Душ наших вертикаль-горизонталь
«Мы не завтра помрём - мы сейчас умираем!»
Людмила ФИОНОВА*
Студёная, заполярная горизонталь смерти и мучительно трудная и подневольная вертикаль жизни – вот образ креста русского человека. Этот крест ему нести со дня рождения всю жизнь до самой смерти, не встречая порой на своём скорбном пути ни одного красивого Версаля, Зимнего дворца или Соловьиного сада. «Когда над головой в зените светит солнце, хочется жить, когда на плечи месяцами давят свинцовые северные тучи – хочется повеситься». (Андрей Бильджо) Вокруг всё беспощадно просто и сурово, гнетёт и давит сверху душу незримая слепая злая воля, и никаких заздравных тостов в твою честь. А как может быть иначе там, где «наше северное лето карикатура южных зим» (А.С.Пушкин) Ведь в человеческом бытии «есть только жизнь и утверждение, есть только смерть и разрушение, всё остальное – украшение» (Леон Филипе).
Красные стены Московского Кремля, Лобное место на Красной площади, колокольня бывшей Славяно-греко-латинской академии, терема бывшего Печатного двора, Расстрельный дом НКВД. Это только часть символичных «украшений» скорбного пути русской души, стоящих на малом пятачке в самом сердце столицы-блудницы. А сколько ещё иных «украшений» нашей жуткой и страшной социальной истории? А сколько разных голосов, криков и шума в пылу исторических войн Памяти? Сколько пламенных призывов и речей, сколько воплей ужаса, отчаяния и боли? И этот вечный зов под звон колоколов и грохот пушек: «Умри за Родину! Стань добровольцем!» И этот вечный призыв обязательно и непременно умереть за что-то значимое и нечто сакральное, великое, правильное и не подвергаемое сомнению.
Нести свой крест, во что бы то ни стало, чтобы спасти себя, свою страну, весь мир и самого Христа от демонов и бесов Отца Лжи под грозный вопль на задворках полуночного мира неистового протопопа Аввакума: «Не спасётесь!» (Анатолий Апостолов. На краю студёной ойкумены.- ПРОЗА.РУ)
И это изначальное ощущение собственной вины перед всеми людьми, что ты своим рождением до конца жизни обязан им и всему миру. Родителям за то, что они тебя родили, чужим дядям за то, что якобы именно они спасли тебя от злобных врагов-захватчиков. И если бы не они, то тебя давно бы не было на свете. А посему скажи спасибо, что живой. И всю жизнь ты кому-то что-то должен. И эта и другая постоянно внушаемая тебе извне установка, что родился ты не для того чтобы жить для себя, а чтобы умереть в нужный день и час на благо других людей, непонятно каких.
И эта древняя, извечная борьба русского духа с плотью, которая всегда многое требует в наших суровых условиях, но мало даёт, которая изнемогает от желаний и тёмных чувств, капризничает, соблазняет, вводит в грех, позор и стыд, часто болеет и, как правило, в борьбе с духом побеждает. «В основном эта борьба идёт неосознанно и быстро заканчивается. Слабая душа не выдерживает натиска плоти, уступает, смиряется и сама становится плотью. Но у людей с сильной воли, чьи помыслы денно и нощно устремлены к высшему долгу, борьба между плотью и духом беспощадна и может продолжаться до самой смерти. Чем крепче плоть и душа, тем упорнее борьба и тем полнее окончательная гармония» (Никос Казандзакис «Последнее искушение Христа») Жизнь русского человека это вечная борьба плоти и духа, где русская белая плоть – языческая, не знающая стыда навья плоть, и её обольстительная чувственность почти не подконтрольна разуму. (1)
Сколько роковых необратимых заблуждений и трагедий в русском мире бы связано с ней. И свальный грех во время радений и мучительное умерщвление плоти в строгом монашестве. Тайный хлыстовский блуд по заветам Христа и оскопление юношей во имя Богородицы. Показная и даже неистовая религиозность в быту и снохачество по праву самого старшего и сильного в семье. Пламенные проповеди мужицкими пророками «духовного христианства» и пропаганда «чернецом Капитоном» теории самоистребления. Борьба за старый уклад жизни, по Домострою и по книге Голубиной, где «главный сударь Дух Святой». И одновременно с этим стремление успеть пожить по книге животной, познать все радости бытия от свежей юной плоти падчерицы или снохи. (2)
