Социум и приватиум

Хотите понимать происходящее? - Исследуйте особенности функционирования приватиума

Слушаю очередных специалистов (без иронии пишу, они действительно эксперты в своем деле - много видели, много слышали, много поняли - и не скороспелки-недоучки). Размышляют они о разном (о.том, как наиболее эффективно распределять природную ренту, о том, что снижение учетной ставки по кредитам вызовет приток инвестиций в промышленность, например). Размышления их обоснованы мировым опытом и очень логичны. В России все не совсем так, добавляют они, потому что понимают, без этой добавки их, уважаемых людей, засмеют. А почему у нас наработанные опытом схемы не работают? - Потому что деградировал и качественно переродился социум. Его всесторонне характеризует термин "приватиум". Хотите понимать происходящее? - Исследуйте особенности функционирования приватиума. Посмотрим чем приватиум отличается от социума.



СОЦИУМ.Напомню, словари и учебники, равно многочисленные статьи и монографии, включают в объем понятия «социум» (обычно понятие «социум» отождествляется с понятием «общество») социальные связи и взаимосвязи, социальные действия, взаимодействия и отношения, личности и их объединения, социальные институты и организации, культура, социальные ценности и нормы, социальное регулирование. Социум характеризуется единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры, пространством взаимодействия социальных общностей. Социум функционирует как целостность. В пределах социума люди координируют свои действия друг с другом по определенным правилам.Тем самым социум оказывается наделен определенным единством действий, и за его границами сколько-нибудь регулярная координация действий по таким общим правилам уже не осуществляется.

Социум регламентирует семейные связи, личную безопасность, возможности обогащения и роста власти и влияния, необходимость жертв со стороны своих членов; в человеческих коллективах всех прочих уровней организации подвергаются регламентации гораздо более ограниченные и менее существенные стороны жизни человека. Членство в социуме наследственно.Его нельзя покинуть по собственной воле без всяких ограничений.Члены социума оказываются психологически «своими» друг для друга, испытывают друг к другу привязанность, близость и солидарность. Граница своего социума - это основная граница «своего» и «чужого» в мире для подавляющего большинства людей.

Единая, общая для всех членов социума власть - недостаточный социообразующий фактор, обеспечивающий его единство. Основным социообразующим фактором являются взаимные обязательства составляющих социум людей, направленные на улучшение возможностей выживания каждого из них. «Указанные обязательства действуют именно и только внутри границ социума.  Поверх же границ социума таких отношений не возникает, и принесение правящей верхушкой «своих» в жертву «чужим» само рассматривается как предательская безответственность. Речь идет о взаимопомощи, которую члены социума обязаны оказывать друг другу в чрезвычайной ситуации ценой тяжелейших личных жертв; однако, обязательная взаимопомощь менее напряженного вида является уже постоянным и необходимым условием существования социума. Таким образом, первым краеугольным камнем социума являются обязательства взаимопомощи. Если конфликт случится между членами одного социума, он будет локализован и разрешен по определенным правилам, а действия сторон окажутся строго ограничены, и сторонам придется определенным образом считаться с интересами друг друга, в противном случае на них обрушится с тяжелым наказанием их общая власть. В данном случае речь идет о взаимных обязательствах по ненападению, составляющих второй краеугольный камень всякого социума. Организацией и гарантией выполнения этих обязательств и служит единая власть социума. Без такой власти некому и нечем будет обеспечивать взаимопомощь и взаимное ненападение членов социума. Социум, таким образом - это «поле» взаимной наследственной клятвы о взаимопомощи и ненападении. Тем самым именно социум обеспечивает удовлетворение фундаментальных желаний человека, его потребностей в безопасности и помощи в случае нужды.
Таким образом, социум - это самое большое по масштабам множество людей, которое можно рассматривать как единый субъект исторического действия».

Самое большое, но не единственное. Современная Россия явила такое же по масштабу множество людей, извне наблюдаемое как единый субъект изменений, и не соответствующее только что перечисленным критериям.

Существовало и существует немалое множество обществ (от слова «общее», у древних называлось «гетерией», то есть товарищество), в которых преобладает частная («часть», «частичное») собственность. Некоторые из них очень благополучны. Классик структурно-функционального анализа Р. Мертон писал, что: 1) все части общества функционально едины, то есть функционируют согласованно; 2) все общественные явления и процессы функциональны, то есть полезны для общества. Но у нас нечто противоположное. Почти все перечисленные свойства социума у современной России отсутствуют.Общее было расколото  на части, не разбилось вдребезги, но и не соединено вновь. Возникло multis separatum privatum singulis (множество отдельных частных индивидов ). У нас не обычное «общество», не «социум» (от лат. socium- общее)  а «частьщество» (от русского «часть»). Можно ввести более привычный для уха ученых и политиков латинообразный термин - «приватиум» (от лат. privatus- частный , по аналогии с «общество» = «социум», «частьщество» = «приватиум». Принято говорить о «расколотом обществе» России. Но «расколотое» - без объединяющих факторов — только номинально общество, а по сути — уже не общество, не вполне общество. (Религия и церковь не могут склеивать. Они, по-сути, не для всех вместе, а для каждого отдельно.) «Бизнес», то есть деньги, не соединяют, а общего дела, то есть работы, нет.) Даже война, которую мы ведем уже десятки лет, не склеивает нас в целостность.


ПРИВАТИУМ (частьщество) — такое аномальное состояние (способ) сосуществования социальных субъектов ( в данном случае индивидов)  (государства, учреждений, коммерческих организаций, регионов, партий, семей, людей и проч.), при котором каждый индивид, если и принимает в расчет интересы взаимодействующих и взаимозависимых субъектов, то только как помехи, воздействие которых надо нейтрализовать, пренебречь ими, или их уничтожить.

