Броневик Пасечные байки

   Пчеловодный сезон Василий Иванович начинал раньше всех. В прежнее время работал водителем в Автотранспортном предприятии, а теперь на пенсии занимался только пчеловодством. Своих «сладких мух» выставлял весной из омшаника, как только дневная температура достигала 10 градусов. Иногда, под заборами даже не успевал таять  снег. Работал быстро, но не суетливо.
   Сверху ульи утеплял ватными подушками, а снизу подогревал керамическими подогревателями, сделанными из стандартных сопротивлений СЦБ. Внутри создавались комфортные условия для развития пчелиной семьи. Весеннюю подкормку пчёл проводил только натуральным мёдом, разбавленным кипячёной водой.  К началу медосбора у Василия Ивановича были самые сильные пчелиные семьи, и мёда всегда он качал больше всех. Кроме пчёл, Василий тщательно готовил к летнему сезону свой автомобиль. Зимой им не пользовался. Соседи по гаражу смотрели на ретро машину с некоторым удивлением и восхищением за её прекрасный внешний вид.
   Друзья, с которыми Василий Иванович держал пчёл в лесу, шутили:
- За твои сбережения и доходы можно купить приличную иномарку, даже «Хаммер», а ты всё на горбатом броневике ездишь!
- Мне эту машину братишка подарил! Он тогда на заводе в Запорожье работал. Машина действительно крепкая. Название  «Броневик» она получила за свой крепкий кузов. Даже перевернувшись, машина не сминала крышу.  Кроме самого автомобиля, брат дал в придачу много запасных частей: поршни, кольца, гильзы цилиндров, два колен вала с комплектом вкладышей, подшипники.
- А что же он себе оставил?
- А ему завод новый Запорожец подарил!
- За какие заслуги?
- За хорошую презентацию продукции за рубежом! Я тогда вместе с ним ездил в Италию на этом горбатом Запорожце! После нашего турне в Альпах,  на завод изготовитель  поступило заявок на два годовых плана.
- Это ещё не факт, что автомобиль высоко оценили. Был случай, когда американская фирма закупила у СССР 20 грузовиков марки  КрАЗ. Через 3 месяца представители завода поехали на автопредприятие, где эти машины должны были работать. А машины стоят и не работают.
- Поломались?
- Нет! Они их, оказывается, покупали для воспитательных целей. Если водитель плохо работает, его сажают на КрАЗ. Через месяц шофёр просит его уволить или подписывает кабальные условия для работы на другом автомобиле. Больше месяца даже негры не выдерживали.
- А на вывозке леса хлыстами наши КрАЗы работали лучше иномарок. Крепче оказались. Идёт такой автомобиль по кочковатой мари и рычит дизельным мотором. Шоферы их ласково «Рексами» называли.
   Василий Иванович вздохнул и мечтательно сказал:
- В Италию снова бы поехал, но боюсь, свою жену дома оставлять.
- Так езжайте вместе! Сейчас это не проблема!
- Здоровье уже не то, да и хозяйство кому-то надо оставлять на время путешествия. Раньше молодыми были. За границу ездили всё больше организованными группами, чтобы не опозорить страну. Хотя случались казусы даже в группах. Нам про это рассказывали. Одна колхозница, во время встречи с зарубежными коллегами задала вопрос, указав на стену: «Это ваши передовики производства?». А там почти русскими буквами было написано «Политбюро». Скандал из-за неё возник. Думали, что она сказала это с издёвкой.
- А как же вас выпустили без группы, да ещё на своём автомобиле?
- Брат постарался! Да мы были оба коммунистами, уже бывали за границей в группах. Пчёлами я тогда не занимался. Урожай убрали, взял отпуск и приехал к нему в Запорожье. Мы уложили тогда в передний багажник всё, что могло понадобиться в дальней поездке. Несколько дней нас инструктировали. Автомобиль осмотрели, закрыли, и ключи отдали перед самой поездкой. Стояла пора Золотой осени. На автостраде шёл ремонт, и пришлось объезжать этот участок просёлочной дорогой.
   На границе у нас проверили документы, автомобиль. Заставили заполнить таможенную декларацию. Языка мы толком не знали, но разговорниками пользоваться умели. На наш автомобиль за границей не обращали особого внимания. На европейских дорогах было много автомашин с подобной формой кузова.
- Значит, вы через Альпы ездили в Италию, почти, как Суворов!
- Да, там даже памятник стоит нашему полководцу! Вот, смотри! У меня фото в машине есть!
- А где он стоит?
- Памятник этот стоит на перевале Сен-Готард и поддерживается в хорошем состоянии местными властями. К нему можно подойти пешком, но никто не мусорит и не выпивает около памятника. Вообще, в горах дороги хорошие, в смысле покрытия, а  петляют очень сильно. Например, участок Третино – Альто – Адидже так и называют «48 шпилек».
- Слышал, что певица Анна Герман где-то в тех краях в аварию попадала.
- Может быть! Дорога сложная, сильно не разгонишься, а нам и не нужно было торопиться.
   Местами петли проходят совсем рядом, но переходят  напрямик через водосливы только чабаны и бараны. В горах много хороших пастбищ, где  пасутся козы, овцы, коровы. Воздух чистый, далеко видно. Мы несколько раз останавливались, чтобы полюбоваться горами с петляющей по ним автострадой.
Уже возвращались домой, но неожиданно пошёл снег и перевалы стали закрывать для движения.