Тайна плоти и смысл любви, метафизика пола и таинство брака, арифметика любви и грубая физиология эроса всегда волновали лучшие русские умы, философов и религиозных мыслителей, писателей и поэтов, когда речь заходила о проблемах русской семьи и духовного мира русского человека. (3)
И это вполне объяснимо – ведь от духовного и физического состояния семьи всегда зависело благополучие всего общества, здоровый дух и крепкое тело молодого поколения и соответственно судьба страны. Но, увы, не так легко и просто добиться гармонии духа и плоти, высокий дух не приемлет грубой физиологии, особенно в любви, и это делает человека разумного (юношу и девушку) страдающими животными. А поскольку Homo sapiens, по Джонотану Свифту, не разумное, а только лишь животное, стремящееся к разуму, страдающее похотливое животное. Чем выше вертикаль духа и меньше горизонтальная площадь, вес и масса плоти, тем совершенней человек. Чем ниже, чем ближе к нулевой отметке спускается дух человека, тем больше проявляется его горизонтальная плотская сущность, тем мельче становится он как личность.
Душ наших вертикаль основана на вере в бессмертие человеческой души и на легенде о совершенном человеке, а горизонталь – на безнадёжном противоборстве духа и плоти. Дух русского человека всегда был женственен, скорбен и подавлен, или же благодушен, безмятежен и беззаботен. Его дух просветлённо скорбит, а плоть безмерно страдает на краю суровой ойкумены от тотального насилия над телом и душой. Когда высокий гордый дух спускается с сияющих высот к нулевой отметке и растекается вширь по горизонтали, тогда и гибнет человек и исчезает в чреве плоти.
На просторах Северной Евразии русской плоти было трудно радоваться жизни, на краю студёной ойкумены прожить свой век, чтобы не мёрзнуть и не голодать, нормально расти и созревать, охотно с радостью себя воспроизводить. Русская плоть – особая плоть, особая живая биологическая масса, готовая на всё, мягкая и податливая как пластилин в горячих пальцах господина.
И русская толпа – особое социальное животное, которое большевики, в лице Ленина, назвали толпой народной массы, всегда готовой по указке свыше на массовое насилие, самоистязание и взаимное уничтожение. Зомбированное животное способное умышленно скрывать по доброй воле от всех людей и от самих себя свой разоблачённый стыд и позор в секретных сейфах и закрытых фондах.
Русский человек переродился – в нем гностицизм и животный гедонизм заглушил последние стремления души – мечтать, выдумывать, изобретать и строить, думать о своём бессмертии.
Русская душа сегодня – это изжёванный ошмёток славянской души, пережившей за тысячу лет несколько «великих переломов» и гнусных надругательств над собой, из которых самые убийственные и особо жестокие пришлись на XX век. Русская душа сегодня, по природе своей язычница, по вере –христианка, а по идейности своей - «интердевочка», блудница-атеистка, склонная к изменам и переменам, готовая на всё, что угодно, «лишь только б не было войны», голода, насилия и казарменного секса. (Анатолий Апостолов. Эта третья кромешная Смута. - ПРОЗА.РУ)
Русско-советская душа – продукт реального коммунизма хитро устроенного человейника, где те, кто стоит близко к кормушке и автопоилке, счастливы лишь потому, что чувствуют себя элитой, довольны тем, что всё время помнят о тьме желающих попасть на их место. А те, кто всю жизнь ждёт оказаться близко у кормушки, счастливы потому, что им есть, на что надеяться в жизни, добиться ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ и обрести в себе гармонию и единство тела с духом. Но одной надеждой сыт не будешь, мечтать не вредно, но и не на пользу.
Душа русского человека вечно страдает и стонет, а тело его, как и душа подобна не заживающей ране, а сам русский человек подобен тихому сумасшедшему, предки которого были рабами и рабынями, привыкшими любить своих насильников и угнетателей.