Наше государство, как это ни парадоксально, усиливает приватиум, проводя финансовую границу между центром и регионами, централизуя налоговые поступления и «опуская» или «поддерживая» регионы, следствием чего оказываются разные зарплаты людей одной профессии и одной квалификации.  Государственный центр  отгораживается от регионов, откладывая для себя «кубышку» за границей и толкая регионы в неоплатные долги банкам.

Наличие приватиума меняет суть и цели взаимодействия людей. В его основе уже не обмен деятельностью и способностями, вытекающими из общественного разделения труда, как в социуме. В его основе — эгоистический, часто паразитический, интерес господствующих субъектов, которые  не заботятся о судьбе подчиненных, так как у них судьба разная. Они обеспечили себе беспрепятственный выход во вне, за пределы приватиума, предчувствуя что он не сможет существовать долго, он нежизнестойкий

Соответственно, у нас не три ветви власти, а три (или четыре) частных корпорации с обособленными разрозненными интересами. Прежде чем объединяться, надо размежеваться — писал классик начала ХХ века. Учитывая нынешнюю действительность, добавлю: «или найти консенсус, согласие». Но, поскольку уже сложившаяся власть избегает дискуссии, постольку  нет споров, значит, нет консенсуса и нет целостности.  Это мысли уже современного классика,  объединившего политику, право и этику в так называемый «этический дискурс» -  Ю. Хабермаса. Соответственно, президент — легитимный глава государства, но не страны. Он представляет не социум (его нет) , а только своих сторонников. Высокий рейтинг президента — свидетельство его поддержки перед лицом «врага» и надежды на то, что он «что то сделает» («должен сделать», «не может не сделать»).

Возникновение приватиумов («частьществ») — качественный скачок. Он основной, а может быть неизбежный,  тренд при буржуазной контрреволюции (иногда ее называют «антикоммунистическая революция»)    в странах с преобладавшей в течение десятилетий государственной собственностью, но и Запад может перерасти в это качество при расколе элит или сепаратизме регионов. Очень опасна исходящая от России радиация — поляризация богатства и нищеты, система отмывания теневых и просто преступных доходов, паразитическое существование «элиты», широко рекламируемый аморализм и т. п. Чтобы не допустить приватиума едва ли не единственное средство — контроль над властью и конкретным чиновником, а может быть и отказ от власти.


Ярчайшая иллюстрация приватиума — Украина. Этноцентризм и «Антироссия» — не только тренды соответствующие внутренним и внешним заявкам, но и попытка (способ) воссоздать социум за счет национализма.


Другая иллюстрация приватиума исходит непосредственно из обслуживающего его нутра — телевидения. Изготовители и ведущие телепрограмм о российской внутренней жизни преследуют какие-то свои и чьи-то частные интересы изумительно далекие от интересов публики — настолько далекие, что догадаться о них страшновато (осторожное исключение — передачи ОТР). В свою очередь, думцы удивляют своим постоянством, продолжают эффективно работать на распад расколотого народа, выпекают очередные из пяти или шести тысяч законов Уже давно стало  шуткой, что за пределами МКАД происходит нечто если не «параллельное», то уж точно «по-касательной» законодательной деятельности Центра.  И вообще, в приватиуме особое положение правовой системы.В социуме законы призваны стабилизировать состояние системы сосуществования социальных субъектов, а в приватиуме законы приспосабливают к изменяющимся обстоятельствам, формируя перманентный хаос в чьих-то частных интересах. Создается видимость того, что посредством изменения законов управляют. Глупость! Эффективно управлять изменяя законы не возможно — это очень долго. Управлять следует посредством приказов, распоряжений, постановлений, кадровой политики, распределения ресурсов в ситуации стабильности права в сложившемся социуме.


Пожилые бредят о Великой России (в их сознании СССР), а молодые выросли не в великом социуме, а в приватиуме и им важна частная жизнь. Кто прав? - Мечта о прошлом! Великая Россия существует в сознании части тех, кто долго и плодотворно жил в СССР. МЫ, забывшись, свое эмоциональное отношение к прошлому переносим на настоящее. Особенно воодушевляет, когда летят бомбовозы, ждавшие своего по 40 — 50 лет, из чрева кораблей и подводных лодок  (они оттуда, из Советского Союза!) выстреливают новые «Калибры» , и все это падает на головы новых врагов, а бывшие враги, потом друзья, а теперь «партнеры» ждут, что получится.


Но - «сознание есть осознанное бытие» - архетипы, бессознательное молодых людей положили в основу своего поведения наличие реалий приватиума, да и пожилые обеспокоены - что-то нарушает благополучие, тревожит совесть.


Большинство из нас  с тревогой замечает как партнеры превращаются в хорошо оснащенных врагов. А наша элита догадывается, что ее враги мы, а наши партнеры — ее друзья. Ворота Псковского кремля уже открыты.


В приватиуме не может быть даже однотипной идентичности. Только для некоторых групп рабочих и военных сохранятся не придуманные, а действительные элементы  социума — советского социума. Но образ жизни и мысли вышедшей из народа элиты не наш, он чужой. В современной Москве для одних вечный карнавал — пробки стоят и на ночных московских улицах, а другие мечтают получить хотя бы миску супа. В отличие от нее в старой России все - и богатые и бедные - были православные, все были «свои», а теперь все «чужие»,  потому то за пределами воспоминания и мечты НАС просто нет.  Нам еще предстоит заново осознать СЕБЯ и обрести СВОЮ элиту.


Рецензии