   Снег шёл вперемежку с дождём, и ехать по горному серпантину было действительно, опасно.
Отпуск наш подходил к концу, а мы стояли перед перевалом Стельвино и не знали, что нам делать.
   Снег уже перестал, но движение пока не открыли. Погода в горах меняется быстро, и снежный заряд может застать прямо на перевале. Брат достал из багажника цепи, собственного изготовления и закрепил поверх покрышек задних колёс. Мы уже хотели ехать, но налетел новый снежный вихрь. Началось столкновение автомобилей.
  Движение застопорилось. Полицейские не пропускали ни одной машины. Перед заснеженной обледенелой дорогой пасовали даже джипы-внедорожники. Местами дорогу перемело и все ждали подхода бульдозеров. Мы с братом пошли к полицейским, чтобы уговорить их, пропустить нашу машину. Пожилой полицейский категорично махал руками. В отчаянье, брат рванул на груди рубаху и обнажил татуировку. Полицейский отшатнулся и прошептал: «Рокоссовцы!»
   Брат по малолетству, отбывал срок в Юхтинской детской воспитательной колонии, у нас в Амурской области,  и сделал себе несколько модных наколок, как у своего дяди. Дядя был репрессирован, потом воевал на фронте. С войны вернулся весь израненный, со многими орденами и медалями. Мальчишки смотрели на него с обожанием и старались походить на фронтовика во всём.
   Между тем, пожилой полицейский что-то объяснял напарнику, жестикулируя руками. Стоявшие рядом водители внимательно прислушивались к их разговору. Один из них знал не только итальянский диалект, но и русский язык. Он нам перевёл смысл беседы.
- Пожилой полицейский хорошо знает такую татуировку ещё со времён войны. Её имели многие бойцы дивизии Рокоссовского. Когда такие солдаты обнажали грудь, их уже ничто не могло остановить. Они свято верили в победу и побеждали. Лучше отпустить этих русских, чем вступать с ними в конфликт.
   Нам разрешили ехать. Не скажу, что дорога оказалась лёгкой, но мы проехали и оказались на другой стороне перевала. Водители стоявших машин очень удивились, а некоторые пассажиры стали предлагать лиры и доллары, чтобы  перевезти их на другую сторону перевала. Пришлось согласиться.
   Пассажиров брали максимум. За руль садился брат или я. В тесноте, но не в обиде. Хорошо загруженный Запорожец идёт по снегу даже лучше, чем пустой. По проторённой дороге, брат  проехал даже без остановок.
Полицейский сначала подумал, что мы вернулись, но увидев кучу пассажиров пришёл в восторг. Это было веским доказательством молодому напарнику, что русских "Рокоссовцев"  ничто не может остановить.
   До самого вечера мы на своей машине возили пассажиров через перевал, сменяя друг друга за рулём. Денег закалымили приличное количество. Цену не называли, люди расплачивались по своей щедрости и острой необходимости перебраться через перевал. Ночью ездить не стали, потому, что от усталости валились с ног. Переночевали в гостинице.
   Утром нашу машину окружили корреспонденты, щёлкая фотоаппаратами. Хотя на перевале был снег, но дорогу расчистили и движение открыли. В долине продолжалась Золотая осень. Цепи с колёс мы сняли ещё поздно вечером. И теперь наш горбатый красавец позировал во всей красе для обложек популярных газет и журналов. Это был единственный автомобиль, которому удавалось преодолевать заснеженный перевал.
   Отвечая на вопрос о марке машины и заводе-изготовителе, брат просто дал корреспондентам инструкцию по эксплуатации.
- Как можно купить такую хорошую машину? – обратился к нему важный полицейский.
- По вопросу приобретения такой машины, обращайтесь на завод изготовитель, или торговое представительство СССР.
   Дальше мы ехали, не отказывая себе ни в чём. Все деньги потратили  на подарки для своих семей и друзей. Мы были популярны, как киногерои. Нам приветливо козыряли  полицейские. На нашей таможне возникли вопросы о количестве приобретённых подарков. Таможенники позвонили в Москву, и оттуда пришло указание на таможенную и пограничную службу, пропустить наш автомобиль со всем имуществом. Говорили, что перевод  статей зарубежных газет, с удовольствием прочитал даже Генеральный секретарь ЦК КПСС. На заводе в Запорожье брата встречали, как героя, даже небольшой митинг провели. Эту машину сняли с учёта, оформили мне в подарок и отправили в Бурею.
- А как же её отправляли? Нужно было делать деревянный ящик, почти гараж, а с пиломатериалом в тех местах трудно.
- А мы машину в пятитонном контейнере отправили, как домашние вещи. Всё масло и бензин слили, аккумулятор сняли, колёса открутили и поставили кузов вертикально. Несколько мужиков взяли в помощники. Обложили машину матрацами, раскрепили. Внизу сложили колёса и запчасти. Так контейнер и доехал до дома. Я его даже сам привёз на грузовике с контейнерной площадки. Ничего не помялось, не повредилось. Друзья шофёры помогли Запорожец выгрузить и поставить на колёса. С тех пор так и служит. Износил уже не один комплект резины. Один раз менял ему полностью поршневую группу и колен вал, некоторые подшипники и сальники, но всё это заводское. Так что, ретро автомобиль продолжает служить и напоминает мне о давнем путешествии.
Василий Иванович улыбнулся и сел в свой горбатый броневик. Мягко хлопнул дверцей и затарахтел мотором воздушного охлаждения.


Рецензии