Обелиск у Пыжовского леса

          
   ЧТОБЫ ПОТОМКИ ПОМНИЛИ:
   ВОЙНА - ЭТО СТРАШНО!
   
    О родном госпитале говорит
    начальник СЭГа №290, военврач
    Вильям Ефимович ГИЛЛЕР
               
                ПЫЖОВСКИЙ ЛЕС ВСЁ ПОМНИТ!

     В 1974 году 9 мая на опушке Пыжовского леса был торжественно открыт необычный памятник.
   Чаша со змеёй сразу же выдавала отношение медицины к обелиску.
   На одной его грани выбиты такие слова:
«Здесь в Великую Отечественную войну (19. III.43 – 19.VI.44 гг.) действовал фронтовой госпиталь №290, личный состав которого вернул в строй десятки тысяч солдат и офицеров».
   На другой его грани:
  «Перед мужеством военных медиков преклоняемся».

   Справедливости ради, надо обязательно отметить, что в СЭГе №290, кроме персонала медицинского профиля, были также водители и ремонтники санитарных машин, электрики, швеи, прачки, повара…
   Без так называемых вспомогательных служб этот огромный госпиталь не смог бы принимать в сутки тысячи раненых, оказывать им медицинскую помощь, мыть, кормить, отправлять санитарными поездами в тыл тех, кто нуждался в длительном лечении.
   Так что памятник у Пыжовского леса – это дань благодарности всем, кто служил (1000-1500 человек) в СЭГе 290.

                СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА

    То далёкое событие глазами очевидца – В. Горбунова (его рассказ «Торжественное открытие памятника в Пыжовке» был опубликован в газете «Ленинский путь» 14 мая 1974 года. Предполагаю, что эта газета выходила в г. Вязьме):
   «В праздничный день 9 мая 1974 года в деревне Пыжовка состоялось торжественное открытие памятника, установленного в честь военных медиков сортировочного эвакогоспиталя (СЭГ) №290 Западного, а с 1944 года – 3-го Белорусского фронтов.

   Но прежде, чем настал этот торжественный день, была проделана огромная работа «красными следопытами» средней школы №2 г. Вязьмы.
   Они установили, что в начале войны один из крупнейших фронтовых госпиталей дислоцировался в Вязьме в районе железнодорожной станции Новоторжской. С последними советскими военными частями работники  госпиталя отступили, увозя с собой не выписанных раненных солдат и офицеров Красной Армии.
   (Госпиталь мог оказаться в окружении врага. По решению Санитарного управления Западного фронта в первых числах октября 1941 года СЭГ №290 был направлен в Москву. Здесь он работал с октября 1941 по март 1943 гг. Базой для него стали корпуса эвакуированного госпиталя в районе Лефортово. Теперь там работает Главный военный клинический госпиталь имени академика Н. Н. Бурденко – Л. П.-Б.)

   На второй день после освобождения Вязьмы госпиталь в полном составе прибыл в город. Но города не было. Из конца в конец весенние ветры продували развалины.
   Совсем рядом шли бои. Надо было принимать раненых. И тогда решено было развернуть госпиталь в Пыжовском лесу.
   С одной стороны - это было безопаснее; с другой – всё равно в городе почти не было ни одного здания, в котором можно было без предварительного ремонта размещать раненых.

   Врачи, медицинские сёстры, санитарки и другой персонал госпиталя под руководством начальника СЭГа Вильяма Ефимовича Гиллера и его заместителя по политической части Георгия Трофимовича Савинова в короткий срок оборудовали землянки и блиндажи под операционные, перевязочные и палаты, и начали принимать раненых.
   «Красным следопытам» Вяземской школы №2 удалось установить связь со многими оставшимися в живых медицинскими работниками госпиталя. И затем ребята ежегодно встречались с ними в Москве в День Победы.

   А первая их встреча в Вязьме была в 1973 году. Из разных республик Советского Союза приехало около трёхсот ветеранов госпиталя. Это был волнующий, незабываемый день. Все были благодарны вяземским школьникам за то, что появилась возможность встретиться однополчанам; побывать в тех местах, где в бессонных ночах и тяжком труде проходила их молодость.
   В тот памятный день и произошла символическая закладка памятника СЭГу №290. На эбонитовой пластинке, укреплённой на металлическом штыре, была сделана надпись: «На этом месте будет установлен…»
   И началась работа по осуществлению задуманного. Ребятам помогали все. К кому бы они ни обращались, всюду встречали внимание и поддержку.

