------------------
       Закончить свой мини-анализ хочу информацией из немецкого источника Taschenbuch fur Gimnasiasten und Realschuler. LEIPZIG, 1893, p.     , в котором в частности приводится справка о печально знаменитом Фридрихе-I Барбаросса, полководце Третьего Крестового похода (1189-1192 гг.), утонувшем в 1190 г. в реке Салеф. Знал бы херр Гитлер о бесславном конце своего кумира, может и не втянулся бы в военную авантюру?...

                Попов Юрий Сергеевич, 1925 г.р.,
                Ветеран ВОВ, капитан-инженер в отставке
                Тел. 8-905 -272-85-05
Справка об авторе: публиковался в различных газетах – АиФ, «Час Пик», «Вечерний Магадан», «На страже Родины» и др… и журналах «Звезда», « Посев», «Терминатор» и др…. а также тематических сборниках «Ветеран» 4-й вып. Лениздат 1990 г. и мн. др….

               


Рецензии