А так называемый «русский характер» сегодня далеко не тот, о каком восторженно в своё время говорили и писали анархист Михаил Бакунин, социальный консерватор Константин Леонтьев и «красный граф», писатель Алексей Толстой. За сто лет антинародных социальных экспериментов, «великих переломов и репрессий, русский характер почти утратил прежние свои социально-политические составляющие – дух анархизма и вольницы и дух подобострастия перед властью, сакрализация самодержавия. Его ситуативная политическая составляющая сменилась полным равнодушием к своей судьбе и судьбе своего потомства, родного края и Отчизны, удивительным безразличием к проблеме единства русской нации. (4)
С гибелью русской души ослабли скрепы русской семьи, крест православного человека превратился в банальную перекладину, на которой удобно проводить коллективное повешение. Душа и разум отдалились друг от друга, любовь и долг, любовь и ответственность ушли туда же, куда ушли всегда весёлые инвалиды войны и труда и желтые от тротила сталинские биороботы из города Чапаевска, куда ушли и люди «лунного цвета», сыны Неба и Мудрости из «Книги Дзиан».(5)
Дух и душа – налево, для многих бесправных и бедных. Интеллект и право – направо, для избранных и богатых. Так и распределяются богатства Неба и дары Земли между людьми согласно Уголовному Кодексу. Каждый из нас дитя своей эпохи, и каждый зачат случайно, нежданно, не в то время и не в том месте, по любви и по принуждению.
Мы, дети войны и ГУЛАГА, жертвы насилия и зомбификации всей страны, не утруждали себя мыслями о душе и духе, о посмертной жизни простого и настоящего советского человека. Идеи Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, незыблемо «верные и правильные» были нам ближе, чем философия и арифметика любви. Идеи марксизма-ленинизма были в прошлом веке-людоеде реальными, наглядными и убедительными – без них можно было остаться голодным и умереть с голоду.
Не хлебом единым жив человек, но и без ломтя хлеба не обойтись. Постоянные заботы о хлебе насущном утомляют плоть, а длинные очереди за хлебом делают жизнь угрюмой и мрачной. И не потому ли вожди Советского Союза (Сталин и Брежнев) обещали советскому народу скорый приход коммунизма, то золотое время, когда каждый советский человек сможет досыта наесться хлеба, когда хлеб будет для всех бесплатным. Страшная цена была заплачена за эти вообще-то животные, плотские мечтания. Плохо, когда первородство продаётся за чечевичную похлёбку. Беда, когда за миску баланды и кусок хлеба продаётся тело и душа человека, его родных и близких. (Анатолий Апостолов. Конец Легенды о Человеке. – ПРОЗА.РУ)
В сплошных иллюзиях и мечтаниях, в «золотых снах» в кошмарах повседневности и в театре абсурда промчалась как миг жизнь трёх поколений подло обманутых и ограбленных людей. И навеки сгинула в белой ночи Бытия Легенда о Человеке. Исчезает в Ночи и становится реликтом русский и русско-советский настоящий человек. Но великолепные новые люди Сияющего дня не спешат занять его место.
Авторские примечания и литература
*Бояринцев А.И. Фионова Л.К. Война против разума. М.2010: Она же. Конец Грязнухи.М. 2009.
1.Мамонтов С.П. Духовная культура средневековой Руси. М:Издательство УРАО,2000, с.36
2. П.Милюков. Очерки по истории культуры. Часть вторая. Церковь и школа (вера, творчество, образование). 4-ое издание. СПб, 1905, СС.108-109
3. Русский Эрос, или Философия любви в России. –М.: Прогресс, 1991, с.16-17.
4. Татьяна Дмитриева. Характер Русский. М.2001
5. Макар (Бим-Бад). «НО…» Вступ. статья Анатолия Апостолова, - М., Издательство УРАО,,2003,, СС.76-78 –«Вечное колесо»; Александр Лофиченко. Детство Коли. МГО Союза писателей России,2011, СС. 123-146 –«Чапаевск-1953».
Свидетельство о публикации №220021600362