Мешок денег скопил мой прадед

АВТОР АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВ
                ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ  НАШЕЙ МАТЕРИ               
  ЕКАТЕРИНЫ МАЛЫШЕВОЙ

              ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ

               КРЕСТЬЯНСКИЕ СКАЗЫ


               МЕШОК ДЕНЕГ

Среди шумной многолюдной ярмарки поведал мне ученый человек Александр волнующую быль. Передам ее вам  его словами.   


Сохранилось в нашей семье предание о том, как накопил прадед наш большой мешок денег и чему научила его жизнь.
Началась история его богатства в царские времена.
Прадед мой жить начал на Полтавщине, и звался Минеем. И трудился там мастером при машинах на сахарном заводе. Стояли на дворе золотые времена - платили рабочему человеку за опыт и смекалку его золотыми червонцами. Год за годом скопил прадед на переезд. Вот тогда и решил начать новую жизнь в легендарной Сибири.


        К тому времени дед уже был женат и жена его, моя родная прабабушка, была белошвейкой. Умела она искусно шить дорогую барскую одежду и красивые офицерские вещи.
Прадед мой вместе с женой решились ехать на Алтай. Там начали они большое дело. Все средства собрали в один капитал. Бабушка тоже вложила в общий котел свое приданое.
Так, вместе со Столыпинскими подъемными деньгами для переселенцев, получилось хорошее состояние.

И вот как они им распорядились. На эти деньги прадед закупил иностранные заморские машины для вспашки земель и уборки хлеба.


    Оказывается, в Сибири у крестьян были огромные поля и никаких лошадиных сил не хватало их обработать. И пришла прадеду моему такая новая мысль - купить заморские сельские машины и сдавать их в аренду крепким кулакам.
Жали железные кони хлебные моря и переполнялись большие закрома целыми горами хлеба. А по осени хозяева хлебосольные платили своему благодетелю за работу железных коней сотнями мешков лучшей пшеницы.

 
Эту пшеницу прадед увозил в такой город Семипалатинск, известный русской крепостью в землях киргизов и казахов. Славилась на всю Сибирь Семипалатинская ярмарка. На ней продавал прадед мой много хлеба за хорошую цену.
Здесь же на прибыль закупались мелкие товары - иглы, гвозди, скобы и прочие нужные в крестьянстве вещи, без которых в хозяйстве нет счастливой жизни. Так складывалось его богатство.

Возвратившись на родной Алтай, круглый год торговал предок мой скобяным товаром с хорошими барышами.
В привольном Алтайском краю стояли тогда известные села Бастат и Николаевка. В них завел прадед товарные лавки с хорошими доходами.


Наступили счастливые годы. Прадед мой совершенно успокоился и даже не думал расширять свое дело. Для жизни ему уже всего хватало.
Грел душу его целый мешок николаевских денег, скрытый в укромном подвале.
Собиралось это богатство не случайно.

Надо сказать у каждого человека бывает слабость и недостаток. Прадед мой был человек скупой и строго относился ко всяким ненужным тратам. Однажды дошло до того, что сын его, мой дед подвергся от него наказанию за следующий случай. Молодые сын  его с женою на той Семипалатинской ярмарке решили снять с себя светокарточку на память тех счастливых дней. Все были довольны работой фотографа. Молодые вышли красивее, чем в жизни.


И все радовались, пока не показали картинку отцу моему прадеду. Миней посчитал такие расходы пустыми, вредными и разорительными. Произошел большой скандал.
Хотя световые картинки тогда не  были новостью, и каждый человек вполне мог их себе позволить. Все спокойно снимались, как вдруг прадедушка устроил такой крик и битье, что забыть потом было невозможно. Схватил он на крестьянском дворе палку и побил ею сына за растрату на карточку.

Но все это скупое поведение было неслучайно. Прадед поставил себе целью скопить большие деньги и постоянно себя во всем ограничивал, чтобы добиться цели. Из года в год он старался во всем ограничивать себя, свою жену и свою семью, чтобы однажды сделаться богатеем. Мешок царских денег в подвале дома распухал все больше.


       Но тут наступил семнадцатый год. Царь Николай был  арестован на станции Дно. Власть перешла Временному Правительству. А деньги его, славные Николаевки, новая власть отменила и они обесценились так, что их держали за простую бумагу.
Нет таких слов, чтобы выразить все горе, постигшее моего прадеда. В тот черный день спустился Миней в мрачный подвал с тяжелым сердцем. Сколько раз он обижал своих детей, добрую жену упреками.

Сколько испортил он крови себе и своей жене. И все зазря, за мешок проклятых денег. В сердцах и в сильном гневе он вынес мешок на двор и развел костер. И полетели в яркое пламя красивые бумажные деньги с портретом убитого новой властью царя Николая. Прадед плакал и стонал над гибнущей мечтой всей своей жизни.

Горе его было великое и глубокое. Скупость его была наказана жестоко. И урок был не только для него, но и для всего многочисленного потомства. Из поколения в поколение переходила в роду нашем эта история про мешок денег.

Жить надо сегодня и не думать о завтрашнем дне.

Как сказано в Евангелии - не заботьтесь о завтрашнем дне, достаточно для каждого дня своей заботы...

   Так скопил мой прадед мешок денег...


Рецензии