   … И вот, наконец, наступил торжественный день открытия памятника.
   Уже с утра у въезда в деревню Пыжовку стали собираться люди. К часу дня на нескольких автобусах прибыли многочисленные гости, пионеры и школьники 2-й средней школы, представители советских и партийных органов города и района.
   Под звуки горна и барабанную дробь проходит дружина имени Героя Советского Союза капитана Николая Гастелло. Ведущая, командир дружины полка Лена Кузнецова объявляет об открытии митинга.

   Затем слово предоставляется бывшему начальнику госпиталя, полковнику медицинской службы в отставке, почётному пионеру Вильяму Ефимовичу Гиллеру. Он искренне благодарит «красных следопытов» за огромную проделанную работу по увековечиванию памяти советских медиков, и заверяет, что их добрые дела никогда не забудут ветераны.
   С ответным словом выступил командир эскадрильи 4 «а» класса Юра Павлинов. Его слова прозвучали, как клятва пионеров и школьников: быть такими же мужественными и трудолюбивыми, как те, кто в суровую годину испытаний с честью выдержал все тяготы военного времени.

   Директор школы №2 Н. И. Кобзарь поблагодарила все организации и предприятия города, принявшие участие в создании обелиска, и попросила снять с него покрывало.
   Это почётное дело было предоставлено военврачу В. Е. Гиллеру, председателю Совета ветеранов СЭГа 290 С. С. Зверловой, заведующей гороно Н. П. Поповой и военруку школы С. Д. Чвырову.

   Перед присутствующими предстал величественный мраморный обелиск с медицинской эмблемой и датами работы госпиталя в Пыжовском лесу.
   Минутой молчания участники митинга почтили память тех, кто не дожил до Дня Победы; погиб в бою или умер от ран во время Великой Отечественной войны, и кто умер в послевоенные годы.
   От имени городского комитета КПСС выступил заведующий отделом пропаганды и агитации  В. К. Александров.
   К подножию памятника были возложены венки и живые цветы.

   Звучит торжественная мелодия Гимна Советского Союза. Застыли в едином строю пионеры и школьники, ветераны войны и гости.
   Отныне и навсегда этот скромный памятник будет напоминать о беззаветном мужестве советских людей в годы Великой Отечественной войны…
   И каждый год в День Победы сюда будут приходить люди, чтобы чтить память павших и славить живых».

                ОБЕЛИСК НА ОПУШКЕ…

   А под таким названием о том событии рассказала газета «Пионерская правда» (6 сентября 1974 г.). Здесь же фотография обелиска (фото С. Федяева; возможно, он и автор заметки). Рядом большой строй пионеров. Они в праздничной одежде и с красными галстуками.
   
   «ПЫЖОВСКИЙ ЛЕС… Пять лет назад следопыты 2-й средней школы города Вязьмы увидели в лесу какие-то странные ямы, наполненные водой. Из них торчали полусгнившие сваи.
   Что это? Лес такой заросший, и вдруг следы строений!
   Ребята узнали от пожилых колхозников, что ямы в лесу – это следы огромного подземного госпиталя. Здесь в годы войны была узкоколейка, по которой в маленьких вагончиках привозили раненых; был даже санитарный аэродром.
   Всё это – и подземные хирургические отделения, и аэродром, и узкоколейку – строили сами медики. И спасли здесь, в лесу, десятки тысяч жизней.
   Вот бы найти этих врачей и медсестёр!

   Поиск возглавила старшая пионервожатая Валерия Евгеньевна Гаврилова. По цепочке, которая тянулась от Пыжовского леса во все концы страны, следопыты отыскали многих военных медиков из сортировочного эвакогоспиталя – СЭГа №290.
   Каждое лето в гости к пионерам стали приезжать ветераны-сэговцы, чтобы провести в Пыжовском лесу торжественный сбор, вспомнить то героическое время.

   А недавно они открыли здесь вместе с пионерами памятник-обелиск, посвящённый подвигу военных медиков.
   Поставили его у дороги, на опушке леса, в том самом месте, где когда-то начиналась узкоколейка.
   В 30-ю годовщину Победы над фашистскими захватчиками к обелиску приедут сотни ветеранов-медиков.
   Пионерская дружина будет салютовать их подвигу!»

                МОЛОДОЖЁНЫ ПРИНОСЯТ ЦВЕТЫ 
   
   Те вяземские ребята, конечно, молодцы.
   Но ещё раньше, начиная с 1956 года, в Москве появились такие же энтузиасты, вознамерившиеся найти однополчан по службе в СЭГе №290. И первая встреча сэговцев состоялась в 1957 году. Приехали в Москву те, кого удалось найти в разных республиках СССР; ведь после окончания войны персонал госпиталя разъехался по городам и весям.

   А регулярные встречи сэговцев (так называли себя те, кто служил в этом фронтовом госпитале) проходили в День Победы 9 мая, начиная с 1966 года.    
   Первый председатель Совета ветеранов СЭГа 290 Нина Павловна Михайловская (в годы войны – Уварова; именно она была инициатором поиска однополчан) вспоминала:

   «Конечно, всем нам хотелось иметь какой-нибудь отличительный знак СЭГа. На одном из заседаний совета было решено: выяснить возможности утверждения знака и установления обелиска в Пыжовском лесу.
   Всем членам совета предложено внести свои предложения по этим важным вопросам. Такое же задание получили и учащиеся Вяземской школы. Ребята прислали свои рисунки, которые были помещены в газете «Боевой листок», подготовленной к встрече однополчан в 1970 году».

   Понятно, что Совету ветеранов СЭГа №290 пришлось написать не один десяток писем в разные государственные учреждения – чтобы получить разрешение на создание обелиска.
   Было бы странно, если бы фронтовики отступили перед трудностями!
   И Знак госпиталя есть. По форме - медаль. На нём слова "Фронтовой СЭГ-290"; в центре годы войны: 1941-1945.

   Хорошо, что обелиск появился. Надо признать, что не так уж много написано книг, создано документальных и художественных кинофильмов, поставлено памятников военным медработникам.
  Насколько я знаю, нет и награды, в основе которой был бы их вклад в разгром свирепого врага – фашистов всех мастей. Ордена и медали, которые получал персонал СЭГа 290, других госпиталей, медсанбатов – те же, которыми награждали всех фронтовиков, независимо от рода войск.   
   Это к слову. Теперь уже нет смысла учреждать новые награды для фронтовиков.

   По рассказам очевидцев, как только на опушке Пыжовского леса появился тот памятник, все проезжающие машины давали сигнал. Так подтверждалось, что послевоенные поколения помнят о подвиге тех, кто жизни не щадил ради мира.
   Сигналят ли сегодня, не знаю. Но мне рассказали, что к тому обелиску приезжают молодожёны – жители Вязьмы. С цветами. Фотографируются.
   Хорошая традиция!
------------
 Не самая лучшая фотография о том событии. Нет на этом снимке ветеранов госпиталя. Со временем заменю на другую.
 За обелиском (слева) стоит женщина - это  директор (надеюсь, что не ошибаюсь)Вяземской средней школы №2 Н. И. Кобзарь.


Рецензии
НЕТ ВОЙНЕ!!!

Эрнест Марцелл   13.06.2022 22:38     Заявить о нарушении
Согласен с Вами полностью уважаемые Лариса и Эрнест! Есть в Инт. фразы великого русского писателя Льва Николаевича Толстого о патриотизме.
Вот одна из них:
"И, заглушая в своей душе отчаяние песнями, развратом и водкой, побредут оторванные от мирного труда, от своих жен, матерей, детей – люди, сотни тысяч простых, добрых людей с орудиями убийства в руках туда, куда их погонят. Будут ходить, зябнуть, голодать, болеть, умирать от болезней, и, наконец, придут к тому месту, где их начнут убивать тысячами, и они будут убивать тысячами, сами на зная зачем, людей, которых они никогда не видали, которые им ничего не сделали и не могут сделать дурного..."...
Извините, с уважением,

Пётр Васильевич Качур   24.12.2023 18:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.